Рисование кончиками пальцев

 
 

Тимощенко Светлана Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 

Рисование кончиками пальцев

Детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Известные педагоги В.А. Сухомлинский, Б.М. Неменский обращали внимание на то, что дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Это выражается не только в увлеченности работой с изобразительными материалами, но и в неравнодушии к результату этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. Отечественные педагоги (Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.Н. Игнатьев, И.Я. Лернер и другие) подчеркивают, что творчеству детей можно и нужно учить.

Для развития индивидуальных творческих способностей у детей необходима особая организация изобразительной деятельности. И, на мой взгляд, наиболее эффективной стала пластилинография, так как дети очень любят рисовать, но при этом сталкиваются с трудностями в овладении графомоторных навыков. Также ребят привлекает пластилин, благодаря тому, что его можно мять, сворачивать, отщипывать, раскатывать, сплющивать и смешивать с другим материалом, например, с крупой, блестками, песком. Все эти действия как развивают мелкую моторику, так и снимают напряжение, позволяют эмоционально разгрузить себя от лишних негативных эмоций. Творческий процесс создания картины требует включения воображения. С помощью пластилина рисунок «оживает», если придать выпуклую форму предметам. А если что-то не получилось, все легко исправить. Это не вызывает чувство неудовлетворения и эмоциональной депривации.

Как известно, развитие мелкой моторики и кистей рук главным образом влияет на формирование головного мозга, его познавательных и речевых способностей, интеллектуальных и мыслительных процессов. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для развития ребенка необходима тренировка рук. Ребенок с хорошо развитой моторикой рук легко обучаем новому, будь то рисование, иностранный язык, письмо или математика.

На занятиях по изобразительной деятельности проблема развития мелкой моторики весьма актуальна, так как развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует именно изобразительная деятельность. На этих занятиях дети вырабатывают умения правильно держать инструмент и управлять ими.

Кружок художественно-эстетической направленности «Пластилиновое чудо» был организован мною для развития моторики рук, внимания, памяти, мышления. Основная идея кружка – рисование картин пластилином.

Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства, редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Дети практически «рисуют» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов является увлекательным занятием для них, дающим радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, благодаря чему оно становится оригинальным и декоративным.

Дополнительные занятия кружка «Пластилиновое чудо» способствуют более успешному освоению образовательной программы. Активизируется познавательная и речевая деятельность детей. Весь материал, подбираемый для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. В ходе занятий дети могут закрепить уже усвоенные ими знания, расширить их и обобщить. Занятия в кружке проводятся во второй половине дня в интересной игровой форме. При выполнении практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми, придумывается и обыгрывается сюжетная линия, что вызывает речевую активность, формирование словарного запаса и понимание речи окружающих ребенком. Происходит знакомство детей с художественными произведениями, стихами, загадками, пальчиковыми играми. У ребят появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии занимает сенсорное развитие общих способностей: цвет, форма, величина. Не секрет, что у детей вся «жизнь» находится на кончиках и подушечках пальцев, поэтому воспитание тактильных чувств необходимая фаза обучения и накопления социокультурного опыта ребенка.

 

Главным значением занятий кружка по пластилинографии является то, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики во время занятий. У детей развивается захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. Они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности, поэтому на занятиях кружка ребята «рисуют» пластилином на дисках, картоне, стекле, крышках и т. д. Свои работы дети презентуют своим родителям, бабушкам, дедушкам на различные праздники.

Такой нетрадиционный вид работы способствует эмоциональному подъему, творческому и познавательному развитию, дает возможность детям проявить индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности.

Количество просмотров: 12315  

Добавить комментарий

1. Амплификация детского развития
2. Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста
3. Использование печатных изданий в работе с родителями
4. «Скворушка» растит патриотов
5. Работа над диалогической речью в процессе проведения игровой ситуации
6. Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями
7. Рисование кончиками пальцев
8. Создание условий для повышения качества здоровьесберегающей и коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста через организацию совместных мероприятий с родителями
9. Эффективные формы работы педагогов с родителями по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов
10. Инклюзивное образование детей с ОВЗ в МКДОУ д/с № 97 «Сказка» комбинированного вида г. Новосибирска
11. Игровые интегрированные обучающие ситуации с элементами кооперации и творчества по сюжетам знакомых сказок с детьми старшего дошкольного возраста
12. Эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ
13. О пользе танцев для детей
14. Мозаика из крупы и семян
15. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
16. Декоративно-прикладное искусство в детском саду
17. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников
18. Роль образовательных путешествий в развитии ребенка
19. Создание условий для развития музыкально-двигательной активности дошкольников
1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы