Воспитательные эффекты образовательного партнерства учителя и современного «компьютерного» ребенка в пространстве медиатехнологий будущего
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124 признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в рамках деятельностной парадигмы выделены результаты обучения и воспитания: личное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие. Высшая цель образования: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В Письме Минобрнауки РФ от 12.07.2013 № 09-979 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе» выделяются основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений: гражданско-патриотическое, нравственное и духовное, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, интеллектуальное, здоровьесберегающее, социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое, правовое и культура безопасности, семейных ценностей, коммуникативной культуры, экологическое.
Именно о направлении медиакультурного воспитания нам и хотелось бы поговорить сегодня на примере образовательной и воспитательной работы, организуемой мной на стыке деятельности учителя и руководителя Медиацентра.
Личный опыт работы руководителем Медиацентра Лицея № 200 города Новосибирска позволяет говорить о важности выстраивания воспитательного пространства современного ребенка с применением информационно-коммуникационных технологий.
Это особо актуально в свете современных тенденций в среде медиаресурсов, наиболее подверженными влиянию которых оказываются именно дети. Как отмечают специалисты в области медиатехнологий, сегодня главными медийными трендами являются короткие видео, новые алгоритмы социальных сетей, нишевые социальные медиа и виртуальная реальность, проектирующие мировоззрение современного «компьютерного» ребенка, по мнению психологов, и без того отличающегося повышенной инфантильностью, замкнутостью и направленностью внутрь себя.
Именно поэтому задача учителя сегодня через вовлечение ребенка в проектную медийную деятельность не только формировать опыт решения проектных задач у младших школьников и, собственно, опыт проектной деятельности школьников среднего и старшего звена, согласно требования Федеральных государственных стандартов, но, в первую очередь, формировать опыт ориентирования в современном информационном пространстве, анализа и вычленения той информации, которая имеет положительный воспитательный эффект.
Так, привлечение младших школьников к созданию образовательных мультимедиапроектов и видеофильмов способствует в первую очередь формированию познавательной мотивации и активизации креативной творческой деятельности ребенка в противовес репродуктивному восприятию медийной информации и информации из интернет-источников. Здесь учителю очень важно обратить внимание ребенка на богатство окружающего его мира, где можно найти много интересного.
На начальном этапе, работая над созданием коротких видео, младшие школьники понимают всю трудоемкость данного процесса, что воспитывает уважение к своему и чужому труду.
Погружаясь в содержательный продюсерский и организационный режиссерский процесс, ребенок учится выстраивать взаимодействие с различными источниками информации: находить и анализировать информацию из интернет-ресурсов, окружающего мира; выстраивать эффективную коммуникацию со сверстниками, учителями, родителями, как носителями нового для ребенка знания; находить компромисс между собственной только формирующейся позицией и авторитетностью имеющегося научного знания, что очень важно для личностного развития ребенка в данном возрасте.
Работа с фото и видеоматериалом на этапе монтажа, получение авторитетного экспертного мнения на собственный продукт, возможно, отличающегося от собственного мнения автора, стимулирует воспитание художественного вкуса ребенка.
Презентуя собственный продукт, в том числе с использованием социальных сетей, младший школьник встает на позицию автора и одновременно к нему приходит понимание важности для адресата любого комментария к значимой для него работе или сообщению и необходимости более взвешенно подходить к выбору содержания собственных высказываний в реальной жизни и виртуальном пространстве.
Таким образом, создание даже короткого видео, например, о природе дождя, превращенное в личностно значимый для ребенка процесс под руководством авторитетного взрослого, носит огромный воспитательный потенциал для личностного развития младшего школьника. Неудивительно, что, переходя на среднюю ступень образования, ребята более ответственно и вдумчиво подходят к выбору темы, написанию закадровых и журналистских текстов к собственным медиапроектам.
На данном этапе учителю очень важно мотивировать ребенка на постановку и поиск решения той или иной личностно-значимой проблемы, раскрытие ее воспитательного потенциала и эффектов. Подобный подход очень важен на пике формирования и становления Я-концепции подростка.
Именно отделенность от автора медиапродукта позволяет добиться поразительных воспитательных эффектов. Пытаясь посмотреть на личностно-значимую проблему со стороны, с привлечением межпредметных связей, с позиции юного аналитика, ребенок учится не зацикливаться на проблеме, находить пути ее решения, видеть ее значимость для собственного развития, что также имеет неоценимый воспитательный потенциал.
Старшие подростки уже способны вдумчиво подходить к решению более серьезных социальных проблем. Они уже начинают всерьез задумываться над будущим профессиональным выбором и здесь нередко рождаются интересные публицистические медиапроекты, когда подросток не только ищет информацию для собственного пользования, но и готов поделиться интересными найденными фактами со своими сверстниками. В прошлом году инициативной группой учащихся лицея № 200 под моим руководством в ходе подготовки к научно-практической конференции был создан публицистско-просветительский медиапроект «От первого лица».
Задумавшись о планировании будущей карьеры, ребята провели опрос среди сверстников на тему их будущей профессии. Оказалось, что самыми маловостребованными являются творческие гуманитарные профессии. Изучив историю вопроса, требования к специалистам будущего, проанализировав Атлас новых профессий, согласно которому к 2030 году планируется введение в нашу привычную профессиональную жизнь 186 новых профессий, из них 60% гуманитарного профиля, перечень жестких и мягких навыков и так называемых «навыков будущего», ребята пришли к выводу, что сегодня неправомерно наблюдается определенный перекос в сознании современного подростка, формируемый медиаисточниками, в части развития преимущественно жестких компетенций профессий технико-прикладного профиля. Что значительно обедняет возможности востребованности и освоения молодыми людьми большого количества гуманитарных профессий.
И у них родилась идея создания медиапроекта, посвященного людям творческих профессий. Для начала мы познакомились с особым информационным жанром журналистики – интервью, его публицистической природой. Подростки потренировались в умении ставить себя на место респондента уже на этапе поиска, изучения и верификации информации о потенциальном собеседнике. Обсуждение самостоятельно разработанного перечня значимых вопросов, раскрывающих потенциал каждой профессии и жизненный и профессиональный путь собеседников позволило учащимся увидеть разницу в представлениях каждого из них о той или иной профессии. Выстраивание договоренностей и подготовка непосредственно к интервью актуализировали такие коммуникативные умения, как умение «сходиться с людьми», эмпатийность, эрудированность и умение грамотно оперировать имеющимися знаниями с целью получения расположения респондента как основы продуктивности будущего интервью.
Изучив творческие биографии своих будущих собеседников, ребята отправились на интервью к известному сибирскому писателю, автору исторических романов Михаилу Щукину, писателю-сказочнику, создающему мифологию города Новосибирска Владимиру Шамову, председателю правления Новосибирского союза архитекторов, профессиональному и общественному эксперту по архитектуре и градостроительству Игорю Поповскому, оперному певцу и приглашенному солисту Новосибирского государственного академического театра оперы и балета «НОВАТ» Алексею Крыжановскому, популярной новосибирской журналистке Алине Масловой.
Так родился публицистско-просветительский медиапроект «От первого лица», рассказывающий о нелегком жизненном пути и творческом инсайте каждого именитого собеседника, давшем толчок не только для личностного развития, но и для профессионального успеха, об умении превратить собственное увлечение в финансово выгодный проект. Полученный эмпирический материал вдохновил ребят на создание фильма о людях творческих профессий с вкраплением личностно значимых суждений самих юных медиаисследователей и представлении его сверстникам.
Интересным оказался и эффект, произведенный фильмом на одноклассников авторов, ребята, прежде видевшие будущее лишь за новыми инженерными и беспроводными технологиями, всерьез задумались о жизнеспособности гуманитарного образования, нашедшего отражение в концепции так называемых «навыков будущего».
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить особый воспитательный потенциал современных информационно-коммуникационных технологий, который должен быть использован учителем в учебной работе. Актуальность применения информационно-коммуникационных технологий при создании воспитательно-развивающего пространства современного ребенка не только оправдана современными требованиями к учителю будущего, но обоснована сферой личностных и познавательных интересов «компьютерного» ребенка, для которого учитель должен стать своеобразным навигатором в медиапространстве с его трендами виртуальной реальности.
Количество просмотров: 9386 |
Добавить комментарий