«Сдать ЕГЭ хорошо – сложно, но мы это сделаем». Подготовка школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию. (Опыт репетитора)

 
 

Овчинников Алексей Алексеевич,

учитель истории

МБОУ СОШ № 148 г. Купино Новосибирской области

 

«Сдать ЕГЭ хорошо – сложно, но мы это сделаем». Подготовка школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию. (Опыт репетитора)

Часто встречается такое мнение, что репетиторство – рутинный процесс по наработке определенных умений и пополнению знаний. На самом деле работа репетитора и ученика, это прежде всего творческий процесс, поиск оптимальной модели совместной работы на основе индивидуально подхода. По своему творческому и образовательному потенциалам индивидуальные занятия, как минимум не уступают традиционному уроку. Главные преимущества индивидуальных занятий – это возможность совмещать подготовку к ЕГЭ с участием в вузовских олимпиадах, планировать занятия исходя из интересов и способностей учеников, более качественно работать на результат. Многие дети не до конца раскрывают свой потенциал в школе, «теряются в коллективе», а на индивидуальных занятиях можно решить эту проблему.

Основная цель индивидуальных занятий – за достаточно небольшой период времени в течение учебного года восполнить пробелы и систематизировать школьные знания ученика по гуманитарным предметам, развить его творческие способности. Особо важно привлечь его к проектной деятельности и участию в олимпиадах «Покори Воробьёвы горы», «Ломоносов», проводимых МГУ имени Ломоносова; «Кодекс знаний», проводимой Омской академией МВД, «Будущее Сибири» ТГУ и др.

Перед началом каждого учебного года необходим насыщенный период подготовки репетитора к новым занятиям, ознакомление с изменениями в структуре ЕГЭ, разработка домашних заданий, на основе сборников ЕГЭ, проработка олимпиадных заданий прошлых лет.

Первые занятия, по моему мнению, должны быть направлены на ознакомление ученика со стандартом ЕГЭ, уровнем сложности заданий разного типа. Первоначально надо познакомить учеников с олимпиадными заданиями и работами прошлых лет, сформировать цели работы на год. Цели работы формируются индивидуально, исходя из запросов и способностей конкретного ученика, возможны разные варианты работы: например, возможно гармонично сочетать подготовку собственно к ЕГЭ и участие в вузовских олимпиадах.

Важнейшими задачами первых занятий является создание атмосферы доверия и психологического комфорта в системе взаимоотношений «ученик – учитель». Психологический комфорт и атмосфера доверия необходимы, без них невозможен хороший результат. Доверие ученика к учителю, психологический комфорт в общении – важнейшие условия успеха. 

В первые же недели занятий необходимо найти эффективную мотивацию совместной учебной деятельности: ученик должен верить в себя, доверять своему учителю, много работать.

Особое внимание на первых занятиях нужно уделить индивидуальным особенностям учеников, прежде всего скорости восприятия и усвоения материала, памяти, мыслительной деятельности. Во время занятий необходимо эффективно дозировать преподаваемый материал, быстро перестраивать сам ход занятия, учитывая к тому же степень уверенности ученика в своих силах. В процессе  подготовки учеников к ЕГЭ необходимо сформировать у них адекватную оценку своих знаний и умений. В данной ситуации вероятны две проблемы: у одних учеников встречается низкая самооценка и неуверенность в своих силах, у других – излишняя самоуверенность и эйфория от первых успехов.

Тестовая форма сдачи ЕГЭ требует эффективной наработки особых навыков – умения выполнять тестовые задания 1 части и творческие задания 2 части. По мере совершенствования знаний и умений ученика начинается разбор заданий олимпиад для развития творческих креативных способностей ребенка. Необходимо постепенно наращивать сложность заданий, учитывая способности ребенка.

С опорой на базу школьных знаний для подготовки к ЕГЭ можно заниматься 1 спаренный час в неделю обществознанием и столько же историей, но в каникулярное время можно увеличить интенсивность занятий. В каникулярное время можно более эффективно разбирать наиболее сложные задания и создавать олимпиадные проекты.

Занятия обязательно должны включать теоретическую и практическую часть, дополняющие друг друга. Теоретическая часть занятий предполагает изучение материала с использованием конспектов, хронологических таблиц, энциклопедических словарей и т.д. в электронном формате. Подача материала должна быть насыщенной и разносторонней, можно сформировать, условно говоря, некий информационный поток. «Информационный поток»  – это лекционные и практические занятия, работа с учебной и справочной литературой, просмотр и обсуждение качественного документального материала. В процессе изучения истории России особый интерес представляют такие документальные проекты: «Российская империя», «Намедни» Леонида Парфенова, «История России ХХ века», «Алтарь победы» и др.

Практика по истории и обществознанию, как правило, проходит в форме работы с тестами, включающим задания ЕГЭ части 2 по истории России. В раздаточный материал, по возможности, включаются все типы заданий, которые вообще можно найти в 1 и 2 части, т.е. задания на анализ источников, на обобщённую характеристику и систематизацию исторического материала, на анализ исторических версий и оценок, а также создание исторического портрета. 

У многих учеников есть проблемы при выполнении заданий по карте, следовательно, необходимо поэтапно учить их работе с этим особым источником информации. 

Работа с картой начинается с сопоставления данной карты и карты с заданием из сборника заданий ЕГЭ, и только постепенно надо подводить учеников к самостоятельной работе с картой.  

Особую сложность для большинства учеников представляет работа с источниками. «Старшеклассникам все больше приходится изучать историю так, как это делают профессиональные историки, обращаясь непосредственно к источникам, анализируя их, сопоставляя между собой, формулируя собственные выводы, суждения и оценки». [3, c. 5]

Часть тестовых заданий используется в качестве домашней работы, для наработки умений и навыков. Решение заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий должно обязательно сопровождаться детальным разбором их содержания. Задания части 2 по обществознанию требуют развития таких навыков учения как умения анализировать текст, составлять план ответа, подготовку текста эссе.

Формирование навыков, необходимых для успешной сдачи экзамена очень важно, но всё же на первом месте стоит изучение истории России и развитие творческих способностей ученика. В таком случае ученик должен стать полноправным участником диалога, откровенно говорящим о своих текущих трудностях в изучении истории и обществознания. 

При подготовке к олимпиадам нужен еще более высокий уровень мотивации и умение выйти совместно с учеником на новый уровень познавательной и творческой деятельности.  Решение олимпиадных заданий высокого уровня сложности по принципу: «Мы это сделаем, обязательно сделаем», развивают творческие способности и чувство уверенности в своих силах. 

Литература

1. Алексашина Л.Н. ЕГЭ История. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. М., – 2014.

2. Маркин С.А. Обществознание. Выполнение заданий части С. М., – 2012.

3. Пазин Р.В. Анализ исторического источника (задания С1-С3). 200 источников, 600 заданий.

4. Чернова М.Н., Румянцев В.Я., Гевуркова Е.А. История России. Интенсивный минимум. М., – 2012.

Количество просмотров: 14083  

Добавить комментарий

1. Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС нового поколения
2. Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС
3. Стратегии смыслового чтения. Ромашка Блума
4. Проведение интегрированного урока (биология и литература) в рамках ФГОС ООО
5. Решение текстовых задач на уроках математики в начальной школе с использованием приёмов смыслового чтения
6. «Сдать ЕГЭ хорошо – сложно, но мы это сделаем». Подготовка школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию. (Опыт репетитора)
7. Применение универсальных листов контроля в преподавании истории (5 класс)
8. Нетрадиционные уроки как одна из форм обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС
9. Виртуальный эксперимент и его использование в обучении химии
10. Карта учета индивидуальных достижений учащихся на уроках физики
11. Уроки введения нового знания на основе исследовательской деятельности учащихся
1. Читательская грамотность – ключ к формированию функциональной грамотности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Интерактивные методы обучения истории: применение и эффективность ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Повышение качества образования: эффективные практики на уроках литературы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Формирование основ естественно-научной грамотности обучающихся начальной школы в процессе проведения экскурсий на уроках окружающего мира ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Театральная деятельность как мотив к изучению иностранного языка и снятию языковых барьеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Флорбол: путь к здоровью, дружбе и победам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества обучения английскому языку средствами аутентичных видеоматериалов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Тестовая технология – эффективный способ контроля знаний ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Стратегии и алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы у обучающихся 5-11 классов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Повышение качества образования в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Физическая подготовка обучающихся как подготовка к профессиональной деятельности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы