Использование специальных подходов к обучению, направленных на включение в образовательный процесс одаренных детей
В статье представлен материал, в котором описан опыт проведения обобщающего урока литературы в 8-х классах по программе Т.Ф. Курдюмовой по теме «Анализ контрольной работы и олимпиады по литературе». Способы развертывания учебного материала на уроке подобраны с целью вовлеченияобучающихся в активные виды деятельности. Урок проведен в конце первой четверти (после изучения тем «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература») и после муниципального этапа ВОШ по литературе. Нам показалось возможным на таком уроке использовать специальные подходы к обучению, направленные на включение в образовательный процесс одаренных детей. Учителем были составлены 3 варианта контрольной работы. Представляем один из вариантов.
Контрольная работа по итогам 1 четверти (по устному народному творчеству и древнерусской литературе. 8 класс). 3 вариант.
1. Выпишите ряд, где указаны только жанры древнерусской литературы. (1б.)
А). Летопись, сказка, пословица.
Б). Историческая песня, житие, слово.
В). Житие, воинская повесть, летопись
2. Древнерусская литература относится к периоду (1б.)
А). IX–XIII, Б). XI–XVIII, В). XI- XVII
3. Перечислите особенности древнерусской литературы, начните свой ответ так: древнерусская литература обладала следующими особенностями… (5б.)
4. Укажите, кто является автором «Повести временных лет», (1б.)
А). Боян, Б). Нестор, В). Епифаний Премудрый
5. Расскажите о произведении, фрагмент которого приведен. Составьте текст (5 предложений), используя термины: автор произведения, название, жанр, герой, история создания. (5б.)
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
6. Как называется произведение, фрагмент которого приведен? Назовите жанр произведения. О ком идет в произведении? (3б.)
Возговорит тут православный царь:
«Ох ты гой еси, добрый молодец!
Почему тебе золота казна доставалася,
И как она тебе приходила?»
7. Как называется произведение, фрагмент которого приведен? Назовите жанр произведения. О ком идет речь в произведении? (3б.)
Обо всех он шведских замыслах догадался,
Ко крестьянину он на двор скоро бросался:
"Ты бери-ко, бери, крестьянин денег вдоволь,
Ты вези меня на край сине моря".
8. Представьте ситуацию: вы учитель, вам надо опросить ученика по теме «Воинская повесть». Составьте и запишите 3 вопроса, с помощью которых можно проверить знания.(3б.)
9. Продолжи предложение так,чтобы в нем было максимум информации: (2б.)
Борис Зайцев – это…
10. В предложенном фрагменте произведения пропущено имя героя (…). Напишите имя героя и название произведения. (2б.)
И воскричал … в горести души своей, распаляясь в сердце своем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их … так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали.
Всего 28 баллов
В начале урока его цели и задачи определяют обучающиеся, опираясь на формулировку темы «Анализ контрольной работы и олимпиады по литературе».
В каждом классе учитель представляет общую справку результатов контрольной работы по обычной схеме:
По списку –
Выполняли –
«2» –
«3» –
«4» –
«5» –
Абсолютная успеваемость –
Качественная –
Здесь уместна рефлексия учащихся по своим результатам.
Учитель предлагает обсудить участие восьмиклассников в муниципальном этапе ВОШ по литературе и вписать результаты класса и свои собственные в итоги олимпиады. Мы делали это, руководствуясь следующей схеме:
Приняли участие:
Победитель
Призеры
Участники
Как был представлен ваш класс и вы?
Далее учитель предлагает задания, позволяющие вовлечь обучающихся в активные виды работы на уроке в рамках применения системно-деятельного подхода. На уроке использовалась мультимедийная доска. Каждый этап урока имел свое название.
1. «Работаем на скорость». Выполним задание из олимпиады: Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.
а) дактиль а) сравнение а) пословица;
б) рассказ б) ямб б) басня;
в) роман в) анапест в) гипербола;
г) хорей г) метафора г) поэма;
д) эпитет д) олицетворение д) антитеза. (15 баллов)
Задание это не вызывает затруднения у обучающихся. Легко они определяют и то, с каким заданием из контрольной работы оно перекликается.
А вот это задание учителя: «Составьте свой ряд слов-терминов, чтобы усложнить олимпиадное задание» рассчитано на одаренных учеников. Совместно анализируем предложенные варианты. Во всех классах предложили жанры древнерусской литературы (в том числе 8г, 8б). В ходе обсуждения выясняем, что жанры древнерусской литературы не создают новой группы, а только расширяют примерами уже имеющуюся. В каждом классе нашелся ученик, который создал новую группу слов-терминов для олимпиадного задания.
8м – эссе, сочинение, изложение.
8и – экспозиция, кульминация, завязка, развязка.
8э – эпос, лирика, драма
2. «Повторение». Предлагаем следующее задание олимпиады, в котором требуется назвать героя, которому принадлежат эти слова: (Н.В. Гоголь «Ревизор». Ответом считается название или должности, или фамилии героя отдельно).
1) - Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя.
2) - Спешу уведомить тебя, душа моя Тряпичкин, какие со мной чудеса.
3) - Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь наЩукин — купцы тебе кричат: «Почтенный!»
4) Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.
5) - С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.
6) - Пошли к Почечуеву, да на дороге Петр Иванович говорит: «Зайдем, говорит, в трактир. В желудке-то у меня… с утра я ничего не ел, так желудочное трясение». Да-с, в желудке-то у Петра Ивановича… «А в трактир, говорит, привезли теперь свежей сёмги, так мы закусим».
Это задание предварительно было предложено выполнить ученикам, не набравшим достаточного количества баллов на школьном этапе ВОШ, чтобы быть приглашенными на следующий этап олимпиады. Они и провели эту часть урока. Ученики добавили несколько реплик персонажей пьесы «Ревизор», усложнив это задание.
3. «Из олимпиады 9 класса». Сопоставьте названия литературных произведений и даты их создания. В лист ответов записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Например: 1а, 2в и т.п. А рядом напишите имя автора.
1) “Ревизор”, а) XV век
2) “Капитанская дочка” б) 1820
3) “Хождение за три моря” в) 1833
4) “Мцыри”, г) 1836
5) “Руслан и Людмила”, д) 1925
6) «Преподобный Сергий Радонежский», е) 1839 Максимум— 6 баллов.
Это задание было усложнено учителем (добавлено задание и произведение, что выделено курсивом).
4. «Стилизация». Задания такого типа, пожалуй, самые сложные. Этому надо учить на уроках, факультативах. Мы на уроке начали с определения: стилизация – это намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания.
Пример задания-стилизации «Диалог двух героев» (из разных произведений, из одного произведения), как это было на олимпиаде, когда было предложено составить диалог Митрофана (Д. И. Фонвизин «Недоросль») и Петра Гринева (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»). Учеников надо познакомить с критериями оценивания такого задания.
Учитываются: знание текста каждого из произведений (наличие или отсутствие фактических ошибок в определении имён героев, их социального статуса, рода занятий и проч., возможное наличие цитат из произведения) – до 4 баллов; изобретательность (логически и творчески мотивированные темы разговора, указания на возможные обстоятельства встречи персонажей) – до 4 баллов; понимание смысла художественного образа (учтена роль персонажа в развитии сюжета, по его репликам видны особенности его характера и мировоззрения) – до 4 баллов; сохранение речевого своеобразия персонажей (учтена характерная манера речи, стилизованы лексические и синтаксические конструкции) – до 3 баллов. Всего 15 баллов.
К нашему уроку ученикам были предложены индивидуальные задания. Один ученик составлял диалог Евпатия Коловрата и Батыя (на основе «Повести о разорении Рязани Батыем»). На этом уроке мы еще познакомили учеников со стилизацией под определенный жанр. Ученица составила рассказ о себе в формате житийного жанра.
Представленный в статье урок имел деятельностную направленность (анализ контрольной работы и олимпиады), что способствовало развитию УУД с учетом личностно-психологических особенностей одаренных детей.
Количество просмотров: 4912 |
Добавить комментарий