Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением: общее недоразвитие речи «В стране насекомых»
Лексическая тема. Насекомые
Тема занятия: «В стране насекомых».
Цель: совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи, подготовка к обучению грамоте.
Задачи:
1. Уточнение и активизация словаря по теме, закрепить обобщающее понятие «насекомые».
2. Закреплять умение слушать, выполнять упражнения, ориентироваться в пространстве, правильно употреблять предлоги.
3. Закреплять навыки звукового анализа слов, умение читать, печатать слова с пройденными буквами, делить их на слоги; учить давать характеристику звукам: гласный, согласный, мягкий и т.д.
4. Закреплять умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, согласовывать существительные с числительными, упражнять в знании цифр.
5. Развивать речевое дыхание, связную речь: составить описательный рассказ по опорным картинкам.
Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые», фишки для звукового анализа, звуковые линейки, изображения Насекомолюба и Насекомоеда, письмо, картинки цветов, карточки с цифрами и рисунками насекомых, схема описания насекомого Ткаченко, картинки насекомых, разрезанных на части.
План занятия.
1. Организационный момент. Чтение письма из страны насекомых. Рассматривание сказочных героев Насекомолюба и Насекомоеда, карта. Дидактическая игра с мячом: назвать насекомых и слова-действия.
2. Собери картинку насекомого и назови ласково.
3. Д/игра «Опиши насекомое».
Физминутка «Бабочки летают».
4. Дидактическая игра «Зажги фонарики».
5. «Посчитай» 1-2-5.
6. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент: создание эмоционального положительного настроя, активизация внимания детей.
Логопед: – Ребята, нам пришло письмо из страны Насекомых, давайте его прочитаем!
Логопед читает письмо о том, что насекомых уничтожает злой и коварный Насекомоед, Насекомолюб просит у детей помощи, спасти насекомых можно детям, если они выполнят задания Насекомоеда.
Дети рассматривают портреты Насекомолюба и Насекомоеда. Логопед спрашивает детей: «Как вы думаете, какой Насекомоед?» (злой, коварный) А Насекомолюб? (добрый, любящий, внимательный, ласковый).
– Ребята! Поможем насекомым? Тогда отправляемся в страну насекомых! Какой вид транспорта выберем? Дети называют: самолет, вертолет, пароход, поезд и т.д.
Логопед: Мы полетим на ковре-самолете. Все садятся на ковер и выполняют упражнение на развитие речевого дыхания: на выдохе произносят звук ж-ж-ж – сначала тихо, громко и опять тихо. Дети подражают шуму ветра в пути.
Логопед: – Вот мы в стране насекомых, они приготовили для нас карту. Дети рассматривают карту. Отправляемся в путь.
Игра с мячом. (Обогащение словарного запаса.)
Логопед: Ребята! Давайте присядем на полянку и посмотрим, кто здесь живет. Дети называют насекомых и слова-действия. Что они делают? Летают, прыгают, ползают, кусают, вредят, спят, жужжат и т.д.
2. Дидактические игры: «Собери картинку», «Назови ласково» (развитие мышления, мелкой моторики).
Логопед: – Ребята, нам навредил Насекомоед! Он рассыпал все картинки. Давайте их соберем!
У каждого ребенка конверт с картинкой насекомого, картинка разрезана на 5 частей. Дети ее собирают и составляют предложение:
– Я собрал бабочку.
– Я собрал стрекозу и т.д. После этого упражнения, дети называют свое насекомое с уменьшительно-ласкательным суффиксом: комар – комарик и т.д.
3. Дидактическая игра «Опиши насекомое». (Развиваем связную речь, используем схему описания Ткаченко)
Логопед: – А теперь составьте описательный рассказ о своих насекомых, которых вы собрали. Старайтесь говорить красиво, правильно проговаривайте все звуки. Давайте вспомним последовательность всего рассказа:
1-й ребенок: Мы должны сказать, что это насекомое.
2-й ребенок: Как оно выглядит, назвать его внешние признаки.
3-й ребенок: Где живет? Чем питается?
4-й ребенок: Какую пользу или вред приносит нам?
Логопед дает образец рассказа, а потом дети по очереди рассказывают по плану.
Физминутка. Игра «Бабочки летают». (Учим ориентироваться в пространстве, понимать значение предлогов, использовать эти знания в жизни.)
У каждого ребенка есть большой яркий цветок, нарисованный на бумаге в виде круга. Логопед произносит слова, когда проговаривает последнее предложение с предлогом, дети выполняют определенное действие: «за» - дети прячутся за цветок; «на» - садятся на цветок; «под» - держат цветок над своей головой.
Бабочки летают, весело порхают (дети изображают бабочек),
Крылышками машут, на полянке пляшут (бегают, машут руками).
– Отдохните, мотыльки,
Вы присядьте (на, за, под) цветы.
4. «Зажги фонарики». (Развиваем навыки звукобуквенного анализа, чтения, учим делить слова на слоги, давать характеристику каждому звуку, ориентироваться в последовательности звуков в слове).
Л-д: – В стране насекомых нет света! Насекомоед опять навредил! Давайте поможем насекомым! Зажжем фонарики!
На столах перед детьми листы, на которых нарисованы насекомые и начерчены звуковые линейки. Каждый ребенок на своем листе выкладывает фишки, выполняет звуковой анализ своего насекомого. Это слова: мухи, жук, клоп, осы, жуки, муха. Подбираем слова так, чтобы написание и произношение совпадали. После того, как дети зажгли фонарики в своих словах, логопед спрашивает каждого ребенка.
Л-д: – Маша! Насекомые спрашивают, почему в слове «мухи» второй фонарик красный?
Р-к: – Потому что это звук У – гласный.
Л-д: – А почему третий фонарик зеленый?
Р-к: – Потому что в слове «мухи» третий звук Хʹ – мягкий согласный.
Л-д – А какой звук стоит слева от звука Хʹ, а какой справа?
Л-д: – Сколько звуков в слове «мухи»?
Л-д: – Сколько гласных?
Л-д: – Сколько слогов в слове «мухи?»
Р-к: – В слове «мухи» – 2 слога, потому что 2 гласных: У, И.
Л-д: – Петя! А почему в слове «жук» 3 фонарика?
Р-к: – Потому что в слове «жук» 3 звука: ж, у, к и т.д.
После звукового анализа логопед просит детей напечатать название своего насекомого.
5. «Посчитай» 1-2-5. (Учим согласовывать числительные с существительными, закрепляем знание цифр).
Л-д: – Дети! Насекомоед опять навредил! Он запутал всех насекомых, давайте их распутаем!
У каждого ребенка карточка с изображением насекомого и здесь же напечатаны цифры. Например: 1-2-5; 1-3-7; 1-4-9 и т.д. Ребенок берет карточку и проговаривает: Одна оса, две осы, пять ос и т.д.
6. Итог занятия.
Л-д: Ребята! Кому мы сегодня помогали? Какие задания учились выполнять? Что вам понравилось на занятии? Насекомолюб благодарит вас за помощь и дарит вам подарки.
Количество просмотров: 8373 |
Добавить комментарий