Логопедическое портфолио на уровне начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к портфолио учащегося как системе, объединяющей возможности накопительной итоговой оценки самого ученика, его индивидуальных достижений. В нашей школе разработано Положение о портфолио обучающегося. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Основной смысл портфолио показать все, на что способен ученик.
Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.
Важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися.
Основными задачами применения портфолио являются:
– повышение качества образования в школе;
– поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
– развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
– формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
– создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
– максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
– формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;
– приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).
Портфолио ученика может стать первым и очень важным проектом в начальной школе, в процессе работы над ним неизбежно происходит процесс осмысления своих первых достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Особое место во ФГОС НОО придается логокоррекционной работе, требующей нового подхода. Работая учителем-логопедом, столкнулась с проблемой отслеживания динамики речевых навыков обучающихся. Ознакомившись с целями и требованиями к ведению портфолио, передо мной, как специалистом, встала задача создания речевого портфолио ученика. Что поможет ребенку анализировать свои достижения, успехи и результаты в речевом развитии устной и письменной речи? Разработав рабочую программу по коррекционно-логопедической работе в условиях внедрения ФГОС для 1-2 классов, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, где большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий: коммуникативных, познавательных и регулятивных, поняла, что можно также отслеживать и речевые навыки ученика. Почему бы и не создать логопортфолио, где можно будет увидеть и обучающимся, и родителям, и учителю результаты ребенка за определенное время, его достижения. Основной целью создания такого портфолио будет отслеживание индивидуальной динамики речевого развития обучающегося: целенаправленно собирать, систематизировать, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления. Такое наблюдение особенно важно в возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накоплением субъективного опыта. Речевое портфолио поможет поддерживать учебную мотивацию, самостоятельность, формировать умение учиться, ставить цели, развивать навыки самооценки, а также даст возможность за два года отследить динамику коррекционной работы с обучающимися. Логопортфолио называется «Учимся говорить и писать правильно».
Речевой портфель достижений представляет собой речевой дневник по трем направлениям:
– звукопроизношение,
– письмо,
– чтение.
Содержание и структура портфолио достижений
Первый раздел представляет два направления:
Первое направление «МОИ ЗВУКИ» – это коррекция звукопроизношения (Приложение 1).
В разделе оцениваются группы звуков по полугодиям.
Учащийся отмечает показатели:
– произношу звук правильно,
– хочу научиться,
– испытываю трудности.
В этом разделе учащийся отмечает свое произношение звуков разных групп (группа свистящих, шипящих и соноров), над какими звуками он работает и какой результат.
Второе направление «МОИ БУКВЫ» – это изучение алфавита (Приложение 2).
В этом разделе оценивается написание и запоминания букв.
Учащийся отмечает следующие показатели:
– знаю букву,
– учу букву,
– хочу выучить.
Второй раздел «УЧУСЬ ПИСАТЬ БЕЗ ОШИБОК» – это коррекция письма.
В этом разделе оцениваются следующие параметры (Приложение 3):
– как слышу, так и пишу,
– применяю правила,
– понимаю слова,
– различаю границы предложения,
– различаю части речи.
Учащийся отмечает показатели:
– получается,
– пока не получается,
– хочу научиться.
В конце года ученик сам выставляет итоговую оценку, оценивает свои успехи и достижения.
Учащийся отмечает показатели:
– молодец;
– стараюсь;
– уже лучше,
– приложу усилия.
Третий раздел «УЧУСЬ ЧИТАТЬ» – это коррекция чтения (Приложение 4).
В этом разделе оцениваются следующие параметры:
– характер чтения; показатели: читаю по буквам, читаю по слогам, читаю словами;
– темп чтения; показатели: быстро, медленно, очень быстро, очень медленно;
– выразительность чтения; показатели: выразительно, невыразительно.
Оформление логопедических страничек в портфолио помогает ребенку серьезнее относиться к речевым успехам. Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ученика, наиболее полно отражают особенности роста и речевого развития школьника.
Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека. За два года ведения такого логопортфолио, ребенок видит свои результаты и достижения, растет уверенность в своих силах и ответственность. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно ориентированный подход в образовании. Преимуществом технологии «Портфолио» в школе является то, что она направлена на сотрудничество логопеда и школьника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.
Список литературы:
1. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. 2004, № 3. С. 32-36.
2. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: 1976.
3. Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // М.: Методист, 2004, № 5. С. 56-59.
4. Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. 2004, № 2. С.48-56.
5. Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина. – М., 2012.
6. Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт.-сост. Т. И. Тюляева. – М.: Верната-Граф, 2011.
7. Юдина И.Г. Портфолио. – Волгоград: Учитель, 2007.
Количество просмотров: 5805 |
Добавить комментарий