Материалы для изучения Маленьких трагедий А.С. Пушкина

 
 

Колмакова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Материалы для изучения Маленьких трагедий А.С. Пушкина

Драматические сцены

Цикл «маленьких трагедий» создаётся Пушкиным на пике вдохновенного взлёта и вбирает в себя всё, что характеризует переход от раннего творчества к зрелому. Произведения были написаны в короткий срок, за 15 дней. 23 октября 1830 г. окончен «Скупой рыцарь», 26 октября – «Моцарт и Сальери», 4 ноября – «Каменный гость», 6 октября – «Пир во время чумы». Отдельные драматические сцены, изображающие разные эпохи и страны, разное место и время, связаны общей темой и идеей, имеют сквозные мотивы и образы и представляют собой единое художественное  целое. В процессе чтения «маленьких трагедий», вам придётся убедиться в единстве произведения, определить общие факторы его художественной целостности.

Вопросы и задания:

1. Вспомните каноны жанра трагедии. Как в «драматических сценах» воплощается то или иное трагическое содержание, характеризующееся столкновением героев с миропорядком, какой вызов судьбе  бросает каждый из них? В «Скупом рыцаре» и «Моцарте и Сальери» есть резко отрицательные персонажи. Какова их оценка автором? Сопоставьте Барона и Сальери с Мазепой. В чём главное отличие образов «маленьких трагедий» от «Полтавы»?

2. Проследите мотив убийства в первых двух пьесах. Что является побудительной причиной каждого убийства? Только ли «ужасный век», по мнению Пушкина, виновен в «ужасных сердцах»?

3. Достаточно ли для определения образа Барона эпитета «жалкий»? Кого ещё в произведении можно охарактеризовать этим словом? Какой страсти служит Барон? А Альбер? Свободен ли он в своём выборе от власти идеи, принципа? В чём заключается корень зла в отношениях отца и сына?

4. Объясните смысл заглавия трагедии «Скупой рыцарь». Как оно отражает главный конфликт произведения?

5. Коллизия «Моцарта и Сальери» заключается в отношении человек –искусство. Определите суть противоречий и столкновений в этом отношении. Как воплощаются в произведениях такие идеи: искусство как догма, абстракция и живое искусство, гений, талант и просто отдельная человеческая жизнь.

6. Какая «пламенная страсть» владеет Сальери? Является ли это основной причиной его рокового поступка?

7. В чём трагизм мысли Сальери: «Но правды нет и выше»? Почему именно с этих стихов начинается произведение? Можно ли расценивать эти слова как первый шаг на пути к убийству Моцарта? Каков следующий шаг?

8. Каково отношение Сальери к Моцарту (человеку и музыканту)? К чему это приводит? Что, как считает Сальери, даёт ему право распорядиться чужой жизнью? Как он трактует понятие пользы человека для искусства?

9. В чём сила Моцарта?

10. Кто истинно свободен в своих поступках из двух героев трагедии? Кто и что побеждает в конфликте человека? В высоком смысле и в практической жизни?

Каменный гость

Вопросы и задания:

1. Свою третью трагедию Пушкин называл «Дон Жуаном», а остановился на «Каменном госте». Как вы думаете, почему? Поразмышляйте над окончательным заглавием. Подумайте над воплощением в пьесе мотива камня – окаменелости. В каких произведениях Пушкина вы встречали уже этот мотив?

2. Дон Гуан и Командор – две противоположности. Подберите оппозиции, выражающие суть противопоставления образов. Например: жизнь – смерть, движение – камень и т.д.

3. Герои и персонажи «Каменного гостя» отличаются от героев «Скупого рыцаря» внутренней противоречивостью характеров, их нельзя подвести под какой-либо «тип», они «не умещаются в себе», больше отведённой им роли. Докажите это.

4. Каково место и назначение любопытства и страха в трагедии? Кто любопытен и в чьей душе «страх живёт»?

5. От чего свободен Дон Гуан? От чего зависим?

6. Проследите постоянную замену мёртвого живым, переход из потустороннего мира в реальный (эстетически реальный) и со стороны Дон Гуана, и со стороны Командора. Для чего Пушкин «роднит» антиподов – Дон Гуана и Командора?

Пир во время чумы

Вопросы и задания:

1. «Пир во время чумы» завершает «маленькие трагедии». Сквозные образы «драматических сцен» приобретают в нём новое истолкование, трансформируются. Установите связи между образами последнего произведения и образами других пьес цикла.

2. Мотив мира присутствует во всех трагедиях. Объясните его назначение в каждой пьесе. Как этот мотив связан с образом дома. Где обретают дом пирующие во время чумы? Почему?

3. Как характеризует гимн Чуме Вальсингама? Почему он вызывает чуму на бой? Является ли это  результатом собственного свободного выбора или его поступок свидетельствует о подчинении судьбе, обстоятельствам, общепринятым принципам?

4. Председателю противопоставлен Священник. В чём суть этого противопоставления? Какой путь отвергает старик? Какой указывает?

5. Завершается напряжённый спор Священника и Вальсингама появляющейся возможностью понять каждому правоту противоположной стороны. Подтвердите это суждение. Объясните назначение финального диалога «Пира…» в контексте всего цикла «маленьких трагедий».

Задание:

В письменной форме изложите свои размышления по поводу суждения Ю.М. Лотмана: «Драматические сцены Болдина в известном отношении могут быть рассмотрены как единый макет…»

Количество просмотров: 14123  

Комментарии

Ответы где?
Вопросы интересные. Заставляют думать

Страницы

Добавить комментарий

1. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. От песочницы до планшета: трансформация и будущее дошкольного образования ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Детско-родительский проект «Я здоровый, сильный и красивый!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Мастер-класс «Нейропсихологические технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Пособие «Досочки Сегена» в коррекционной работе логопеда ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Библиотечная игра по сказкам А. С. Пушкина ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Развлечение «Приметы осени» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Конспект логопедического досуга для детей старшей группы по теме «Зимушка-зима» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Знакомство с процессом изготовления стеклянной ёлочной игрушки в праздничном путешествии в зимний Красноярск на фабрику новогодних игрушек «Бирюсинка» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. «Чистота – залог здоровья»: формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Конспект НОД «Путешествие в мир народных промыслов» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Конспект занятия для детей с ТНР средней группы «Настоящие друзья» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Беседа с дошкольниками подготовительной группы о старинном русском промысле – прядении ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы