Развитие выносливости детей старшего дошкольного возраста средствами игровых приемов

 
 

Гизатуллин Илья Константинович,

тренер спортивного клуба «Тайфун» по Джиу Джитсу,

студент ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1

им А.С. Макаренко» г. Новосибирска

 

Развитие выносливости детей старшего дошкольного возраста средствами игровых приемов

Физическое воспитание занимает важное место в общей системе всестороннего развития ребенка. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья растущего человека, формируются физические возможности и способности, воспитывается характер. Физическое воспитание предусматривает поддержание у ребенка бодрого настроения, совершенствование всех функций организма, формирование основ физической культуры при выполнении физических упражнений, в повседневной жизни, подвижных и спортивных играх.

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться.

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. Причины этого кроются в современном образе жизни дошкольника. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений – снижение двигательной активности детей, а для ребенка-дошкольника потеря в движениях – это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

Изложенные в ФГОС ДО требования к физическому развитию современных малышей достаточно высоки. О такой образовательной деятельности как физическое развитие в этом документе говорится следующее: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе, связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых  видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».

Вопрос соответствия уровня физического развития современных дошкольников стандартом обозначает проблему активного включения детей в спортивную деятельность, которая должна стать нормой для каждого растущего человека. Спорт требует значительных усилий, ежедневной работы над собой, формирования привычки к спортивным занятиям. Каждому ребенку предстоит добиться выполнения спортивных нормативов для своего возраста. Решение данной проблемы возможно через развитие интереса к спорту.

Занятия физической культурой и спортом помогают детям осознавать ценность здорового образа жизни. Спортивная игровая деятельность формирует у ребят увлечённость спортом. Спортивные игры способствуют улучшению физического развития и физической подготовленности, командной сплоченности.

Как от воспитателя в детском саду, учителя в школе, так и от тренера-преподавателя в СДЮШОР напрямую зависит развитие ребенка, динамика его успешности в освоении того, чему он учится.

Джиу-джитсу – один из древнейших видов боевых искусств, философия которого базируется не на физической силе, а способности одолеть противника с помощью специальных приемов (бросков, ударов, захватов и т.д.), поэтому джиу-джитсу активно позиционируется как эффективное средство самообороны.

Главное средство развития выносливости в занятиях с детьми самого юного для этого вида спорта возраста – подвижные игры. Для обеспечения технической и физической подготовки начинающих спортсменов тренер применяет упражнение в комплексе, который сочетается с проведением игр и игровых упражнений. Выполнение упражнений, направленных на развитие выносливости и быстроты, тренер применяет в начале основной части урока после разминки, когда степень возбуждения центральной нервной системы оптимальна и способствует усвоению двигательных навыков, наиболее трудных по координации. После этого включаются игровые упражнения, способствующие закреплению этого качества.

В работе с начинающими спортсменами уделяется большое внимание акробатике, направленной, с одной стороны, на координационные, специфические требования выполнения технических действий, с другой, – на обеспечение определенных навыков самостраховки.

Обучение технике джиу-джитсу на этом этапе подготовки носит ознакомительный характер. Тренер осуществляет обучение базовым элементам: способам выведения из равновесия, формам и захватам соперника, технике прямых ударов руками и ногами, используя игровые приемы, комплекс подвижных спортивных игр, формируя и развивая необходимые для спортсмена физические качества, в числе которых выносливость имеет первостепенное значение.

На протяжении спортивно-оздоровительного этапа подготовки в возрасте 6-7 лет начинающие юные спортсмены осваивают новые для них подвижные игры и игровые приемы. В центре внимания подвижных игр на этом этапе стоит овладение предметом и способом действия с ним, то есть выполнение тактических действий, и взаимодействие с противником через выполнение технических действий.

1. «Бой петушков» – спортсмены, согнув ногу в колене и скрестив руки на груди, сталкиваются с целью заставить друг друга потерять равновесие.

2. «Бой уток» – согнув одну ногу в колене и удерживая ее разноименной рукой за спиной, спортсмены сталкиваются с целью заставить друг друга потерять равновесие и отпустить ногу.

3. Переталкивание – упершись грудью в грудь (голова сбоку, руки за спиной), спортсмены стараются оттеснить друг друга из заранее намеченного круга.

4. Перетягивание с вожжами – соединив три пояса от кимоно в одну петлю и продев их через шею под плечи (как при игре в лошадки), спортсмены стараются перетянуть друг друга за заранее намеченную границу.

5. Перетягивание с вожжами в партере – то же самое, что и в стойке, но при этом спортсмены упираются в ковер руками и стопами.

6. Борьба за отрезок каната – спортсмены пытаются отнять друг у друга отрезок каната длиной 40 см.

7. Борьба за набивной мяч – спортсмены в партере лицом друг к другу пытаются завладеть мячом, обхватив его руками.

8. Осаливание – задача каждого из спортсменов, стоящих лицом друг к другу, – наступить на стопу партнера и в то же время не дать наступить на свою.

9. Борьба на одной ноге – один из спортсменов дает захватить свою ногу и просовывает ее между ногами партнера, захватывая при этом его плечо и запястье; задача партнера – перевести своего противника в партер любым разрешенным способом, а тот должен устоять на одной ноге, при возможности освободить захваченную ногу или контратаковать. Время выполнения – 20-30 с.

Также юные спортсмены должны познакомиться с техникой нескольких видов спорта: легкой атлетики, акробатики, игровых и единоборных видов спорта.

Начинающих спортсменов необходимо приучить посещать соревнования различного уровня, изучать техническую и тактическую подготовленность будущих спортсменов, следить за действиями судей, их реакцией на действия спортсменов, просматривать видеозаписи соревнований по джиу-джитсу. Так закладывается спортивный стержень юного спортсмена.

В заключении можно отметить, что развитие выносливости детей старшего дошкольного возраста средствами игровых приемов, безусловно, эффективно.

Список литературы

1. Булкин В. А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта [Текст]: Учебное пособие / Булкин В.А. – СПб.: СПбГАФК, 1996. – 47 с.

2. Вавилова Е. Н. Учить бегать, прыгать, лазать, метать. [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.

3. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость [Текст] / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 2012. – 98 с.

4. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: 2016. – 304 с.

5. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков [Текст] Л. В. Волков. – Киев: Здоровье, 2013. – 177 с.

6. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении [Текст]: метод. пособие / И. М. Воротилкина – М.: Изд-во НУ ЭНАС, 2014. – 144 с.

7. Детские подвижные игры / под ред. Е. В. Конеевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 251 с.

8. Джиу-джитсу: примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ/Всероссийский Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта (ВНИИФК) и Российская федерация джиу-джитсу (РФД). М.: Спортлит, 2008. – 92 с.

9. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Под общей ред. А. В. Карасева. – М.: Лептос, 1994. – 368 с.

10. Максимов Д. В. Физическая подготовка единоборцев. Теоретико-практические рекомендации/Максимов Д. В., Селуянов В. Н., Табаков С. Е. – М.: ТВТ Дивизион, 2014. – 160 с.

11. Лях В. Л. Развивать координационные способности [Текст] / В. Л. Лях // Дошкольное воспитание. 1991. – № 7. с.16-19.

12. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада/ Е. А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.– М; Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

Количество просмотров: 10397  

Добавить комментарий

1. Сотрудничество с родителями (законными представителями) в вопросах формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников
2. Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ
3. Совершенствование работы дошкольного учреждения по физическому развитию старших дошкольников через реализацию парциальной образовательной программы «Обучение детей ходьбе на лыжах»
4. Развитие познавательной деятельности методом проектирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста
5. Экспериментирование в подготовительной группе. Вода и ее «волшебные» особенности
6. Экологическая акция «Кормушка для Пичужки»
7. Использование элементов художественной гимнастики на занятиях по физической культуре в детском саду
8. Нетрадиционное рисование как одно из направлений здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста с особенными образовательными потребностями
9. Значение музыкального развития для детей с особыми образовательными потребностями
10. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
11. Использование здоровьесберегающих технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями
12. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС
13. Применение здоровьесберегающих технологий в работе по формированию лексико-грамматических категорий посредством рифмованных текстов у детей с ОНР – III уровня речевого развития, обусловленным стертой дизартрией
14. Здоровьесбережение детей в дошкольном образовательном учреждении
15. Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
16. Формирование представлений у дошкольников с нарушениями зрения
17. Двигательная активность дошкольников
18. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
19. Формирование элементарных естественно-научных представлений дошкольников посредством исследовательской деятельности
20. Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы