Методика составления SWOT-анализа на уроках ОКСЭ
Метод SWOT-анализа – универсальная методика стратегического менеджмента. Объектом SWOT-анализа может стать любой продукт, компания, магазин, завод, страна, образовательное учреждение и даже человек. Мы же рассмотрим пример составления SWOT-анализа на уроках ОРКСЭ по теме «Отношения в классном коллективе».
Преимущества SWOT-анализа заключаются в том, что он позволяет достаточно просто, в правильном разрезе взглянуть на положение классного коллектива, и поэтому является наиболее популярным инструментом в управлении рисками и принятии решений.
Для этого мы должны познакомить детей с методикой составления SWOT-анализа.
SWOT – это аббревиатура 4-х слов:
Strength – сильные стороны;
Weakness— слабые стороны;
Weakness – возможности;
Threat– угрозы.
Одним из правил составления SWOT-анализа является:
– Понять различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами.
– Сильные и слабые стороны – это наша внутренняя среда, то, что уже имеете на текущий момент времени. Возможности и угрозы – это факторы внешней среды, они могут произойти, а могут и нет, это зависит в том числе и от наших действий и решений.
Жизнь заставляет нас ежедневно принимать решения. И каждое наше решение так или иначе оказывает влияние на наше будущее. От некоторых решений зависит наша судьба на годы и даже десятилетия. Для принятия любого важного решения нужен тщательный анализ происходящего, это необходимо как в бизнесе, так и в бытовой и школьной жизни. Качественный анализ – дело весьма непростое. И несмотря на то, что его необходимо уметь делать абсолютно каждому человеку, данной функции менеджмента мы учимся с детьми на уроках ОРКСЭ [1].
Итак, перед нами стоит некая задача и нужно понять, как её решить. Прежде всего нужно нарисовать SWOT-матрицу. Можно это сделать, поделив лист бумаги на четыре части. В каждую часть нужно написать как можно больше имеющейся информации. Желательно сначала писать более значимые факторы, потом переходить к менее значимым.
Дальше мы анализируем сильные и слабые стороны. Как не удивительно, но именно с описанием сильных сторон возникает больше всего проблем у людей, взявшихся за SWOT-анализ впервые. В целом вы можете попросить помощи в оценке своих одноклассников, друзей и знакомых, но лучше научиться анализировать самостоятельно. Сильные и слабые стороны оцениваются по одним и тем же параметрам [3].
Теперь у нас есть заполненная SWOT-матрица, которая содержит: сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы.
Примеры составления SWOT матриц четвероклассниками.
– Нужно проранжировать все факторы по степени влияния.На основании этой матрицы мы можем составить план мероприятий, по которому будем работать. Для этого выполняем следующие действия:
– Все надуманные и не важные факторы нужно исключить.
– Разбираем, насколько наши сильные стороны могут помочь избежать угроз и достичь возможностей.
– Смотрим, какое влияние наши слабости могут оказать на возможности и угрозы.
– Как сильные стороны могут помочь исправить слабые стороны.
– Как мы можем снизить угрозы.
Чаще всего такой метод применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Модернизация жизненных ситуаций и отношений, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.
Отношения в классном коллективе
Сила |
Слабости |
1. У нас дружный класс. 2. Добрый и хороший классный руководитель. 3. Высокая успеваемость класса. 4. Активное участие в школьных, районных, городских конкурсах. 5. Взаимопомощь и взаимовыручка одноклассников. 6. Хорошее дежурство в коридоре на переменах. 7. Поддержание чистоты в классе. 8. Отклики на просьбы учителей. |
1. Частые простудные заболевания одноклассников. 2. Иногда возникает недопонимание учеников. 3. Редкие опоздания на первые уроки. |
Возможности |
Угрозы |
1. Своевременный приход в школу. 2. Оказание большей помощи учителям (следить за детьми 1-3 классов на переменах). 3. Поддержание здоровья (повышение иммунитета). 4. Обучение умению договариваться с одноклассниками. |
1. Невыполнение договорённостей. 2. Прогулки без головных уборов, приход в школу заболевших детей. 3. Нежелание обучающихся договариваться.
|
На таких уроках соблюдаем правила дружбы, проявляем доброжелательность, уважение друг к другу, избегаем конфликтов, находим выход из спорных ситуаций.
Список литературы
1. https://www.marketing.spb.ru/lib-mm/strategy/infowave/03.htm
2. https://ivan-shamaev.ru/doing-swot-analysis/
3. Дженстер Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей / Дженстер Д. – М.: Вильямс, 2004. – 368 с.
Количество просмотров: 17329 |
Добавить комментарий