Шашки – интеллектуальный досуг в детском саду

 
 

Приходько Елена Леонидовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Елисеева Ирина Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Шашки – интеллектуальный досуг в детском саду

Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Многие родители ошибочно считают, что компьютерные игры способны стать альтернативой живой игре. Между тем машина не заменит непосредственного, живого общения с ребенком. Дух партнерства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить.

Шашки знакомы и любимы многим, однако в последнее время интерес к игре снижается. Во многом потому, что для занятия с дошкольником взрослым просто не хватает времени.

Шашки – интеллектуальный вид спорта, развивающий способность детей мыслить логически и стратегически. Ребенку нужно думать над ходами, оценивать ситуацию на доске. В ходе игры развиваются психомоторика (дошкольники трогают, переставляют, бьют шашку противника), внимание, сосредоточенность, что так важно для последующего обучения в школе. Большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижна и активна, дошкольникам трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, а эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

 

Принимая во внимание благоприятное воздействие шашек на развитие детей, мы организовали обучение этой игре в нашей группе.

Для достижения цели обучения были выдвинуты следующие задачи:

– формирование интереса к игре в шашки;

– приобщение детей к спортивно-творческой игре;

– помощь родителям на этапе обучения детей в шашки;

– формирование отношения к игре, как к интеллектуальному досугу в семье и детском саду.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что-то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.

Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Мы знакомили детей с новым для них материалом в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывали детям о правилах игры в шашки в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро стали в них ориентироваться и перестали путаться (самая распространенная ошибка – ход назад простой шашкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед).

Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает наш опыт работы с детьми, для игры в шашки недостаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.

Знакомство и обучение детей нашей группы игре в шашки происходило поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей познакомили с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировали им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научили правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснили, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Мы предлагаем стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.

1) Начинать бой можешь смело –

Первый ход всегда за белой!

2) Шашки медленно, но метко

Шагают лишь по черным клеткам!

3) Наверно, шашкам не везет,

Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!

4) Знают все: и стар, и млад,

Шашкой бьем вперед – назад!

5) Шашка соперника сразу погибнет,

Если твоя ее перепрыгнет!

6) Поля вдруг конец настанет,

Сразу шашка «дамкой» станет!

7) Чтоб твою «дамку» не поймали,

Ход ее по всей диагонали!

8) Цель игры – побить «врагов»

И чтоб им не было ходов!

Дети, как правило, увлекаются так же быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому наша задача, как можно дольше удерживать этот интерес и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать. Для этого мы рекомендуем не затягивать занятия (продолжительность не должна превышать 25 минут), чтобы у детей не было переутомления.

Сами занятия по шашкам мы рекомендуем проводить не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не пресытились, потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса. Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера).

Подвести итог обучения необходимо проведением итогового соревнования по шашкам между детьми, где им вручаются дипломы и подарки.

 

Научить детей играть в шашки было бы невозможно без активной помощи родителей. Поэтому мы обратились к ним с просьбой поддержать интерес ребенка к шашкам, поиграть с ним дома. При этом важно обратить внимание на то, что не стоит идти по пути «в поддавки». Дошкольник должен научиться проигрывать. Тем более что проигрыш от близких людей он воспринимает менее болезненно, чем от сверстника, или проигрыш «на глазах у всех».

Благодаря совместной работе с родителями дети, играя в шашки, научились мыслить, оперировать интересными комбинациями и ситуациями на игровом поле, использовать ходы – «мостики», видеть и анализировать свои ошибки, радоваться заслуженной победе.

Приступая к этой работе, мы не ставили перед собой цель «вырастить чемпионов» или научить наиболее способных детей премудростям игры в шашки. Главным было доставить радость от живого общения, соперничества в ходе игры, сделать её привлекательной, интересной для всех воспитанников группы, такой же любимой, как игры с конструкторами, машинками и куклами.

Количество просмотров: 18912  

Добавить комментарий

1. Педагогическое проектирование: от идеи до результата
2. Использование технологии гарденотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
3. Лэпбук как условие системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников
4. Воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства
5. Использование детского проектирования в ознакомлении старших дошкольников с Новосибирском
6. Организация работы клуба «Шаг навстречу» в повышении психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
7. Пионербол для дошколят
8. «Неделя дорожной безопасности»: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
9. Речевые игры в режимных моментах
10. Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста
11. От простых игр с детьми к конструированию
12. Семья как фактор успешного сопровождения малыша в период адаптации его к ДОУ
13. Использование различных видов конструкторов в работе логопеда
14. Лого-робот «Bee Вot» – помощник логопеда
15. Мы по городу шагаем: экскурсия о правилах дорожного движения
16. Шашки – интеллектуальный досуг в детском саду
17. Метод проектирования как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании
18. Клуб «Речевичок»: взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в вопросах коррекции речевых нарушений
19. Реализация в ДОУ части, формируемой участниками образовательных отношений
20. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Страницы

1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы