К изучению темы «Ритм художественного произведения»
Понятие ритма
Ритм (гр. rhythmos) передаёт прежде всего повторяемость, чередование тех или иных композиционных элементов произведения (при строгой их соподчинённости), указывает на особую соразмерность частей, ведущую к стройной, закономерной слаженности целого.
Искусство. Энциклопедический словарь школьника.
Соразмерность, стройность, чередование — закономерности мироздания. Ритмично всё в природе: морские приливы и отливы, смена времён года и суток. Человек прежде всего услышал ритм природы, а потом уже запечатлел его в художественных творениях.
Задания:
Вспомните ритмический рисунок гекзаметра.
Как вы думаете, почему гекзаметр родился именно в древней Греции, а не в древнем Китае или Египте?
Назовите ещё примеры ритмических движений в природе.
А есть ли какая-то ритмическая организация в природе человека, в его повседневной жизни?
Послушайте свой пульс.
Определить ритм произведения — всё равно что послушать его «пульс», узнать, как бьётся его сердце.
Задание.
Выберите одно стихотворение и исследуйте его «пульс», найдите моменты, когда его «сердце» бьётся не так, как мы ожидаем, т. е. моменты ритмического подчёркивания. Подумайте, отчего это происходит, соотнесите свои наблюдения над ритмом с содержанием, смыслом стихотворения.
Стихотворный ритм
О. Э. Мандельштам
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи, —
На головах царей божественная пена, —
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер — всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Лето 1915
О. Мандельштам
Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
«Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем», — и через плечо поглядела.
Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки, — идешь — никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни,
Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь.
После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы — на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.
Я сказал: «Виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке,
В каменистой Тавриде наука Эллады, — и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки».
Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина.
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, —
Не Елена, другая, — как долго она вышивала?
Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.
1. Что общего в этих стихах?
2. Чем они отличаются?
3. Какое различие самое яркое?
4. Как вы определите темп первого стихотворения? Второго?
5. Что рождает такой темп в каждом стихотворении?
Задания:
1. Прочтите одну строку стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...». Прохлопайте или простучите следующую. Какой рисунок стиха вы ожидаете? Проверьте, оправдались ли ваши ожидания. Такой же «опыт» проделайте со стихотворением «Золотистого мёда струя...».
2. Вычертите в тетради схему размера первой строфы каждого стихотворения.
3. Определите размер.
4. Вы знаете, что размер определяется по чередованию сильных и слабых (ударных и безударных) слогов. Например, в стихотворении «Золотистого мёда струя...» всегда ударный слог повторяется через два безударных. Это закономерность данного размера, таков ритм этого стихотворения и поэтому мы ожидаем каждый сильный слог через два слабых. Таково художественное назначение ритма, он создаёт ощущение предсказуемости, «ритмического ожидания» элемента текста, и подтверждение или неподтверждение такого ожидания создаёт особое художественное впечатление.
Всё соразмерно, стройно и закономерно в художественном тексте. Учитывая это, ответьте на вопрос: почему два стихотворения Осипа Мандельштама с похожей тематикой имеют разное ритмическое строение?
Ритмическая проза и стихотворения в прозе
Н.В. Гоголь
Страшная месть (фрагмент)
Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод, и прибрежным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему нет равной реки в мире. Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает — и человек, и зверь, и птица; а бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. Черный лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы, свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею, — напрасно! Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она вспыхивает, будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул. Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире! Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир — страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали.
Задания:
1. Чем вас зачаровал этот текст?
2. Вспомните всё, что вы узнали о ритме из предыдущего параграфа.
3. Можно ли говорить о ритмической организации этого прозаического произведения? Понаблюдайте за ритмом текста. Выскажите ваши суждения о ритме прозы.
4. Чуден Днепр при тихой погоде, // когда вольно и плавно
мчит сквозь леса и горы // полные воды свои. //
Обратите внимание на ритм фразы перед паузами (//) и после них.
Проведите подобные наблюдения над другими фразами этого произведения.
5. Какие ещё повторы и чередования в тексте вы заметили? Как они организуют ритм произведения?
Такая проза с ощутимой упорядоченностью слогов на стыках фраз (перед и после паузы) называется ритмической.
Стихотворение в прозе — лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, выражение впечатлений или переживаний, но не такими, как метр и рифма.
И.С. Тургенев
Русский язык
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Вопросы и задания:
1. Докажите, что этот текст — лирическое произведение. Какие слова и выражения свидетельствуют об этом? Какие чувства, переживания лирического героя переданы произведением?
2. Какие признаки поэтического текста позволяют назвать тургеневскую миниатюру стихотворением?
3. Определите, из скольких частей состоит произведение. На сколько ритмических тактов можно разделить каждую часть?
4. Обратите внимание на анафору, синонимы, ритмическое «О», однородные определения к ключевому слову, афористичность заключительной фразы.
5. Какие ещё средства поэтической речи вы отметили?
6. Как вы думаете, почему Иван Сергеевич Тургенев озаглавил своё стихотворение в прозе именно так?
Количество просмотров: 9489 |
Добавить комментарий