Интеллектуальная игра по физике для обучающихся в 7-8 классах
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
На протяжении нескольких лет учителя физики нашего лицея разрабатывают сценарий и проводят интеллектуальные игры для 7-8-х специализированных классов по естественнонаучному и инженерно-технологическому профилю. В лицей приезжают обучающиеся из образовательных организаций города и региона.
Одним из важнейших, эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету являются игры. Назначение игр – совершенствование мышления, внимания и творческого воображения, развитие умения видеть необычное в знакомых вещах, формирование навыков групповой деятельности, реализация интеллектуальных способностей детей в комфортной для них обстановке. Физика - это одна из учебных дисциплин, дающая представление об окружающем мире и являющаяся основой научно-технических знаний.
В процессе проведения игры развиваются творческие способности учеников, умения быстро реагировать, работать в команде и получать удовольствие от полученного результата. Интеллектуальная игра позволяет проверить усвоение изучаемых физических законов и расширить свои знания по предмету.
Сценарий интеллектуальной игры «Эврика»
Ход мероприятия
Правила игры: каждая команда придумывает свое название.
Каждое задание выполняются по времени от 3 до 5 минут.
Задание 1. «Четвертый лишний» – 5 минут
Зачеркните лишнее понятие:
1. Конвекция, плотность, молния, кипение.
2. Масса, время, температура, ареометр.
3. Альтиметр, барометр, калориметр, весы
4. Джоуль, Ватт, Кельвин, Резерфорд.
5. Миля, аршин, локоть, пинта.
Задание 2. «Угадайка» – 5 минут
В таблице даны несколько букв, необходимо вписать недостающие, используя пояснения к неизвестному термину.
1. Слово, объясняющее причину падения всех тел на землю
|
р |
|
я |
|
|
|
и |
|
Притяжение
2. Величина, характеризующая не только числовым значением
|
|
к |
|
|
Вектор
3. Способ изменения внутренней энергии системы
|
е |
|
о |
|
р |
|
|
|
|
Теплопередача.
4. Распространенное авиационное техническое устройство
|
|
|
т |
|
|
|
|
Высотомер.
5. Точный измерительный прибор
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
р |
|
|
|
ь |
Штангенциркуль.
Задание 3. «Великие ученые». Заполните таблицу – 5 минут
|
|
Великие ученые |
1 |
Французский ученый, который изобрел счетную машину, установил принцип действия гидравлического пресса и доказал, что воздух имеет вес |
Паскаль |
2 |
Английский ученый, который проводил исследования в области термодинамики и оптики, один из законов упругости назван его именем |
Гук |
3 |
Древнегреческий ученый, который изобрел пожарный насос и первую паровую машину |
Герон |
4 |
Итальянский ученый, создавший первую химическую батарею элементов |
Вольт |
5 |
Польский ученый, основоположник гелиоцентрической системы мира |
Коперник |
Задание 4. «Кто быстрее»
На вопрос отвечает, та команда, которая раньше поднимет руку.
За правильный ответ команда получает призовой кружок. После проведения игры, на кружках пишется название команды, и кружки отдаются в жюри, за каждый правильный ответ добавляются три балла.
1. Почему в горах жители предпочитают жарить, а не варить мясо?
2. Почему самую распространенную в природе жидкость – воду редко используют в качестве смазки?
3. Какова плотность человека?
4. Если ударить молотком по большому стальному бруску, то молоток отскочит, а если такой же силы удар произвести по бруску из свинца, то отскакивания не наблюдается, почему?
5. Какие виды термометров вы знаете?
Задание 5. Соответствие страны и изобретения – 3 минуты.
Укажите стрелочками страну, где впервые были изобретены следующие технические устройства.
Изобретение |
Страна |
Компас |
Китай |
Радио |
Россия |
Автомобиль |
Германия |
Акваланг |
Франция |
Подводная лодка |
Англия |
Фонограф |
США |
Задание 6. Экспериментальное задание – 5 минут
Показываем видеоролик с экспериментальной задачей и повторяем эксперимент в зале. Просим письменно ответить на вопрос задачи.
Ответ. В стаканчике проделано отверстие и на дне лежит тонкая капроновая сеточка, когда наливаем воду в стакан, сначала вода не выливается за счет поверхностного натяжения, а потом под действием давления жидкости вода начинает выливаться, но остается последняя капля, которая удерживается силами поверхностного натяжения.
Задание 7. Загадки – 3 минуты
1 Кто, не учившись, говорит на всех языках? (Эхо).
2. В печь положить – вымокнет, в воду положить – высохнет? (Свеча).
3. Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела? (Радиоволна).
Задание 8. Кроссворд «Агрегатные состояния вещества» – 5 минут
1. Парообразование, которое происходит с поверхности жидкости.
(Испарение).
2. Прибор для измерения влажности воздуха. (Гигрометр).
3. Что образуется при снижении температуры воздуха ниже той, при которой содержащийся с нем пар, становится насыщенным? (Туман).
4. Переход вещества из жидкого состояния в твердое. (Отвердевание)
5. Процесс, «обратный» кипению. (Конденсация).
6. Переход при получении веществом энергии из твердого состояния в жидкое. (Плавление).
7. Вид парообразования, которое происходит во всем объеме жидкости. (Кипение).
8. Превращение жидкости в пар. (Парообразование)
Задание 9. «Эрудиты» – 5 минут.
На слайдах предлагается информация о великих людях, оказавших большое влияние на развитие физики.
|
Фамилия ученого |
№1 |
Аристотель |
№2 |
Архимед |
№3 |
Демокрит |
№4 |
Тоскани |
№5 |
Галилео Галилей |
№6 |
Исаак Ньютон |
№7 |
Михайло Ломоносов |
№8 |
Джеймс Максвелл |
№9 |
Юрий Гагарин |
№10 |
Сергей Королев |
№11 |
Нейл Армстронг, Эдвин Олдрин |
Оценка заданий производится членами жюри, за каждый правильный ответ и соответствие ставится один балл. Баллы подсчитываются и оглашаются через несколько заданий, в конце игры оглашается общий результат. Все команды, принявшие участие в игре, награждаются грамотами в разных номинациях.
Задания на игру составлены типовые, но каждый год участники из разных школ показывали свой результат:
Задание 1. «Четвертый лишний» – 5 минут
Зачеркните лишнее понятие:
Конвекция, плотность, молния, кипение.
2013 год – лучшие результаты показали учащиеся ОУ №№ 159, 130, 185, 93.
2014 год лучшие результаты показали учащиеся гимназии №7, 11, лицей № 6 (Бердск), 54.
Задание 2. «Угадайка» – 5 минут
В таблице даны несколько букв, необходимо вписать недостающие, используя пояснения к неизвестному термину.
1. Слово, объясняющее причину падения всех тел на землю
|
р |
|
я |
|
|
|
и |
|
Притяжение
2013 год – лучшие результаты показали учащиеся АКЛ, гимназия № 13 (Краснообск), лицей № 6 (Бердск),
2014 год – лучшие результаты показали учащиеся гимназии № 11, СОШ № 54.
Самым сложным словом оказался – Штангенциркуль.
Точный измерительный прибор
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
р |
|
|
|
ь |
Задание 3. «Великие ученые». Заполните таблицу – 5 минут
2013 год – лучшие результаты показали учащиеся ОУ– гимназия № 7, МБОУ АКЛ, лицей № 176.
2014 год – лучшие результаты показали учащиеся - лицей № 6 (Бердск).
Задание 4. Экспериментальное задание – 6 минут
В 2013 году ребята, используя лист бумаги в клеточку, динамометр, металлический брусок, целлофановый пакет должны были измерить разные физические величины.
Лучшие результаты показали учащиеся ОУ– МБОУ СОШ № 159, МБОУ АКЛ, лицей № 176.
В 2014 году показали видеоролик с экспериментальной задачей, затем повторили эксперимент в зале. И просим письменно ответить на вопрос задачи. Лучшие результаты показали учащиеся гимназии № 11. Остальные участники плохо справились с этим заданием.
Задание 5. Соответствие страны и изобретения – 3минуты.
Укажите стрелочками страну, где впервые были изобретены следующие технические устройства.
Изобретение |
Страна |
Компас |
Китай |
2013 год лучшие результаты показали учащиеся Второй Новосибирской гимназии, лицея № 6 (Бердск).
2014 год – лучшие результаты показали учащиеся гимназии № 11.
Задание 6. Загадки -3 минуты
1 Кто, не учившись, говорит на всех языках? (Эхо).
2. В печь положить – вымокнет, в воду положить – высохнет? (Свеча).
3. Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела? ( Радиоволна).
2013 год – лучшие результаты показали учащиеся Экономического лицея (Бердск), лицей № 6 (Бердск).
2014 год – лучшие результаты показали учащиеся лицея № 126.
Остальные команды практически загадки не отгадали.
«Три состояния вещества»
Задание 7. Кроссворд «Агрегатные состояния вещества» – 8минут
Два года подряд с физическими кроссвордами наши игроки успешно справляются. Почти у всех отличные результаты.
Задание 8. «Эрудиты» – 6 минут.
На слайдах предлагается информация о великих людях, оказавших большое влияние на развитие физики и техники.
В этом году намного лучше результаты.
2013 год лучшие результаты показали учащиеся Второй гимназии.
2014 год лучшие результаты показали учащиеся МБОУ СОШ № 159.
Проанализировав результаты участников, можно сделать сравнительную таблицу между учебными организациями, которые принимали участие 2 года подряд.
Таблица результативности участия в интеллектуальном турнире «Эврика»
№ |
Название УО |
2013 год |
Сумма баллов |
Место |
2014 год |
Сумма баллов |
Место |
1 |
Гимназия №7 |
|
39 |
3 |
|
37 |
2 |
2 |
Вторая гимназия |
|
41 |
2 |
|
27 |
9 |
3 |
Гимназия №11 |
|
34 |
7 |
|
41 |
1 |
4 |
Лицей №185 |
|
23 |
12 |
|
25 |
11 |
5 |
Лицей №6, Бердск |
|
42,5 |
1 |
|
28 |
8 |
6 |
МБОУ СОШ с УИМФ №159 |
|
31 |
9 |
|
33 |
4 |
7 |
МБОУ АКЛ имени Ю.В Кондратюка |
|
37 |
4 |
|
36 |
3 |
Из этой таблицы видно, что участники каждый год по-разному готовы к выполнению заданий.
Вывод: физика дает почву для новых исследований и познания окружающего мира, расширяет представление обучающихся о физических законах, действующих в природе.
Количество просмотров: 17707 |
Комментарии
наталия опубликовано
Страницы
Добавить комментарий