Инновационные преобразования в сфере организации учебно-воспитательного процесса
Процесс обновления начального образования ориентирует каждого учителя на активный поиск нового содержания образования, изменения форм и методов обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. Активный поиск новых инновационных средств организации образовательного процесса привёл меня к пониманию того, что для воспитания творческой личности приоритетными являются такие формы и методы обучения как деятельностные, практикоорентированные, групповые, проблемные, рефлексивные и т.д. Эти формы и методы уже разрабатывались и использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании.
Инновационные преобразования в сфере организации учебно-воспитательного процесса подразумевают использование эффективных инновационных технологий (технологий проблемного, деятельностного, развивающего, личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, метода проектов и др.), активных и интерактивных форм обучения. Но, как и многие технологии, они немыслимы без применения информационных технологий, компьютерных в первую очередь.
Главной особенностью современных детей является то, что они на «ты» с окружающей их техникой. Без персонального компьютера, ноутбука или планшета немыслима современная семья, и дети быстро обучаются работать на них, вначале ограничиваясь играми и поиском нужной информации, затем осваивая развивающие программы и активно пользуясь интернетом. Поэтому задачей учителя является использование современных ИКТ в качестве ключа для развития интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника. Этот ключ требует соблюдения чёткого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.
Применение ИКТ в начальных классах не должно сводиться к поиску дополнительной информации по заданной теме урока, а должно носить поисково-творческий характер, умение создавать творческий продукт. Этим требованиям отвечает проектная деятельность школьников, которая усиливает творческие, нравственные социальные основы индивидуальности личности ребёнка, что требует от учителя наибольшей отдачи.
В первом классе на занятиях по внеурочной деятельности ребята учатся находить тему, определять её актуальность, ставить цель и задачи. Причём источником информации могут быть взрослые – родители, учителя, личные наблюдения. Ученики в конце второго класса знают, где можно найти необходимую информацию. К окончанию 4-го класса учащиеся уже умеют самостоятельно добывать информацию и любое своё действие планировать, анализировать, оценивать (делать вывод). Зная различные поисковые системы, ребята с удовольствием и интересом разыскивают в Интернете и мультимедийных источниках нужные факты, учатся из огромного объёма информации выбирать ту, которая необходима для решения их исследовательской задачи.
В традиционном обучении благоприятные возможности использования ИКТ учащимися начальных классов открываются не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, которая основана на интеграции образовательных ресурсов базового и дополнительного образования.
Результатом такой деятельности явились победы моих учеников в дистанционных конкурсах разного уровня. Во Всероссийском марафоне «Моря, озёра, реки, океаны» 12 ребят получили дипломы победителей. Во Всероссийской олимпиаде по математике «Учи точка ру» 2 человека стали победителями.
ИКТ немыслимы без проектной деятельности – совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленной на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Этот интерес я поддерживаю на уроках и во внеурочной деятельности. Для развития у детей навыков исследовательской деятельности на уроках учу видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи. На уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе проводились исследования, создавались мини-проекты: «Что такое плесень?», «Как вывести чернильное пятно?», «Здравствуйте, это я!», «Легко ли быть писателем?», «Лего – мой друг и помощник», «Для чего надо говорить правильно?», «Что в имени твоем…» и др. Результаты некоторых работ представлены на ежегодной школьной научно-практической конференции и в 2014 году принимали участие в окружной научно-практической конференции.
В рамках внеурочной деятельности я веду кружок «Учусь создавать проекты», программа которого предназначена для учащихся, имеющих способности и повышенный интерес к проектной деятельности (начиная с 1-го класса). Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по следующему плану: выбор темы, актуальность работы, постановка цели и задач, сбор информации (анкетирование), самостоятельная работа над проектом (по выбору учащихся), рефлексия. Результатом работы данного кружка является дальнейшее участие моих учеников в НПК «Первые шаги в науке». Знание этапов проведения исследования, умение работать над проектом позволило моим учащимся занять места в 4-ом классе, а также помогла в среднем звене успешно участвовать в фестивале проектов (Юрьев Данил 1-е место, математика).
Таким образом, активное использование ИКТ позволяет моим ученикам достигать общих целей образования значительно быстрее и успешнее, формирует у них компетенции в области коммуникации. Дети получают умение собирать факты и сопоставлять их, учатся правильно организовывать и грамотно выражать свои мысли, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, каждый раз открывать что-то новое, делать выбор и принимать правильные решения.
Список литературы
1. Галкина О.А., Дедкова Е.В., Матвеева Г.Е. «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=43547
2. Корякина О. А. «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»http://festival.1september.ru/articles/638333/
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Просвещение, 2009. Под редакцией д-ра пед. наук проф. Е. Полат
4. Современные образовательные технологии. – М.; КНОРУС, 2011. Под редакцией академика РАО Н.В. Бордовской.
Количество просмотров: 10782 |
Добавить комментарий