Реабилитационный стретчинг для детей дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
Я являюсь педагогом дополнительного образования объединения балетная студия «Гармония», возраст детей 4-6 лет, режим занятий три раза в неделю по 2 часа.
К сожалению, сегодня большинство детей дошкольного и, особенно, младшего школьного возраста имеют различные проблемы, связанные с опорно-двигательной системой. Это нарушение осанки, плоскостопие, даже искривление ног, перекос плечевого пояса и смещение позвоночной оси вправо или влево – это все не болезни, а дефекты развития костно-мышечного аппарата.
На фоне этих, как многим кажется, безобидных нарушений развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз, которые уже с трудом поддаются лечению и способны испортить всю дальнейшую жизнь. Кроме того, деформации скелета самым не благоприятным образом сказывается на развитии внутренних органов, приводя к различным расстройствам их деятельности.
Крайне важно с раннего возраста прививать мотивационную компетенцию - интерес и стремление к профилактическим занятиям адаптивной физической культурой.
Одним из приоритетных направлений в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, является реабилитационный стретчинг. Он включает в себя целый комплекс специальных упражнений, направленных на совершенствование гибкости, развитие подвижности суставов и эластичности мышц. С помощью реабилитационного стретчинга можно укрепить здоровье и предотвратить патологии опорно-двигательного аппарата.
При проведении занятий с такой патологией нужно отдельное внимание уделить мышцам спины и живота. Должны быть включены упражнения для плечевого пояса и дыхательные упражнения. Основное время занятий следует проводить в положении лежа, чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник.
Основными задачами, которые я решаю при помощи реабилитационного стретчинга, являются неторопливое, плавное растягивание и постепенное укрепление мышц всего тела. За счет этого мышечные волокна становятся более эластичными, лучше снабжаются кровью и питательными веществами, а значит – создают благоприятные условия для роста мышечной ткани. Кроме того, стретчинг сводит к минимуму риск травмирования мышц во время занятий и гарантирует поступательное исправление осанки.
В своем объединении при составлении комплекса упражнений реабилитационного стретчинга я активно использую игровой метод, который позволяет мне добиться наибольших результатов в коррекции опорно-двигательного аппарата. Так как сила воздействия игры на всестороннее развитие заключается в эмоциональном возбуждении и расслаблении, интересе и увлечении. Заинтересованный ребенок способен приложить много усилий и быть очень исполнительным.
Также положительным аспектом использования игры в коррекционной работе является перевоплощение детей в различные образы. Это помогает детям раскрепоститься, преодолеть стеснение в общении, примерить на себя образы различных персонажей и героев. Безусловно, это повышает интерес детей к занятию, их общее настроение и способствует развитию коммуникативных компетенций, которые пригодятся им при взаимодействии со сверстниками и обществом в целом.
Во время каждого занятия стараюсь комплексно подходить к решению задач:
– формирование правильной осанки;
– профилактика различного рода деформации позвоночника, укрепление его связочного аппарата;
– повышение эластичности мышц;
– улучшение координации движений;
– повышение выносливости, работоспособности;
– преодоление комплексов, связанных с физическим несовершенством;
– развитие творческого потенциала, способности работать в команде;
– совершенствование двигательной памяти, быстроты реакции, ориентирования в пространстве.
При работе с детьми реабилитационным стретчингом нужно учитывать вид нарушения осанки, возраст и общее развитие ребенка, особенно это касается индивидуальных занятий или занятий с детьми в небольших группах, где общее количество детей не превышало бы 4-5 человек.
Само занятие стретчинга я делю на несколько этапов:
1. Вводный – музыкальная разминка, позволяющая подготовить все группы мышц для дальнейших интенсивных упражнений при соблюдении двух основных условий:
Первое условие – повышение температуры мышц.
Второе условие – растягивание мышц в сочетании с напряжением и расслаблением.
2. Основной – закрепление ранее изученных упражнений, знакомство с новыми упражнениями, их выполнение и разучивание.
Например: комплекс упражнений для устранений дефектов сутулой спины:
«Собачка» |
И.П. – сесть на пятки, руки в упоре сзади, кисти вперед. - проскользить руками, откинуть голову назад, прогнуться и задержаться. - И.П. |
«Колечко» |
И.П. – стоя на коленях, руки на поясе - медленно наклониться назад, прогнуться и коснуться головой ног. - И.П. |
«Кораблик» |
И.П. – лежа на животе, руки вдоль туловища. - захватить руками за щиколотки ног - прогнуться, поднять вверх руки и ноги - И.П. |
«Носорог» |
И.П. – лежа на спине, руки за голову, ноги выпрямлены. - поднять голову и плечи и одну ногу, сгибая ее в колене, носом достать колено, носочек оттянуть. - И.П. |
«Орешек» |
И.П. – лежа на спине, руки за головой прямые. - медленно поднять ноги (сгруппироваться), руками обхватить колени, голову в колени Статика – задержаться. Динамика – покачаться. |
«Горка» |
И.П. – сидя ноги вперед. Для младших – руки согнуты в локтях, упор сзади, поясница прижата к полу. - поднять ноги на 45 градусов носки оттянуты. - И.П. |
Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.
3. Завершающий – восстановление (комплекс упражнений на расслабление и восстановление дыхания). Также стретчинг в этой части занятия должен представлять собой законченную хореографическую композицию и выполняться под спокойную, красивую музыку.
Длительность занятия 45 минут. В недельном цикле можно планировать от одного до двух занятий (в зависимости от возраста детей).
Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускать болевых ощущений, движения выполнять в медленном темпе, постепенно увеличивать их амплитуду и степень применения силы педагогом.
Продолжительность одного повторения (удержание позы) для детей дошкольного и младшего школьного возраста от 10 до 30 секунд. Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10-30 секунд. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 8. Характер отдыха – полное расслабление, активный отдых.
Принципы выполнения упражнений реабилитационного стретчинга:
– наглядность (показ упражнения, подробный образный показ);
– доступность (обучение «от простого к сложному»);
– систематичность (регулярность занятий, постепенное увеличение количества упражнений, поэтапное увеличение нагрузки);
– индивидуальный подход (учет особенностей конкретного ребенка, его возраста, характера, физического и психоэмоционального состояния, состояния здоровья).
Диагностический процесс состоит из трех аспектов:
– визуального (внешнего) осмотра педагогом;
– упражнений на растягивание, позволяющих определить мышечные спазмы и ограничение подвижности суставов;
– пальпации.
Ограничение подвижности определенных суставов, тонус или атонию мышц, натянутость или растяжение сухожильно-связочного аппарата можно объективно определить с помощью определенных упражнений на растягивание.
Комплекс диагностических упражнений включает в себя:
– общие линейные растяжки (по всему телу);
– локальные, линейно-ротационные растяжки (определенный участок тела);
– ротационные растяжки (по всему телу).
После выявления всех проблемных зон со стороны опорно-двигательной системы (мышцы, связки, сухожилия, суставы) можно приступать к реабилитационным действиям.
Оценка эффективности освоения комплекса упражнений проводится на основе:
– данных планового мониторинга физической подготовленности и физического развития детей (сентябрь и май);
– наблюдений за проявлением дошкольниками позиции субъекта деятельности при выполнении физических упражнений (таких как интерес, исследовательское поведение, самостоятельность, проявление волевых качеств, творчества в двигательной деятельности);
– бесед с воспитанниками и их родителями.
Если говорить о реабилитационном стретчинге в домашних условиях, то я не рекомендую использовать эти упражнения дома, потому что они должны выполняться под наблюдением педагога, но система работы с родителями при работе с детьми реабилитационным стретчингом обязательно включает:
1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка.
2. Ознакомление родителей с содержанием занятий.
Регулярные занятия стретчингом способствует не только улучшению физического состояния занимающихся, но и положительно отражаются на динамике показателей их физического развития, улучшению обмена веществ в растягиваемых мышцах, повышению в них кровообращения, укреплению сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, способствует более продуктивной деятельности пищеварительных органов и коры головного мозга.
Количество просмотров: 7967 |
Добавить комментарий