Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС

 
 

Баталова Олеся Сергеевна,

старший воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье» г. Новосибирска

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС

Здоровье детей дошкольного возраста – один из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, одна из характеристик национальной безопасности. Дошкольники стоят перед лицом будущего, которое зависит от крепкого фундамента жизнедеятельности, закладываемого в раннем детстве. Увеличение информационной нагрузки и соответственно количества и продолжительности деятельности приводит к утомлению детей, нарушению режима дня и, как следствие, к понижению иммунитета.

Педагоги нашего детского сада понимают важность и нужность оздоровительных мероприятий в такой ситуации. Решением педагогического совета была запланирована годовая задача – способствовать сохранению и укреплению здоровья детей посредством использования современных образовательных методик и технологий.

Современные инновационные технологии, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ, называются здоровьесберегающими технологиями. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

– формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

– организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

– закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

– повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;

– проведение профилактической оздоровительной работы;

– ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;

– мотивация детей на здоровый образ жизни;

– формирование полезных привычек;

– формирование валеологических навыков;

– формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;

– воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ необходимо использовать различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

– медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);

– физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.);

– валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);

– валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

– здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

В нашем детском саду традиционно используется здоровьесберегающая практика, в которую входят следующие мероприятия: физкультминутки; закаливающие процедуры; элементы психогимнастики; релаксационные упражнения; двигательные упражнения статического и динамического характера; игры подвижные и малой подвижности с речевым сопровождением; логоритмика; гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая и корригирующая).

Родилась идея использования нестандартных методов физкультурно-оздоровительной работы на утренней зарядке, на занятиях непосредственно образовательной деятельности, на пробуждающей гимнастике после сна и во всех видах совместной деятельности взрослых и детей. Воспитатели старших групп для проведения утренней зарядки стали внедрять нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы. Выполнение общеразвивающих упражнений во время проведения утренней зарядки сопровождается определенной музыкой, что облегчает процесс запоминания и освоения движений. Повышает эмоциональный фон, способствует развития мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Во всех группах, особенно в младших, имеются массажные коврики. В некоторых группах с помощью родителей педагоги сделали «Коврики здоровья» с различными поверхностями, для развития тактильных ощущений: нашитые пуговицы, разного диаметра; массажные коврики с шипами разной длины, речные камни, детские следы с разными поверхностями – трубочки, шпагат, шершавая губка и др. Проходя по различным поверхностям ковриков, дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на поверхности стопы, связанные с иммунной системой, способствующие укреплению мышц стопы и голени, оказывающие положительное влияние на формирование сводов стопы.

В подготовительных группах воспитатели, для того чтобы сделать физкультурные паузы интереснее и занимательнее стали использовать различные карточки и схемы. «Предметные картинки» - на карточках изображены спортивные атрибуты, с которыми предстоит действовать. «Предметно-действенные схемы» – схемы, на которых изображено двигательное действие, выполняемое одним или несколькими детьми. «Действенно-схематические модели» – схемы, на которых с помощью стрелок изображены действия с определенными предметами. «Схематические модели» – схемы, на которых изображенные действия указаны только стрелками, а дети и взрослые условными знаками. Предоставление детям на занятии свободного выбора физкультминутки стало предпосылкой проявления ими самостоятельности, инициативы, активности и творчества. Возможность выбора способствует устойчивому интересу к занятиям с разным спортивным инвентарем, пробуждает у дошкольников познавательную активность, уверенность в себе, жизнерадостность.

В группах раннего возраста воспитатели используют технологию «Сухой душ». Это обруч, который обвязан атласными лентами, закреплен высоко на стене, так чтобы дети, выходя из спальни, проходили через ряд атласных лент. Ленты нежно гладят детскую кожу, при этом небольшие воздушные потоки, которые образуются от лент, также способствуют тактильным ощущениям. Детям очень нравиться эта процедура, после сна настроение у них улучшается, также у детей формируются элементарные представления о здоровом образе жизни.

Профилактическая и физкультурно-оздоровительная работа невозможна без сотрудничества с родителями, ведь они больше всех заинтересованы в здоровье своего ребенка. Поэтому мы активно привлекаем их к проведению спортивных и профилактических мероприятий. Разработано положение, составлен перспективный план, в который  включены разнообразные формы взаимодействия с родителями.

В процессе работы в данном направлении в каждой группе пополнилась развивающая предметно-пространственная среда:

– подборкой различных картотек для проведения физкультминуток, релаксационных пауз, психогимнастики, динамичных пауз, пальчиковых игр и т.д.;

– подборка комплексов на снятие тревожности, танцевально-ритмических движений;

– атрибутами, способствующими сохранению и укреплению здоровья детей;

– нетрадиционным оборудованием для спортивных уголков.

Повысилась профессиональная компетентность педагогов:

– в использовании новых разнообразных приемов по сохранению и укреплению здоровья детей: элементы сюрпризности, неожиданности, использование карточек и схем на занятиях, физминутки и игры на снятие мышечного напряжения, рефлексия, речевые настройки и др.;

– в составлении перспективных планов, различных картотек.

Формы работы с родителями стали разнообразнее:

– организация и проведение спортивных праздников;

– составление перспективного плана, в который включены разнообразные формы взаимодействия с родителями;

– составление комплексов упражнений дыхательной гимнастики; упражнений для профилактики простудных заболеваний, профилактики плоскостопия, предупреждения развития сколиотической осанки и др.;

– изготовление атрибутов для спортивных уголков.

Таким образом, применение в работе нестандартных методов физкультурно-оздоровительной работы повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление собственного здоровья.

Количество просмотров: 13705  

Добавить комментарий

1. Сотрудничество с родителями (законными представителями) в вопросах формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников
2. Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ
3. Совершенствование работы дошкольного учреждения по физическому развитию старших дошкольников через реализацию парциальной образовательной программы «Обучение детей ходьбе на лыжах»
4. Развитие познавательной деятельности методом проектирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста
5. Экспериментирование в подготовительной группе. Вода и ее «волшебные» особенности
6. Экологическая акция «Кормушка для Пичужки»
7. Использование элементов художественной гимнастики на занятиях по физической культуре в детском саду
8. Нетрадиционное рисование как одно из направлений здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста с особенными образовательными потребностями
9. Значение музыкального развития для детей с особыми образовательными потребностями
10. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
11. Использование здоровьесберегающих технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями
12. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС
13. Применение здоровьесберегающих технологий в работе по формированию лексико-грамматических категорий посредством рифмованных текстов у детей с ОНР – III уровня речевого развития, обусловленным стертой дизартрией
14. Здоровьесбережение детей в дошкольном образовательном учреждении
15. Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
16. Формирование представлений у дошкольников с нарушениями зрения
17. Двигательная активность дошкольников
18. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
19. Формирование элементарных естественно-научных представлений дошкольников посредством исследовательской деятельности
20. Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ

Страницы

1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы