Лэпбук как условие системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников

 
 

Казанцева Анна Викторовна,

старший воспитатель
МБОУ «Каменская школа № 44»
Новосибирского района Новосибирской области

 

Лэпбук как условие системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников

Введение федерального государственного стандарта требует от системы образования новой формы «инновационного обучения». В современной педагогической практике укрепилось приоритетное направление индивидуального подхода к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.

Современные требования к качеству образования в дошкольной образовательной организации предполагают постоянное обновление условий и индивидуального подхода, поиск новых средств, методов, приемов, которые основаны на деятельностном подходе. Педагогу необходимо повышать уровень квалификации и компетентности, овладевать эффективными образовательными технологиями, которые актуальны для детей дошкольного возраста.

Одной из таких современных инновационных технологий является лэпбук – средство для реализации системно-деятельностного подхода, которое в условиях ФГОС ДО отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова, развивает у детей инициативность, самостоятельность, социализацию.

Работа с Лэпбуком отвечает основным тезисам:

– деятельность воспитателя наравне с детьми;

– добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

– свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства);

– открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В нашем детском саду знакомство с лепбуком началось с ежегодной образовательной выставки Учсиб-2017, на которой были представлены различные лэпбуки, изготовленные в разных техниках и на любые тематики.

С английского «лепбук» – это «книга на коленях», или как его можно назвать тематическая папка-раскладушка, в которой собрана различная информация, расположенная в маленьких книжечках, кармашках, окошечках, которые позволяют разместить информацию в виде различных рисунков, небольших текстов, стихов, загадок и т. д., в любой интересной форме, на любую тему.

На 2017-2018 учебный год мы запланировали мероприятия с педагогами, родителями и детьми по обновлению предметно-развивающей среды с использованием инновационных технологий. Для педагогов воспитатель-наставник Дюрягина Ирина Николаевна провела семинар-практикум по технике изготовления лэпбука, рассказала о том, какие материалы необходимы для изготовления, как выбрать тематику, как вовлечь детей в процесс изготовления. По итогам семинара каждый педагог имел заготовки и папки для дальнейшего изготовления лэпбука.

Данная технология является разновидностью проектной деятельности, которую можно активно использовать с детьми дошкольного возраста и которая является итоговой формой представления материала по реализации проекта. Главная ценность лэпбука в том, что он позволяет ребёнку быть участником всего процесса, на любом из его этапов.

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

1. Проблема – целеполагание, выход на тему.

2. Планирование – разработка лэпбука.

3. Поиск информации – выполнение.

4. Продукт.

Дети, педагог, родители подбирают папку, склеивают папку из отдельных частей в единое целое, собирают картинки и творчески оформляют, используя всевозможные формы, цвета.

В 2017-2018 году педагогами детского сада были реализованы проекты по формированию элементарных математических представлений, конструктивной деятельности, речевому развитию. В рамках реализации данных проектов были выполнены лэпбуки по данным тематикам совместно с детьми. Лепбук позволяет развивать у дошкольников сенсорные способности, творческий потенциал. Во время изучения новой темы расширяется кругозор детей, у педагога появляется возможность закрепить знания по теме с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.), формируются различные социально-коммуникативные навыки и умения (умение работать в паре, группе, с ножницами, клеем, и различными материалами), умение находить диалог с другими людьми.

Большую помощь при создании лэпбуков нам оказывают родители. Создание такой интерактивной книги позволяет сделать родителей активными участниками педагогического процесса, предоставив им возможность собирать материал для книги, предлагать идеи создания разных книг, изготавливать части книги, совместно с детьми.

С помощью родителей можно:

– организовать экскурсии в музей, библиотеку, по городу;

– подобрать технические средства (фото, аудио, видео);

– распечатать материал;

– поддержать интерес детей и их уверенность в успехе.

Родители группы «Вишенка» создали лэпбук «Путешествие в математику», в котором отразили все её разделы. Дети с удовольствием решают логические задачки, играют в дидактические игры, раскладывают геометрические фигуры, то есть активно используют весь материал, которым родители наполнили лэпбук.

Многие педагоги увлеклись созданием лэпбуков, в их методической копилке появились лэпбуки на различные лексические темы: по фольклору, по безопасности, по ознакомлению с народной культурой и т.д. В апреле в детском саду прошла ярмарка педагогических идей, где педагоги представили более двадцати лэпбуков. Лэпбуки были выполнены в нетрадиционных техниках, с использованием различных материалов и на все лексические темы. Благодаря совместной работе педагогов, родителей и детей, в детском саду появилась современная методическая копилка.

Создание лэпбука не останавливается, а его наполнение может продолжаться в процессе всего обучения. Заполнять папку можно постепенно, получая дополнительную информацию и после проведения собственных исследований. Лепбук позволяет долгое время заниматься по ней, вносить дополнения в каждый из кармашков. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений.

Лэпбук – эффективная технология дошкольного образования, интерес к которой позволил повысить профессиональную компетенцию педагогов, обогатить развивающую среду группы, создать условия для развития личности воспитанников, ее социализации, обогащения знаний об окружающем мире. Данная технология развивает доверительные взаимоотношения при взаимодействии с семьей, педагогическую компетентность родителей, дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и их семей.

Количество просмотров: 17324  

Добавить комментарий

1. Педагогическое проектирование: от идеи до результата
2. Использование технологии гарденотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
3. Лэпбук как условие системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников
4. Воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства
5. Использование детского проектирования в ознакомлении старших дошкольников с Новосибирском
6. Организация работы клуба «Шаг навстречу» в повышении психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
7. Пионербол для дошколят
8. «Неделя дорожной безопасности»: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
9. Речевые игры в режимных моментах
10. Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста
11. От простых игр с детьми к конструированию
12. Семья как фактор успешного сопровождения малыша в период адаптации его к ДОУ
13. Использование различных видов конструкторов в работе логопеда
14. Лого-робот «Bee Вot» – помощник логопеда
15. Мы по городу шагаем: экскурсия о правилах дорожного движения
16. Шашки – интеллектуальный досуг в детском саду
17. Метод проектирования как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании
18. Клуб «Речевичок»: взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в вопросах коррекции речевых нарушений
19. Реализация в ДОУ части, формируемой участниками образовательных отношений
20. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Страницы

1. Проект «И помнит мир спасенный!» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Интеграция патриотического воспитания и медиативных практик в работе с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Патриотическое воспитание дошкольников через детскую литературу ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Этическая беседа как метод формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Патриотическое воспитание в ДОО через разные виды деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Формирование активной гражданской позиции у детей дошкольного возраста посредством участия в социально-значимой деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в образовательных учреждениях ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы