Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в контексте реализации государственной политики в области образования

 
 

Мошкина Ольга Владимировна,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

МКДОУ № 325 г. Новосибирска

 

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в контексте реализации государственной политики в области образования

Дошкольное детство – важный этап в формировании личности и её нравственной сферы. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма, духовности и гражданственности.

В современном мире возрождение патриотизма можно считать первым шагом к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, фундаментом общественной и государственной системы, составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности и эффективного функционирования.

Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 № 751, система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

«Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р выделяет среди прочих следующие приоритеты государственной политики в области воспитания: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» включает целый ряд мероприятий, направленных на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей в ДОУ.

Программа является инструментом реализации образовательной политики государства в области духовно-нравственного и патриотического воспитания, отраженную в главных нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Суть духовно-нравственного и патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родному дому, семье, природе, истории и культуре родного края, созданной трудами родных и близких людей, возродить духовность, бережно отношение и гордость за достижения Родной страны. 

Работу по духовно-нравственному патриотическому воспитанию в МКДОУ детский сад № 325 педагоги начали с создания развивающей предметно-пространственной среды.

Во всех группах были оборудованы патриотические уголки, центры русского быта, творческие мастерские, уголки ряжения. Создана модель русской избы, макеты, лепбуки, разработано перспективное планирование по данному направлению работы, подобран разнообразный демонстрационный и наглядно-дидактический материал (картинный материал, тематические альбомы, наборы открыток, фотографий).

Педагоги детского сада создали картотеки подвижных и словесных народных игр, медиатеку тематических презентаций и музыкального материала для ознакомления детей с историей родного края, достопримечательностями, народными праздниками и традициями.

Центры театрализованной деятельности пополнились новыми видами театра для инсценировок русских народных сказок.

В центрах художественной литературы был систематизирован материал по направлениям «Моя Родина», «Мой город», «Моя семья», «Русские писатели детям», «Русские народные сказки» и др.

Основная форма работы в дошкольном учреждении – познавательное занятие, в процессе которого дети имеют возможность узнать о своем родном городе, истории своей страны, культуре и обычаях русского народа.

Тематические занятия воспитатели проводят с использованием специальной наглядности, применением интерактивных форм работы, компьютерных презентаций, которые значительно обогащают детское восприятие. В процессе познавательной деятельности педагоги решают комплекс образовательных и воспитательных задач: формирование толерантности, уважение к культуре и традициям своего народа, культуре других народов нашей большой многонациональной страны, формирование чувства принадлежности к мировому сообществу, желание лично заботиться о культурном наследии родного края.

Используя разнообразные формы работы с детьми (целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины, проектную деятельность), педагоги не только воспитывают в ребёнке патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Продуктивной формой работы с дошкольниками по праву можно считать организацию и проведение экскурсий и целевых прогулок, которые несут в себе высокий познавательный потенциал, подкрепленный детским эмоциональным восприятием. Педагоги детского сада регулярно совершают с детьми реальные и виртуальные путешествия по городу Новосибирску и просторам родной страны, показывая живописные уголки, богатый природный мир, достопримечательности нашей Родины.

Русские сказки – сокровищница народной мудрости. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Сказки развивают у детей нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность. А.С. Макаренко большую роль отводил сказке. «Хорошо рассказанная сказка, писал он, это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке в каждой семье был сборник сказок». В нашем детском саду стало доброй традицией не только читать детям русские сказки, но и инсценировать их, давая детям возможность глубже прочувствовать характер и отношения героев, понять смысловое содержание сказки, пробудить в ребенке сопереживание, эмоциональный отклик.

Эмоциональное восприятие окружающей действительности находит отражение в рисунках и творческих работах детей. В творческих центрах и ИЗО студии дети знакомятся с русскими промыслами, учатся изображать родную природу, сюжеты русских сказок, расписывают игрушки и предметы быта по мотивам народной росписи.

Приобщение дошкольников к культуре родной страны и своего народа осуществляется в процессе проведения тематических праздников и развлечений: «Сороки», «Русские посиделки», «Посвящение в богатыри», «Колядки», «Масленица» и др.

Воспитание духовной личности возможно только совместными силами семьи, образовательного учреждения и государства. Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, вовлечения родителей в образовательную деятельность педагоги используют педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых на основе приемов поисково-исследовательской деятельности. Метод проектов, как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. В процессе самостоятельной деятельности дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

В конечном счете, осуществляя целенаправленный процесс, мы стремимся к определенном результату. В нашем случае – это новообразования дошкольного детства, которые станут прочным фундаментом духовной, нравственной личности.

Патриотизм в современных условиях это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, сохранение культурной самобытности русского народа. Поэтому только планомерная целенаправленная деятельность педагогического коллектива, семьи и социума поможет добиться позитивной динамики в духовно-нравственном и патриотическом воспитании, сформировать у детей зачатки самосознания истинных патриотов своей Родины.

Презентация. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

Литература:

1. Ветохина А.Я. Нравственно-партиотическое воспитанеие детей дошкольного возраста /А. Я. Ветохина — СПб.: Детство-Пресс, 2015.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: 1989.

3. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.. – М.: АСТ, 1995.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации/ утв. постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 № 751.

Количество просмотров: 7831  

Добавить комментарий

1. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы