Материалы к изучению «Повестей …Белкина…» А.С. Пушкина. Эпическое мастерство

 
 

Колмакова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Материалы к изучению «Повестей …Белкина…» А.С. Пушкина. Эпическое мастерство

Лета к холодной прозе клонят,

Лета шалунью рифму гонят.

Пушкин. Евгений Онегин,6 гл.

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.

Пушкин

Написал я прозою 5 повестей…

Пушкин

Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. Пушкиным» – начало нового изображения человека, начало новой прозы русской литературы, прозы точной, реалистичной, психологической, многоголосной.

Перед вами изображение обложки первого издания – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.». Так назвал своё произведение Пушкин, и заглавие это сокращать нельзя. Каждое его слово значимо для понимания художественного единства повестей. Обложка же указывает и на «двойное авторство»: «Повести…Белкина» и «Повести… А.П.», направляет внимание читателя на то, что в произведении не один повествователь.

Мы сокращаем заглавие для удобства произношения, но помним, что весь цикл – гениальная мистификация Пушкина, и каждая повесть представляет часть единого целого романного типа. Герой этого романа – Белкин, покойный, повествователь, герой в роли писателя, со своей судьбой, культурой, своим миропониманием. У него сложные диалогические отношения с автором. Каждое слово произведения принадлежит и Пушкину, и Белкину, но одновременно они разные. Для Белкина каждая повесть – законченное целое, для Пушкина все повести – единое целое. Там, где Белкин завершает повествование, Пушкин продолжает, или оставляет незавершённым. То, что для Белкина является разрешённым, неоднозначно для Пушкина.

В «Повестях…А.П.» дан «образец того, как серьёзно и точно литература может говорить о жизни и иронически-литературно повествовать о литературе» (Лотман).

Что за литератор Белкин? Почему он покойный? Какая основная мысль объединяет «Повести…» и почему они – новое слово в изображении человека?

Вопросы и задания:

1. Эпиграф помещён до авторского вступления «От издателя». О чём это свидетельствует? Каков смысл эпиграфа? Как он связан с каждой повестью?

2. Какова сюжетная и композиционная роль гл. «От издателя»? Почему Пушкин обращается здесь к эпистолярной форме?

«Выстрел»

1. В чём заключается символический смысл заглавия первой повести? Как оно связано со всем циклом?

2. Объясните назначение двухчастной формы повести.

3. Охарактеризуйте Сильвио (имя, внешний облик, поступки, внутренний мир). Каково отношение рассказчика к герою? Разнится ли оно с пушкинским отношением? Можно ли назвать Сильвио романтическим героем? Какой одной страсти посвятил он всю жизнь, каким идеалам служил?

4. Как описан в повести граф Б.? Сравните его с Сильвио. На кого из героев «маленьких трагедий» похож граф Б.,а на кого – Сильвио? Обоснуйте свои суждения примерами характеристик из рассказа Сильвио о знакомстве и дуэли с графом Б.

5. Обратите внимание на финал повести. О чём свидетельствует фраза «сказывают, что…», ведь Белкин ни с кем не общался?! Для чего Белкин наделяет Сильвио героическим ореолом, сближает его судьбу с судьбой Байрона? (Байрон принимал деятельное участие в освободительной войне греческого народа против ига турок как полководец и дипломат).

«Метель»

Для Белкина вопрос о Сильвио разрешён: Сильвио – герой.

Для Пушкина – ?..Он пишет «Метель».

1. В чём вы видите связь «Метели» с «Выстрелом»? Можно ли назвать «Метель» продолжением, развитием какой-то идеи предыдущей по вести? Если да, то какой идеи? В чём выражается это развитие?

2. Герои «Метели» имеют или фамилию, или имя. С чем это связано?

Как бы вы определили жизненную позицию каждого? Каковы их соотношения?

3. Пушкин пародирует сюжетные и языковые штампы романтизма. Обоснуйте это. В чём назначение такой пародии? Есть ли ирония в связи с этим явлениемв романтическом пафосе Белкина?

4. Заглавие произведения – «Метель». Образ стихии является в нём сюжетообразующим. Убедитесь в этом, проследив, как стихия определяет судьбы героев, кто является её жертвой, а кто ей противостоит.

5. Сопоставьте описание метели в повести со стихотворением «Бесы». Как развивается мотив бесовства, наваждения, колдовства в «Метели»? В чём его назначение? Как связаны с ним образы художественного времени и пространства?

6. Кто из героев, Бурмин или Владимир, обладает уединённым сознанием? Кто из них, по-вашему, ближе каждому автору? Кто прав, Бурмин или Владимир? Даёт ли Пушкин однозначный ответ на этот вопрос? Кому принадлежит заключительная фраза повести, Белкину или Пушкину? Почему вы так считаете?

«Гробовщик»

1. В повести продолжается противопоставление двух жизненных позиций: замкнутости, уединённости и открытости, сообщительности, но уже в одном лице. Докажите это. Охарактеризуйте главного героя, его приверженность порядку, плану, другие качества. Отметьте моменты, где Адриан выходит за пределы своей уединённости.

2. Сон в литературном произведении всегда несёт информацию о внутреннем мире героя. Почему гробовщику снится именно такой сон?

3. Содержание сна со слов приказчика Б.В. пересказывает Белкин. Но в этом пересказе слышен и голос автора. Найдите пушкинские интонации и оценки. Укажите двухголосые фразы в этой сцене. Где ещё в повести сквозь мёртвого Белкина «просвечивает» живой Пушкин? Для этого проследите, например, мотивы и образы, усиливающие тему смерти или её профанирующие, найдите романтические и бытовые интонации, другие факторы художественного целого.

4. Можно ли повесть «Гробовщик» в контексте всего цикла назвать интермедией? (интермедия – небольшая комическая пьеса или сценка, разыгрываемая между актами основной пьесы, от лат. Intermedius – находящийся посреди). Почему именно эта повесть является центральной?Какая идея связывает её с предыдущими и последующими произведениями «Повестей…Белкина…»?

«Станционный смотритель»

1. Кто из героев повести продолжает линию Сильвио, Владимира? Кто – графа Б., Бурмина? Кому сочувствует Белкин? Кому – Пушкин? Чья позиция наиболее значимо заявлена во вступлении? Обоснуйте своё суждение, используя двухголосое слово повести.

2. Объясните место и роль притчи о блудном сыне, особенности её интерпретации в «Станционном смотрителе».

3. Каково назначение портретных и интерьерных деталей в создании образов главных героев? Как детали пейзажа, образы художественного времени и пространства, в частности, хронотоп дороги, воплощают основную идею произведения?

4. Определите систему мотивов. Какое место в этой системе занимают мотивы счастья и смерти? Мотивы еды, питья, денег, притворства?

5. Что планировал Самсон Вырин для дочери? О каком счастье и для кого он мечтал?

6. По словам П.А.Вяземского, проявлением высшего благородства является сочувствие чужому счастью. Кто из героев повести наделён таким качеством?

«Барышня-крестьянка»

1. Вдумайтесь в смысл заглавия последней повести. Кто ещё из её героев совмещает в себе или пытается совместить два образа, две жизненные позиции?

2. «Барышня-крестьянка» – венец «Повестей…Белкина…». В ней с наибольшей силой противопоставлены замкнутость и открытость, притворство и естественность, в конечном итоге, жизнь и смерть. Выявите эти оппозиции и определите, какая жизненная позиция, по Пушкину, является истинной. Обратите внимание на такие атрибуты романтизма, как бледность, уединённость, загадочность, грусть, чёрный перстень и т.д. В каком ключе они освещаются в повести? Каково символическое значение белил и живого румянца, прорывающегося сквозь их слой? Поразмышляйте над таким смысловым рядом: бледный – белила – белый – Белкин.

3. В этой повести находятся слова, выделенные Пушкиным, «особенность характера, самобытность (individualite), без чего…не существует и человеческого величия». Как вы понимаете эту фразу? Обоснуйте её ключевое значение для каждого произведения и для всего художественного целого «Повестей…»

4. Что говорит о Белкине-писателе открытый финал повести?

Темы письменных работ и микроисследований:

1. Авторская манера «писателя» Белкина.

2. Мой Белкин.

3. Закономерность расположения произведений в «Повестях…».

4. Двухголосое слово «Повестей…Белкина…».

5. Критическоеизображенин романтического мироощущения в «Повестях…»

6. Значение притчи о блудном сыне в художественном целом «Повестей…Белкина…»

Количество просмотров: 13450  

Добавить комментарий

1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы