ИКТ как инструмент формирования коммуникативных учебных действий обучающихся
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий наряду с предметными методиками целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационнообразовательной среды.
Ориентировка младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять (ИКТкомпетентность) являются одними из важных средств формирования универсальных учебных действий обучающихся в рамках начального общего образования.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:
– обмен гипермедиасообщениями;
– выступление с аудиовизуальной поддержкой;
– фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
– общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
Формы организации деятельности школьников:
–участие в сетевых проектах, дистанционное образование;
– предъявление результатов проектной или исследовательской деятельности, портфолио, домашних заданий;
– взаимодействие в электронном дневнике, на школьном сайте (викторины, конкурсы, комментарии новостей и проч.);
– блок класса, форум на сайте учителя/школы, чат, видеоконференция с учениками другой школы, города, страны.
Сегодня мы можем уверенно говорить о том, что электронные устройства уже стали неотъемлемой частью жизни каждой семьи. Если мы внимательно посмотрим вокруг, то увидим, что те или иные электронные устройства есть почти у каждого человека, включая школьников младших классов.
В рамках научно-практической работы, ученик 4 класса изучил влияние электронных информационных устройств на школьников младших классов.
Уход в виртуальное пространство. Безусловно, не каждый ребенок заменяет реальный мир компьютерной игрой и общением в социальных сетях. И все же, некоторые дети впадают в серьезную зависимость от гаджетов, сосредотачивая все свои интересы на виртуальном мире. Страдает не только общение с ровесниками, но и учеба, взаимоотношения с родителями.
Результаты анкетирования школьников четвертых классов лицея № 200 города Новосибирска (январь 2017).
1. Среди интересных итогов анкетирования отметим, что электронные устройства (телевизоры, компьютеры, планшеты и мобильные телефоны) есть почти у всех участников анкетирования.
2. Среди целей использования, на первое место выходят развлечения, потом поиск информации и обучение.
3. Почти все респонденты пользуются интернетом, причем больше половины респондентов пользуются интернетом каждый день.
Вопрос № 1
Какими электронными информационными устройствами Вы пользуетесь?
Вопрос № 2
Оцените, пожалуйста, сколько в среднем времени в день Вы проводите, используя электронные информационные устройства?
Вопрос № 3
Как часто Вы используете Интернет?
Вопрос № 4
Как чаще Вы проводите свое свободное время?
Творческий проект «ЭЛЕКТРОННАЯ КАНАРЕЙКА» выполнил Хейнов Владислав. Устройство, собранное по схеме имитатора, может найти самое разнообразное применение.
Может использоваться как:
– сигнализатор,
– генератор звуковых эффектов,
– замена дверному звонку.
Участие в конкурсах.
Таблица 1
Общественный Клуб семьи и детства «ЭКОТЕРРА» приглашает вас принять участие во втором ВСЕРОССИЙСКОМ ТВОРЧЕСКОМ КОНКУРСЕ РИСУНКОВ «МОИ ЛЮБИМЫЕ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» в рамках Года экологии в России. Цель конкурса: привлечь внимание детей и взрослых к миру животных, к проблемам их охраны и защиты, развить творческих способностей; предоставить детям возможность соревноваться со своими сверстниками в масштабах, выходящих за рамки региона (области, края, страны), не выезжая за его пределы (дистанционно). |
Современное дистанционное обучение осуществляется посредством использования информационно-коммуникационных технологий и ресурсов Интернет. Традиционно оно основано на применении электронной почты для обмена информацией между учителем и обучающимся.
Дистанционные конкурсы и олимпиады – это интересная и эффективная форма занятий. Ученик может принять в них участие, имея компьютер и доступ к сети Интернет.
Ученик, участвуя в системе различных форм дистанционного обучения, приобретает дополнительные возможности: он учится выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала; получает дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений; учится использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности; имеет возможность сравнивать свой творческий продукт с работами других удаленных учащихся, может найти адекватную для себя творческую среду, образовательное пространство.
Приведем примеры.
Таблица 2
|
|
Образовательные проекты.
Проект «В стране Лукоморье». Этот совместный проект с Театрально-развлекательным центром «Лукоморье» представляет систему командных интеллектуальных игр для 1-2 классов и 3-4 классов – по 3 игры в год для каждой номинации. Состав команды – 6 человек. В феврале – заключительные игры проекта. Победители награждаются дипломами и медалями, а команды, занявшие первое место в каждой номинации – кубками. Дипломами и призами награждаются все команды, участвующие в проекте.
http://www.mir-bez-gran.ru/proekt-v-strane-lukomore
Вот уже четвертый год подряд ученики 4 «В» класса принимают участие в образовательном проекте «В стране Лукоморье». В течение этого времени команда училась находить оригинальные решения, нестандартно мыслить, пополняла свой багаж знаний и развивала свое упорство, сообразительность.
20.02.2017 года прошла заключительная городская игра, в которой соревновались команды учеников 3-4 классов г. Новосибирска. Команда 4 «В» класса «BlackStar» и в этот раз показала высокий уровень подготовки.
Из года в год наши ребята уверенно шли к успеху! В нелегкой интеллектуальной борьбе нам удалось завоевать 3-е место по итогам этого сезона. Ребятам вручили дипломы «Магистров знаний» и бронзовые медали.
Высокое качество образования в современных условиях невозможно без высокого уровня информационной культуры: умения быстро реагировать на происходящие изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. От информированности личности во многом зависит её общекультурный, нравственный, эстетический уровень. В условиях образовательной среды лицея мы уделяем взаимное внимание и интерес учащихся к деятельности друг друга.
Журнал лицейского самоуправления «200%» и литературная газета «Начало» позволяют участвовать в городском конкурсе Детских и юношеских СМИ. Ученикам представляется возможность познакомиться с журналистикой. Они пишут интересные материалы, выступают на различных конкурсах. Наши печатные издания отличается красочностью, яркими фотографиями и разнообразными материалами.
Свои материалы публикуют на сайте лицея: http://l_200.edu54.ru/p654aa1.html
Список использованных источников
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2014. – 152 с.
2. Молокова А. В. Начальная школа: требования ФГОС к применению информационно-коммуникационных технологий и их реализация. Учебно-методическое пособие. Новосибирский ИПКиПРО. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2012. – 58 с.
3. Молокова А. В. ИКТ в андрогогическом образовании // Научно-методический журнал «Сибирский учитель». – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2009. – №3. – С.22-26.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 53 с.
Количество просмотров: 7384 |
Добавить комментарий