Заглянуть за кулисы природы

 
 

Еркулёва Наталья Дмитриевна,

учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 11 «Гармония» г. Новосибирска

 

Заглянуть за кулисы природы

В каждой естественной науке заключено столько истины,

сколько в ней есть математики.

И. Кант

Наверно, нет такого человека, который не ждёт лета. Летом мы получаем массу положительных эмоций. Большую часть энергии человек черпает из природы.

Восторгаясь её красотами, кто-то получает эмоции, путешествуя по родной стране, кто-то едет в иные государства. Мы наслаждаемся чудесами природы, её разнообразием.

В первую очередь, мы обращаем внимание на внешнюю привлекательность, но для понимания и сохранения окружающего мира и себя, как неотъемлемой его части, необходимо видеть и понимать внутреннюю красоту.

Современные технологии позволили создать картинки в 3Д формате.

Чтобы увидеть объёмное изображение, нужно терпение и умение. Но когда удаётся рассмотреть картинку, получаешь от созерцания истинное удовольствие и восхищение. Вот этому я стараюсь обучить детей на уроках биологии и химии, показав всю сложность и в то же время красоту организации всего живого.

У К. Тимирязева есть прекрасное высказывание о фотосинтезе. «Дайте лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жир, зерно, – он решит, что вы над ним смеетесь. Но что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях». Если человек поймёт, насколько сложен этот процесс, будет восторгаться одним зелёным листом. Но разобраться в организации живого и способствовать его сохранению можно лишь в процессе интеграции.

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.

Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Процесс интеграции имеет общегуманистическую основу – современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде.

Цель моей педагогической деятельности: способствовать формированию системы естественнонаучных знаний; развитию общекультурных ценностей средствами предмета.

В этой связи определяю задачи:

– помочь детям осознать необходимость естественнонаучного образования для решения повседневных жизненно важных проблем для сохранения и укрепления здоровья;

– способствовать воспитанию средствами предмета развитие культурных и духовных потребностей нравственного поведения в окружающей среде.

В основе современных стандартов заложен метапредметный подход, который можно отнести к интеграции. Естествознание уже само по себе обладает метапредметностью, позволяет говорить о смысле жизни, о ценности жизни. Любые изобретения, любые технологии во всех областях должны быть направлены на улучшение и сохранение жизни во всех её проявлениях.

Для многих школьников предмет «Химия» сложный и непонятный, хотя, на мой взгляд, в нем просто разобраться, если освоить те основания, на которых он построен. Когда предмет становится трудным и непонятным? Когда упущена логика понимания. В любом предмете есть базовый алгоритм. В химии – владение периодической системой, таблицей растворимости, рядом активности металлов (т.е.международными шпаргалками) и предмет становится простым и понятным, во всяком случае, его азы. В биологии – надо рассматривать в системе эволюционного развития живого мира, ну и конечно, разбираться в терминологии.

При работе с терминами я предлагаю следующую систему: по определённой теме создаются словарики. В течение изучения темы такие словарики раздаются перед началом урока, таким образом можно посмотреть и на переменах и использовать на уроке. Работать можно индивидуально, в парах, при изучении нового материала, закреплении знаний.

На химии я применяю так называемые «Экспресс-опросы». Например, в теме «Основные классы неорганических соединений».

Оксиды – это… Назовите указанные оксиды: CaO, H2O, CO2, CO, SiO2.

Основания – это … Назовите предложенные основания: Сa(OH)2, NaOH, Cu(OH)2. Как основания различаются по растворимости? Как называются растворимые в воде основания?

Чем определяется число гидроксильных групп в формулах оснований?

Кислоты – это … Какая кислота входит в состав желудочного сока и участвует в процессе переваривания пищи? Какова её химическая формула?

Кислотный остаток – это … Назовите кислотные остатки соляной, серной, азотной, фосфорной кислот.

Заряд иона кислотного остатка определяется…

Соли – это … Как называется соль, которую мы используем для подсаливания пищи, и какова её химическая формула?

Есть ли что-нибудь общее в составе кислот и солей? Если есть, то что именно?

Индикаторы – это … Какие индикаторы вы знаете? Назовите их цвет в нейтральной, кислой и щелочной среде.

Растворы – это …

Вернёмся ещё раз к 3Д картинкам.

Как можно их использовать: как мотивацию для привлечения к познанию процесса, руководствуясь пословицей «Учение не чай, в рот не вольёшь!», важно увидеть закономерности, а дальше будет интересно. Разобраться в сложностях любой науки и химии с биологией в частности можно, если имеешь представление о вопросе, можешь заглянуть внутрь процесса. Вот в этом и должны помогать такие картинки.

В рамках интеграции применяю задачи, которые объединяются с другими предметами. В этой связи можно предложить следующее задание.

Перевод «с русского на русский»: переведи знакомые пословицы с языка биологических терминов.

– Сколько это млекопитающее ни снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит на растительное сообщество. (Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит.)

– Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства Волчьих, поэтому не может скрыться в направлении растительного сообщества. (Работа не волк – в лес не убежит.)

Если обратить внимание на эпиграф, приведу пример связи с математикой. В математике есть такое понятие круги Эйлера. Круги́ Э́йлера – геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления.

Как их использовать в естествознании. Например, в теме «Кровь. Кровообращение». Соотнести предложенные понятия кругами Эйлера.

А – лейкоциты

В – эритроциты

С – тромбоциты

Д – антитела

Е – тромбокиназа

Или, например, в химии. Задание: составьте классификационное дерево для перечисленных понятий – вещества, простые вещества, сложные вещества, металлы, неметаллы, оксиды, кислоты, основания, соли. Затем изобразите полученную классификацию кругами Эйлера.

Конечно же, важную роль для мотивации имеют элементы творчества. Больше творческих заданий я применяю в биологии (творческие отчёты по экскурсии, подготовка выступлений по выбранным темам – о растениях, животных, написание рассказов от лица какого-то растения, сочинение стихов). В химии я сторонник классики, «без знания нет познания», но благодарна коллегам, с которыми меня сталкивает жизнь, больше обращаешь внимание на творческие моменты. Для примера, урок по типу деловой игры «Производство серной кислоты». При проведении таких уроков используются элементы интеграции. Итог – интересные творческие отчёты.

   

По биологии я провожу уроки-путешествия.

Например, урок «Миграции птиц». Сама тема урока уже предусматривает межпредметные связи: с географией, физикой.

Учащиеся делятся на группы и получают задания. В основном идёт работа с текстовым материалом и подготовка выступления по предложенным вопросам. Ниже представлены вопросы для группы.

Группа 1. Прилёт птиц.

Вопросы. Прочитайте статью «Прилёт птиц»

Укажите, от чего зависят сроки прилёта птиц в места гнездования.

Вопросы. Расскажите о предгнездовом периоде по плану:

1) На сколько лет образуются пары?

2) Что предшествует образованию пар?

3) Каково биологическое значение пения в жизни птиц?

Группа 4. Перелетные птицы. Способы ориентирования.

Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

Вопросы. Прочитайте статьи “Перелетные птицы” и “Способы ориентирования”.

Расскажите о перелетных птицах по плану:

1) В какое время года можно наблюдать перелеты птиц?

2) Каких птиц называют перелетными?

3) Какие птицы раньше других отправляются на зимовки, а какие позже?

4) Как птицы ориентируются во время перелетов?

5) Каковы причины перелетов птиц?

Группа 5.

6) Работа с картой.

7) Какие опасности подстерегают птиц в полёте?

На своих уроках я люблю использовать фильмы при изучении тем, как в биологии, так и в химии. В моей видеотеке имеются фильмы, которые предлагались в 70 годы по предметам, современные, флеш-анимации, подборка видеоопытов по химии. В данном случае хочу остановиться на таком моменте, как мультфильмы. Это своего рода и разгрузка. Так, в 11 классе в теме антропогенез я использовала мультфильм «Про Веру и Анфису». А по ходу просмотра можно рассуждать о связи обезьяны и человека.

Дети и сами могут по ряду тем предлагать, какие мультфильмы можно найти, и довольно интересные варианты. Например, о взаимоотношениях в живом мире.

Проектные работы, которые выполняют ребята, носят межпредметный характер: «Роль кальция в жизнедеятельности организмов», «Получение эфирного масла из растений», «Гумусовое состояние почвы на пришкольном участке», «Растительная азбука». Последняя работа –это издание, которое можно запускать в печать. В данной работе на определённую букву алфавита были подобраны наиболее интересные для ребят легенды, стихотворения, веселые загадки и яркие картинки.

Любой предметник систему своей деятельности строит на основе своего предмета.

Я не исключение, поэтому вопросы взаимоотношения с природой я включаю не только в учебную деятельность, но и в воспитательную работу. Например, проведение праздников, каким является День земли. В прошедшем учебном году я со своим классом подготовили и провели на параллели это мероприятие. Каждому классу было предложено разыграть сцены на экологическую тему. Получилось безупречно. Ценно то, что детям было интересно, это видно даже по лицам на фотографиях. Мне было приятно и за свой класс, они понимали ответственность. Закончился праздник запуском шаров с посланием людям Земли об отношении к окружающей природе.

  

 

Ещё одним направлением своей деятельности как естественника я считаю работу по привлечению ребят к работе на земле.

Работы много, не боги горшки обжигают. Главное участие детей. С кем я работаю, всегда задаю вопрос: «Дача есть?». Есть ребята, которые умеют работать, с ними намного легче, но большая часть к физическому труду не приучена. А здесь преследуешь ещё и образовательный момент, знание растений.

 

Отношение к природе проявляется через деятельность.

Что как не проектная работа соответствует деятельностному подходу. В 7-х классах одной из форм промежуточного контроля по биологии является защита проектов. Учащимся я предлагаю темы в соответствии с программой зоологии. В каждом классе дети делятся на пары. В ходе работы надо разработать план, подобрать материал, создать продукт, подготовить выступление.

Я исключила компьютерные презентации. Однако в прошедшем учебном году мальчики 7 Б класса создали сайт по своей теме. Получилось отлично. Многие ребята очень ответственно относятся к созданию своих работ, применяют творческие решения, великолепно защищают. Создаются настоящие шедевры, которые можно публиковать. Это материал, который можно использовать для оформления кабинета, при проведении уроков.

Есть ребята, которые раскрывают свои способности во время защиты проектной работы.

      

В такой деятельности проявляется формирование следующих компетенций: регулятивные, познавательные, коммуникативные, информационные.

Ежегодно принимаем участие в проведении всероссийских уроков: «Хранители воды», «Мобильные технологии для экологии».

Таким образом, в современном мире невозможно грамотно спланировать учебно-воспитательный процесс без опоры на интегративные технологии. И задачи учителя показать детям и сложность, и красоту предмета в совокупности с другими учебными дисциплинами.

Закончить хочу стихотворением Ефима Ефимовского:

Прошу мне ответить без всякой заминки:

Ракета сложней или проще травинки?

Вы скажете сразу: ракета сложнее

Она и важнее, она и нужнее.

Она состоит из мильона деталей,

Ее миллион человек собирали.

Тогда вам услышать, быть может, в новинку,

Что сделать нельзя полевую травинку.

Верней для травинки найдутся детали,

Но вы соберете травинку едва ли.

Вам даже не сделать пустяшной соринки,

Кусочка от этой зеленой травинки.

Выходит, травинка сложней, чем ракета.

Как просто все это. Как сложно все это.

Количество просмотров: 12831  

Добавить комментарий

1. Применение технологии «коучинг» в начальной школе как инструмент развития универсальных учебных действий
2. Проектирование и реализация формирования метапредметных результатов обучающихся через формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка
3. Формирование универсальных учебных действий учащихся – условие повышения качества образовательного процесса
4. Метапредметный подход и функции учителя на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
5. Формирование коммуникативной компетенции на уроках математики
6. Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы средствами элементов образовательной технологии «Образ и мысль»
7. Формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка в 5 классе
8. Заглянуть за кулисы природы
9. Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы на уроках английского языка
10. Формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка в 5 классе
11. Система оценивания предметных и метапредметных результатов естественнонаучного образования как ресурс повышения качества образовательной деятельности учащихся
12. Формирование метапредметных УУД в исследовательской деятельности обучающихся
13. Содержание метапредметных компетенций у студентов Новосибирского педагогического колледжа № 1 им. А.С. Макаренко (на примере синтеза дисциплины «Психология общения» и профессионального модуля 03 Классное руководство»)
14. Формирование метапредметных результатов в процессе организации и проведении образовательных квестов в школе для лиц с нарушением слуха
15. Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов
16. Возможности проектной деятельности в формировании метапредметных результатов
17. Психолого-педагогическое осмысление феноменов «метапредметные результаты», «метапредмет», «метапредметность»
18. «Где текст, там жанр»: современные принципы действий с текстом на уроке литературы
19. «Луч света – от фантазии к реальности»
20. Повышение эффективности обучения детей-кинестетиков на уроках русского языка

Страницы

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы