Решение текстовых задач на уроках математики в начальной школе с использованием приёмов смыслового чтения

 
 

Шаркунова Татьяна Филипповна,

учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 9»
Заельцовского района г. Новосибирска

 

Решение текстовых задач на уроках математики в начальной школе с использованием приёмов смыслового чтения

Решить задачу – значит выиграть сражение.

Но выиграть сражение не значит решить задачу.

Декарт

Уже много лет я работаю учителем начальных классов. За годы работы я, как учитель, бывало, испытывала и полное разочарование, и неудовлетворённость в своей работе, и радость от замечательно проведённых уроков, и гордость за успехи своих учеников. Мне посчастливилось работать в творческом коллективе педагогов гимназии № 9 Заельцовского района. Каждый учебный год у нас в гимназии наполнен множеством педагогических идей, которые успешно решаются педагогами и учащимися на семинарах, мастер-классах, уроках, в различных творческих группах. В этом учебном году я была руководителем одной из таких групп. Мы работали по проблеме смыслового чтения в обучении младших школьников. Более интересными у меня всегда получались уроки гуманитарного цикла: русский язык, литературное чтение, окружающий мир. Уроки математики давались значительно труднее. Мои же ученики всегда любили математику: неплохо считали, решали уравнения, составляли выражения и т.д. Сложнее обстояли дела с решением задач. Были дети, которым было трудно справиться с этим видом заданий, несмотря на мои усилия как учителя. Анализируя приёмы смыслового чтения, я смогла систематизировать свою работу по этому вопросу, выделить основные методы и приёмы, которые могли бы помочь моим ученикам справиться с решением математических задач.

Дети уже в 1 классе знакомятся с задачей и её составляющими (условие, вопрос, решение, ответ), выделяют то, что известно, что нужно найти и т.д. Именно решение текстовых задач позволяет ребенку заинтересоваться математикой. Формируя универсальные учебные действия учащихся, учитель, прежде всего, развивает личность ребёнка, даёт ему возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетентности, учит правильной организации усвоения материала, т.е. умению учиться.

Я формирую вышеперечисленные универсальные учебные действия, используя приёмы смыслового чтения. Стратегии смыслового чтения хорошо прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики в начальной школе.

Понять содержание текста задачи – важная и сложная задача. Ребёнку необходимо:

– ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл, находить в тексте необходимую информацию (пробегать текст задачи глазами, определять его основные элементы, сопоставлять, устанавливать, находить необходимую единицу информации в тексте);

– преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: краткие записи, формулы, графики, диаграммы, таблицы, умение переходить от одного представления данных к другому;

– решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, требующие полного или частичного понимания текста;

– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта сомневаться в достоверности получаемой информации, уметь обнаруживать её недостоверность.

Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работать с текстовыми задачами нужно много, и обязательно в системе, стараясь обратить внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении и формулировке ответа. На этапе поиска решения у младших школьников развиваются такие универсальные учебные действия, как установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, выбор наиболее рациональных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Для ребёнка важно, чтобы он знал, понимал, для чего он учит ту или иную тему. В начальной школе ответить на этот вопрос детям несложно: математика касается чисто практических задач – вычислить площадь, периметр комнаты или найти скорость пешехода, время, которое он потратит на дорогу в школу. Практически к любой области человеческих знаний можно отнести математику. Это её применение будущими программистами, инженерами, строителями и т.д., а также развитие благодаря математике логического мышления и воображения.

Ещё в первом классе на уроке литературного чтения мы с ребятами прочитали в рассказ Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома", обращая внимание, как главный герой решал задачи, как он рассуждал, и самое главное, какое удовольствие он получил потом от успеха. Мои ученики с увлечением решают задачу, когда она им интересна, когда она становится для них значимой и приобретает эмоциональную окраску. Любая ситуация, представленная в условии задачи, находит живой отклик в душе ребёнка, если он сам становится ее участником. На уроке стараюсь использовать различные формы поощрений и показать детям, что от решения задачи по математике можно получить такое же удовольствие, как от разгадывания кроссворда или ребуса. Привычка решать задачи и получать от этого удовольствие у большинства моих третьеклассников уже сформирована. Часто перед началом решения задачи обращаюсь к ученикам фразами: «Задача вызывает вас на дуэль», «Кто попробует справиться с этой задачей» или «Проверим: всем ли по зубам эта задача?»

Стараюсь, чтобы моё объяснение задачи стало понятным всем детям. Внушаю, что надо обязательно разобраться в условии задачи, полностью поняв её, даже если потребуется перечитать условие несколько раз. Очень важно научить, прочитав задачу, представить жизненную ситуацию, отраженную в ней. В первом и втором классах задачу обычно читают несколько раз, но постепенно стараюсь приучать к запоминанию задачи с одного чтения, так как в этом случае дети будут сразу читать задачу более сосредоточенно. Подобной работой у меня получалось побудить своих учеников к решению задач, выработать умение понимать условие задачи.

Можно выделить несколько этапов решения задачи:

– исследование задачи. Когда требуется решить задачу, первое, что нужно сделать, – это исследовать её, т.е. установить, что дано, что нужно узнать; объяснить незнакомые слов и выделить важные, главные слова, которые несут смысловую нагрузку; преобразовать имеющуюся информацию в более понятную. Затем нужно упростить задачу, изложив ее своими словами и разделив на составные части.

Во время анализа условия задачи необходимо ответить на вопрос: Возможно ли выполнить условие? Достаточно ли оно для определения неизвестных величин? Или недостаточно? После исследования условия желательно нарисовать схему или чертеж. Иллюстрация задачи – это использование средств наглядности для выявления величин, входящих в задачу, данных и искомых чисел, а также для установления связей между ними. Затем выбираем в какой форме будет выполнено решение.

– планирование решения. После исследования задачи намечаем шаги, которые требуются для ее решения, и порядок, в котором они должны быть выполнены. Планирование решения означает разработку алгоритма решения. Здесь определяется связь между исходными данными и неизвестным. Можно оставить только часть условия в задаче, а другую часть отбросить, чтобы выяснить, насколько неизвестное число тогда будет определено и как можно его изменить. В этом случае хорошо задавать для себя вопросы: "Можно ли взять что-либо полезное из исходных данных?", "Можно ли представить себе другие данные, подходящие для нахождения неизвестного?", "Можно ли изменить неизвестное или исходные данные, или и то и другое вместе?" На последнем этапе планирования задается вопрос: "Все ли данные в задаче можно применить?"

– выполнение решения. Выполнение решения (выполнение плана) – следование алгоритму. Необходимо проверить каждый пункт, выполняя свой план решения, убедиться, что последнее выполненное действие решения соответствует вопросу, заданию, которое было определено первоначально. Если это не так, тогда следует вернуться к предыдущим пунктам. И это может повторяться несколько раз, пока это будет необходимо.

– проверка результата. Конечное решение задачи требует проверки, которая может быть разнообразна: установить соответствия между искомой величиной и исходными данными; составить и решить обратные задачи; решить задачи другими способами; прикинуть, подобрать ответ – установить области значений искомой величины.

Эти этапы связаны между собой, и работа на каждом этапе в начальной школе ведётся под руководством учителя. Конечно же, к 4 классу сильные ученики – помощники и опора на уроке.

Ученики моих классов знают, что решение любой, даже самой трудной задачи, подчиняется главному закону: по двум данным находим третье.

Если детям трудно составить краткую запись, пробуем рисовать. Мы рисуем с 1 класса. С самого начала учимся четко представлять, что же происходит в те моменты, от которых говорится в задаче, и рисунок бывает просто необходим. Если трудно записать план решения и некоторые ребята не понимают, почему же они не могут ответить сразу на вопрос, разыгрываем с ними на уроке сценку, чтобы они могли почувствовать себя как бы «внутри задачи», затем составляем план.

Математика прекрасно тренирует внимание детей. Когда учимся формулировать ответ к задаче, самое главное, с чего начинаю учить детей, что ответ задачи скрыт в ее условии. Ответ нужно списывать с вопроса. Ответ всегда начинается с числа. Решение любой задачи обязательно должно быть с кратким объяснением каждого действия. По цепочке дети рассуждают, решая задачу, например так: "Нам надо найти, сколько сшили платьев из каждого рулона. Для этого надо знать, сколько было ткани всего и сколько ушло на одно платье. Мы знаем, сколько ткани в рулоне, но не знаем, сколько уходит на одно платье. Надо найти, сколько уходит на 1 платье. Мы знаем, что из второго рулона сшили меньше платьев, чем из первого на 3 штуки, значит, потратили меньше ткани и т.д. Важно использовать такое проговаривание и объяснение, иначе дальше, когда еще сложнее будут задачи, дети будут больше путаться в рассуждениях.

Одним из заданий является, когда сами дети задают в ходе решения вопросы такого рода:

В пяти коробках по 10 книг. Вывод...

У Даши 3 конверта с марками, в каждом по 7 штук. Вывод…

Миша выше Тани и ниже Коли. Вывод...

Решая задачи с использованием различных формул, ученики заносят данные в таблицу. Таблица является самым наглядным способом представления информации при решении задач на нахождение скорости, расстояния, количества товара, его стоимости и др. Читая задачу первый раз, дети должны понять её целостный смысл, чтобы определить количество строк и столбцов в таблице. После более детального прочтения ребята извлекают из текста всю необходимую информацию и записывают в таблицу, что не вызывает у них никаких сложностей.

Постоянно подбрасываю информацию для размышлений, дискуссий и каждый раз поощряю ребёнка при любой попытке высказать свое мнение, задать вопрос по существу, провести анализ и оценку собственных рассуждений.

Требую, чтобы дети запоминали значение «математических фраз», некоторые вообще, как стишок, даже наизусть выучили. Например, «больше в», «больше на», а также «слагаемые», «уменьшаемые», «вычитаемые» и т.д. – нужно добиться четкого понимания, что это значит. Только после этого условия задач не будут казаться такими непонятными, запутанными и сложными, а решения простыми и лёгкими.

В вычислении простейших математических выражений, в изучении таблицы умножения, дробей, все вычислительные навыки желательно довести до автоматизма. Иначе дальнейшие «слои» знаний будут построены на очень непрочном фундаменте. Какой смысл изучать сложение и умножение многозначных чисел, если ученик не может правильно и БЫСТРО складывать или умножать два однозначных числа. Лучше на уроке предложить похожие задачи с одинаковыми вопросами, но решаемые по-разному, тогда у ребёнка не будут не вырабатываться шаблонные подходы к решению задач.

Для того чтобы формировать у учащихся умения проводить всестороннюю работу над одной и той же задачей, учу решать её различными способами, это позволяет убедиться в правильности решения задачи и даёт возможность глубже раскрыть зависимости между величинами, рассмотренными в задаче, научиться отыскивать наиболее рациональные решения, а также составлять условия задач к имеющимся вопросам, придумывать вопросы к имеющимся данным, составлять задачи, решаемые в одно или несколько действий, придумывать задачи с избыточными или недостающими данными, сравнивать разные задачи, к одному и тому же условию ставить несколько разных вопросов.

Практически на каждом уроке математики провожу минутку смекалистых, в ходе которой включаю в урок решение нестандартных задач, начиная с задачи-шутки, задачи-сказки, старинных задач и т.п. Нестандартные задачи стимулируют мыслительный процесс, заставляют рассматривать условие задачи с разных точек зрения, вырабатывают диалектичность мышления у учащихся.

Если же решать на уроках только типовые задачи – это не раскроет личность ребенка, поскольку в этом случае самооценка и оценка его способностей учителем будет зависеть, главным образом, от прилежания и старательности, но не учитывать проявления ряда индивидуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, анализу и т.д.

Математик и педагог Д. Пойа писал, "что решение задач – это практическое искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь ... если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать". Важно, чтобы задача обязательно решалась на каждом уроке и была бы ещё и одним из домашних заданий, т.е. «понемногу, но каждый день».

Каким же должен быть урок математики, чтобы все учащиеся полюбили этот предмет? На уроке желательно создать ситуацию, в которой дети приобретают знания в процессе активной познавательной деятельности. И, конечно же, ребенку на уроке должно быть интересно и понятно, зачем он изучает данный материал и где может применить полученные знания, независимо от того, в каком классе он обучается.

Решение текстовых задач с использованием приёмов смыслового чтения, вовлечение учащихся в процесс активной деятельности на уроках поможет детям не бояться, что решая задачу, что-то не получится, а наоборот, поможет им оценить в себе по достоинству смелость и трудолюбие, доставит им истинное удовольствие от самого процесса работы над задачей.

Количество просмотров: 31185  

Комментарии

Большое спасибо.
Спасибо!!

Страницы

Добавить комментарий

1. Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС нового поколения
2. Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС
3. Стратегии смыслового чтения. Ромашка Блума
4. Проведение интегрированного урока (биология и литература) в рамках ФГОС ООО
5. Решение текстовых задач на уроках математики в начальной школе с использованием приёмов смыслового чтения
6. «Сдать ЕГЭ хорошо – сложно, но мы это сделаем». Подготовка школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию. (Опыт репетитора)
7. Применение универсальных листов контроля в преподавании истории (5 класс)
8. Нетрадиционные уроки как одна из форм обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС
9. Виртуальный эксперимент и его использование в обучении химии
10. Карта учета индивидуальных достижений учащихся на уроках физики
11. Уроки введения нового знания на основе исследовательской деятельности учащихся
1. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы