Формирование социальных компетентностей учащихся во внеурочной деятельности в свете ФГОС

 
 

Устюгова Ольга Анатольевна,

учитель математики

МБОУ «Гимназии № 13 имени Э.А. Быкова» г. Новосибирска

 

Формирование социальных компетентностей учащихся во внеурочной деятельности в свете ФГОС

Человек живёт в обществе. А современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Время ставит свои запросы. Современному обществу нужны люди, умеющие хорошо ориентироваться в быстроизменяющемся социуме, осознающие свою этническую принадлежность и собственную социальную значимость. Задача учителя – научить ребёнка общению с людьми, уважению личности другого человека, толерантности к другим культурам и религиям. Решению этой задачи способствует идея компетентностного подхода в обучении, реализованная в Федеральных государственных стандартах второго поколения.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [1].

В современной педагогической литературе существует множество различных определений социальной компетентности. Если проанализировать существующие подходы, то можно определить социальную компетентность как интегративное качество личности, которое включает в себя необходимые знания, опыт, способности, сформированные в результате социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социуме и эффективно взаимодействовать в обществе. Социальная компетентность позволяет в достаточно эффективной степени решать проблемы в социальной среде [2].

Неотъемлемой частью моей педагогической деятельности является классное руководство, поэтому моя задача – растить духовно-нравственную личность, имеющую четкую гражданскую позицию. Воспитательный процесс в 7 «Б» классе, классным руководителем которого я являюсь, стремлюсь строить таким образом, чтобы все компоненты урочной и внеурочной деятельности обеспечивали воспитание и социализацию учащихся. В своей работе я опираюсь на основные виды универсальных действий, в составе которых можно выделить четыре блока:

– личностный;

– регулятивный;

– познавательный;

– коммуникативный.

Каждый блок отвечает за формирование социальных компетентностей в той или иной степени.

Личностный блок обеспечивает умение ориентироваться на знание моральных норм, соотносить поступки с принятыми этическими принципами, в социальных ролях и межличностных отношениях, обеспечивает гражданскую идентичность. В классе регулярно проходят мероприятия по гражданско-правовой культуре: классные часы и тематические встречи. В нашем классе нет правонарушений, нет детей, состоящих на учете в КПН или внутришкольном учете. Ежегодно класс принимает участие в военно-патриотическом конкурсе-смотре строя и песни, посвящённом Дню защитника Отечества.

Регулятивный блок формирования социальной компетентности обеспечивает способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка). Для развития саморегуляции проводится цикл классных часов: «Разговор о самовоспитании».

Познавательный блок формирует умение решать проблемы и задачи. К этому виду можно отнести исследовательскую деятельность учащихся, в результате которой были реализованы проекты: «Новосибирск в задачах», «Улицы Центрального района».

Коммуникативный блок обеспечивает умение эффективного социального взаимодействия. «За чужой щекой зуб не болит» – гласит русская пословица. Но мне хотелось бы, чтобы болел, чтобы у моих воспитанников было сострадание к чужой боли. Человек всегда должен оставаться человеком, который не унизит своего товарища, не позволит себе обидеть слабого, вступится за пострадавшего, не станет смеяться над старостью и физическими недостатками другого человека. Поэтому одной из задач при составлении плана учебно-воспитательной работы я считаю воспитание у учащихся доброты и гуманности, уважения к старшим, друг к другу, гуманное отношение к окружающей среде, к живым существам. В нашем классе стали традиционными сбор подарков для детского дома, приюта для бездомных животных, недели толерантности. В наших социальных проектах принимают участие от 95 до 100 % учащихся класса.

В выборе путей формирования социальной компетентности особое внимание следует уделить проектированию целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества, созданию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе, сплочению классного коллектива и развитию детского самоуправления. Ребята в классе активные и подвижные. Очень любят принимать участие в спортивных состязаниях, коллективных творческих делах, активно участвуют в органах самоуправления в классе. Староста представляет классный коллектив в гимназии на совете старостата.

Важным компонентом успешности работы классного руководителя является взаимодействие с родителями, которое осуществляется в следующих направлениях: объединение родителей в сплоченный коллектив, способный повысить уровень учебно-воспитательной работы с учащимися класса и развитие собственно педагогической культуры родителей. Папы и мамы посещают родительские собрания, часто общаются со мной в неформальных беседах, помогающих лучше понять интересы и приоритеты каждой семьи. Посещение неблагополучных семей, индивидуальные беседы о каждом ребенке, привлечение родителей к организации и участию во внеклассных мероприятиях повышают эффективность моей деятельности.

Тематика бесед, проводимых на родительских собраниях, отражает круг вопросов и проблем, с которыми каждая семья может столкнуться на разных этапах взросления ребенка: «Режим дня школьника», «Почему мой ребенок стал плохо учиться?», «Роль родителей в подростковом возрасте», «О вредных привычках», «С кем дружит мой ребенок?», «Чем увлечь подростка?». Родительский комитет класса – моя правая рука во многих начинаниях и мероприятиях: от организации досуга детей в классе доактивного участия в решении различных организационных вопросов. Состав родительского комитета обновляется каждые полгода, что дает возможность родителям каждого ребенка принять непосредственное участие в руководстве классным коллективом.

Таким образом, одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В современных условиях востребован квалифицированный, творчески мыслящий человек, умеющий организовать деятельность, готовый воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь [2].

Мне кажется, мои ученики, прошедшие важную школу дружбы, взаимодействия и сплоченности, будут полностью соответствовать таким требованиям.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.

2. Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.).  – Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. – С. 92-106.

Количество просмотров: 7340  

Добавить комментарий

1. Профессиональный рост учителя в свете повышения квалификации
2. Личностные результаты обучающихся и воспитанников как система ценностных отношений к себе, обществу, государству
3. Формирование социальных компетентностей учащихся во внеурочной деятельности в свете ФГОС
4. Курс внеурочной деятельности в начальных классах «Классная газета»
5. Организация конкурсной деятельности классного коллектива как способ открытия внутреннего потенциала обучающихся
6. Личностные результаты педагога как способ влияния на развитие социокультурной компетенции обучающихся и воспитанников
7. Ступени успеха первоклассников по лестнице, идущей вверх!
8. «Проблемы взаимоотношений родителей с детьми». Разработка родительского собрания с использованием приемов технологии развития критического мышления
9. Классный час в системе формирования базовых национальных ценностей
10. Сценарий классного часа «Великой Победе посвящается». Литературно-музыкальная композиция
1. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы