«Гитара +»: Педагогический проект развития социального опыта подростков

 
 

Голубкова Алла Ивановна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

руководитель студии игры на гитаре «Надежда»

МБУДО ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

 

«Гитара +»: Педагогический проект развития социального опыта подростков

Ряд основополагающих документов в области национального развития, культуры и образования, социальной и молодежной политики, таких как: «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 –2017 годы», «Стратегия развития воспитания в Российской федерации до 2025 года», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» подчеркивается необходимость формирования условий максимально возможной самореализации человека в социально значимых видах деятельности и признается приоритетная роль культуры в развитии и самореализации личности. Особое распространение в России гитарное музицирование получило с конца 50-х гг. XX в., вместе с развитием молодежного туристического досуга и появлением клубов авторской песни. До сих пор данный вид любительской музыкальной деятельности остается актуальным и занимает ведущие позиции в досуговой сфере.

Стремление к самореализации личности в процессе творческой деятельности предполагает развитие субъектности, осознание человеком своего места в макросреде общественных отношений в целом и творческой среде музыкального коллектива в частности, расширения и обогащения его социального опыта [1]. Именно эта идея и легла в основу педагогического проекта развития социального опыта подростков, обучающихся в гитарной студии «Надежда» МБУДО ДДТ «Кировский».

Почему подростки? Современный подросток строит свои миры и страны, осваивает свои знания в своём образовательном пространстве, из компетентностей выбирает три базовых: компьютер, иностранный язык, вождение автомобиля…, а ещё, как показал проведенный мной опрос – гитара.

Гитара и игра на ней, исполнение песен, публичные выступления на сцене, дружеские посиделки с гитарой по кругу – удовлетворяют все группы доминирующих интересов подростка.

Для современного подростка важна наглядность и культуросообразность, индивидуализация вкупе с виртуальными способами фасилитации социализации, вариативность и открытость. Что можно предложить такому подростку?  Какое воспитательное средство способно расширить и обогатить социальный опыт современных подростков с одной стороны, а с другой – отвечает возрастным потребностям современных подростков, является для них привлекательным и значимым? Конечно же, гитара.

Почему гитара? Гитара – один из самых популярных и распространенных музыкальных инструментов, умеющие играть на гитаре, приобретают дополнительную возможность, раскрывать, объяснять многие ситуации, которые имеют для человека личностный смысл.

Почему социальный опыт? В воспитательных организациях социальное воспитание реализуется в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи. Нисколько не умоляя двух других составляющих социального воспитания, мы в своей деятельности больший акцент делаем на развитии и обогащении социального опыта подростков – участников гитарной студии «Надежда». Организация социального опыта индивидуального опыта обучающихся осуществляется через:

– организацию быта и жизнедеятельности коллектива воспитанников;

– организацию взаимодействия, а также обучения ему;

– стимулирование самодеятельности участников студии.

Социальный опыт – это единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.

Таким образом, гитарное музицирование, исполнение песен под гитару, на наш взгляд решает не только задачи формирования музыкальной культуры, правильной постановки руки, знания аккордов и умения их исполнять, конечно, и это тоже, но не только. Ключевая идея проекта «Гитара +» заключается в том, что помимо тех результатов, что представлены в образовательной программе гитарной студии «Надежда», эта деятельность расширяет, развивает, обогащает, наполняет иным смыслом и ценностью имеющийся социальный опыт подростков. Именно этой воспитательной составляющей и посвящен мой проект.

Целью проекта является создание условий для обогащения социального опыта подростков, развития их субъектной позиции и формирования ценностных ориентаций в процессе деятельности гитарной студии «Надежда».

В основу всей программы студии игры на гитаре «Надежда» заложено воспитание думающего и чувствующего человека. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям, он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано ее отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно появляется желание его реализовать.

Программа студии предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным наследием прошлого и творчеством современных авторов-исполнителей (бардов); освоение средств, форм и методов творческого выражения; освоение основ гитарного аккомпанемента.

Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях. Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата. Второе – развитие потребности подростков в выражении своих чувств, мыслей и настроений через собственное сочинение поэтическо-музыкального произведения или оригинальное исполнение произведений других авторов [2].

Занятия в студии оказывают не только содействие в обучении игре на гитаре и вокалу, они воспитывают художественный вкус и этику поведения детей не только на сцене, но и в жизни.

Таким образом, педагогический проект развития социального опыта подростков «Гитара+» является дополнением к образовательной общеразвивающей программе гитарной студии «Надежда» и расширяет воспитательный компонент программы за счет сделанного акцента на обогащение социального опыта подростков и формирования их субъектной позиции.

Реализация проекта осуществляется за счет расширения традиционных для программы гитарной студии «Надежда» приемов и направлений работы за счет таких форм и авторских педагогических «находок», которые в большей мере ориентированы на организацию взаимодействия, общения, самореализации и самоутверждения каждого из членов студии, что в конечном итоге обогащает их социальный опыт и активизирует субъектную позицию каждого.

В основе реализации проекта лежат следующие подходы:

– базовые положения деятельностного подхода к структуре познавательных действий человека и формированию личности;

– гуманистическая система психолого-педагогических воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу развития и проявление всех способностей;

– личностно ориентированный подход в педагогике, определяющий сущность обучения и воспитания как процесс индивидуального саморазвития, способствующего самореализации личности;

– культуросообразный педагогический подход теории воспитания, представляющий человека как уникальный мир культуры, а формирование личности через взаимодействие с системой культурных ценностей;

– положения концепции экзистенциализма, акцентирующие внимание на уникальности, свободе и ответственности личности [1].

Реализация этих подходов в гитарной студии «Надежда» осуществляется за счет расширения традиционных направлений, приемов и форм работы авторскими педагогическими находками:

Я использую такие формы работы, которые ориентированы на создание общности увлечённых единомышленников и стимулирование активности участников студии. Это открытые гитарные встречи членов объединения, тематические бардовские вечера, вечера при свечах, праздничные капустники, музыкальные дни рождения членов студии, совместное музицирование, субботние кино походы, посещения концертов, а также встречи с Новосибирскими авторами-исполнителями.

Применяются формы работы, направленные на создание позитивного имиджа и установление связи с общественностью, посредством СМИ (студия записывает аудио и видеоматериалы, создаёт картотеку сайтов, а также ведёт 2 группы в «контакте»).

Также создается мобильная система самоуправления, способствующая проявлению инициативы и самостоятельности (это межвозрастное музыкальное наставничество, коллективное освоение музыкального материала и коллективное принятие, и обсуждение авторских песен).

Я активно использую формы работы, направленные на популяризацию и широкое распространение гитарного музицирования, продвижение творческого продукта, любительского объединения гитарного творчества (это открытая сцена, как возможность каждому заявить себя и сделать авторский концерт; квартирники, как неформальные тусовочные выступления, концертная деятельность для различных категорий зрительской аудитории и широкая исполнительская практика). Студийцы ведут не только бурную концертную деятельность, но и являются лауреатами многих районных, городских, областных, региональных, всероссийских и международных конкурсов.

Направленность выступлений: бардовская песня, авторская песня, военно-патриотическая песня, эстрадная песня. Но особое трепетное отношение у студийцев вызывают песни военно-патриотической направленности. Студия игры на гитаре «Надежда» выступала почти во всех ДК города, в филармонии, в консерватории, в школьных актовых залах и городских кафе, в краеведческом музее и музее оружия, на монументе славы и в высшем военно-командном институте, на городке аттракционов и в развлекательных центрах.

Результаты реализации проекта, к которым мы отнесли имеющиеся воспитательные эффекты деятельности гитарной студии «Надежда» и результаты-последействия, отложенные во времени и проявляющиеся в изменении субъектной позиции её участников.

Воспитательные эффекты. Под ними мы понимаем дополнительные, незапланированные результаты, результаты со знаком плюс к образовательной общеразвивающей программе гитарной студии «Надежда», те результаты, которые удалось получить благодаря реализации проекта «Гитара+», связанных в первую очередь с расширением социального опыта подростков. Это, прежде всего:

– развитие опыта публичности подростков через гастроли, авторские выступления;

– получение опыта успешности через реализацию себя не только в студии, но и за её пределами;

– активизация опыта создания, отстаивания, презентации своей позиции через создание авторских песни;

– проживание опыт преемственности.  В студии всегда занималось чуть больше сотни учащихся, но в течении учебного года их становится только больше;

– формирование опыта творческого межвозрастного общения;

– развитие опыта ценностного отношения к гитарному музицированию, проявляющееся в выборе песен для исполнения;

– актуализация опыта личностной коммуникабельности: самый зажатый и стеснительный ребёнок, занимаясь в студии, становится более общительным и активным.

Результаты-последействия, понимаемые нами как пролонгированные последствия обучения в гитарной студии «Надежда», которые повлияли на профессиональное и личностное самоопределение его участников:

– профессиональное самоопределение и поступление в музыкальные образовательные учреждения;

– образ жизни, все ребята – выпускники студии «Надежда» уже не представляют своей жизни без гитары;

– возвращение в студию в качестве гостей, наставников и авторов новых песен.

Список литературы

1. Толочкова Е.В. Организационно-педагогические условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования. Автореф… дис. канд. пед. наук. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2013. – 7 с.

2. Черногоров С.С. Рабочая программа дополнительного образования «Аккорд» [Электронный ресурс]. – http://2123.mskobr.ru/files/akkord.pdf

Количество просмотров: 9858  

Добавить комментарий

1. Традиции клуба «Альбатрос» как основа духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодёжи
2. «Азбука юного россиянина»: система гражданско-патриотического воспитания дошкольников средствами различных предметных областей
3. Многоаспектность патриотического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования
4. Воспитание патриотизма средствами эстрадного вокала в условиях дополнительного образования
5. Организация патриотического воспитания через проектную деятельность в условиях современного образовательного учреждения
6. Обеспечение принципа разноуровневости при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Защитники Отечества» детского патриотического объединения «Ратибор»
7. Роль раннего патриотического воспитания в образовательном процессе учреждения дошкольного образования
8. Пути формирования патриотического сознания. Из опыта организации образовательной деятельности музыкально-художественного структурного подразделения Центра внешкольной работы «Галактика»
9. Проект деятельности интерактивного семейного анимационного музея «История в руках»
10. Педагогический проект «Волшебный мир дизайна»
11. «Гитара +»: Педагогический проект развития социального опыта подростков
12. Изучение традиционного костюма в детской студии декоративно-прикладного творчества «Стиль»
13. Проект «Все лучшее в тебе»
14. Учреждение дополнительного образования и семья: опыт позитивного взаимодействия
15. Дополнительное образование детей «в один клик»
16. Дополнительное образование – ключ к развитию подрастающего поколения
17. Реабилитационный стретчинг для детей дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
18. Школьная награда как условие для развития и закрепления успешности детей и подростков
19. Отзвуки праздника (история проведения Открытого фестиваля «Баян для друзей» в Детской школе искусств № 11 города Новосибирска)
20. «Талантливый человек талантлив во всём»…
1. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы