Использование технологии ИНСЕРТ на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Использование технологии ИНСЕРТ на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств

Какие специалисты будут наиболее востребованными в современном мире? В первую очередь те, что хорошо владеют информацией: умеют ее находить, творчески перерабатывать и в результате представлять новый уникальный интеллектуальный продукт, который будет интересен и востребован у аудитории.

Не секрет, что в сегодняшнем мире дети, а зачастую и взрослые привыкают к пассивному потреблению информации, не ища причинно-следственных связей, не сравнивая, не обобщая, не подвергая ее разумной критике, не делая из нее никаких выводов. Современная информационная среда не имеет тенденции к развитию у детей способности к рефлексии, полемизированию, отстаиванию своей точки зрения. Я думаю, многие педагоги и родители обеспокоены тем, что нынешние дети в основном привыкли к инертному усвоению информации, которой наш мир буквально переполнен. Естественно, что такой способ получения информации не предполагает развития у детей внимательности, логического мышления, навыков систематизации материала, творческих способностей. А сама информация довольно быстро забывается и с трудом воспроизводится.

Уметь воспринимать, запоминать, осмыслять, систематизировать, формировать свою собственную позицию по отношению к полученному материалу – это навыки, которые необходимы человеку, нацеленному на достижение профессиональных вершин. Поэтому научить ребенка работать с текстовой информацией – одна из основополагающих задач преподавателя. И не просто работать, а анализировать, систематизировать и усваивать ее в связи с собственным жизненным опытом.

Зачастую сложности возникают уже на этапе обсуждения прочитанного: дети не могут ответить на вопросы: что им известно по поводу изучаемого материала, что вызвало вопросы у них по поводу прочитанного и какие конкретно. А ведь именно заинтересованность способствует активному вовлечению ребенка в процесс получения новых знаний.

Напротив, информация, для усвоения которой ребенок прикладывает дополнительные усилия, которая заинтересовывает его, запоминается значительно лучше. Одной из эффективных технологий, помогающей решить вышеперечисленные проблемы является технология ИНСЕРТ, применяемая на этапе освоения новой информации. Предложили прием ИНСЕРТ американские исследователи (Д. Воган, Т. Эстес, Ч. Темпл, К. Меридит, Д. Стилл). Аббревиатура ИНСЕРТ дословно переводится как:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (отмечая).

S — system for (система для).

E — effective (эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (рефлексии).

Уроки с использованием технологии ИНСЕРТ – это в первую очередь уроки усвоения и осмысления нового материала. Ребята относятся к новому материалу более внимательно, непонятные моменты, которые раньше ими просто игнорировались, теперь становятся объектом пристального наблюдения и обдумывания.

Получая новую информацию, учащиеся отмечают ее специальными знаками:

V — известная для меня информация;

+ — не знаю, это неизвестная информация для меня;

– — это противоречит тому, что я знал;

? — мне необходимы разъяснения, обсуждения, уточнения.

В дополнение к этой таблице я предлагаю использовать значок * (то, чего не было в учебном материале или на уроке, но учащийся узнал это самостоятельно). Можно использовать это для домашнего задания.

Пометки в тексте лучше делать на полях карандашом.

Таблица

V

+

?

*

Здесь кратко фиксируются факты и понятия в рамках изучаемого материала, которые известны учащимся.

Отмечается новая, ранее неизвестная информация.

Акцентируются противоречия: учащийся выделяет то, что расходится с его представлениями.

Выделяются неясности, то, что требуют уточнения или вопросы, появляющиеся по мере освоения материала.

Материал, который учащийся узнал в процессе самостоятельной работы дома.

На этапе изучения нового материала ребята заполняют таблицу, а затем зачитывают ее. Мы фиксируем основные моменты в общей таблице на доске, сравниваем записи и затем обобщаем полученную информацию.

Особенности использования метода ИНСЕРТ:

Для того, чтобы учащиеся лучше поняли и освоили метод, я предлагаю в начале освоения метода использовать небольшой объем информации и на раннем этапе обсуждать ее устно, чтобы преподаватель мог помочь детям своими дополнениями и комментариями. Обсуждение может протекать как индивидуально, так и в группах.

Метод ИНСЕРТ актуален на разных этапах занятия: на начальной – помогает выявить то, что уже известно ребятам, далее – вычленить из изучаемой информации новое, и в итоге – получить обобщение полученной информации индивидуально или в группе в интерактивном формате.

Использование технологии ИНСЕРТ помогает:

1. Сформировать у детей навыки самостоятельной работы с материалом.

2. Сделать процесс освоения новой темы более осмысленным.

3. Подойти к освоению нового материала с учетом индивидуальности каждого ребенка.

4. Развить у учащихся навыки систематизации материала.

5. Воспитать внимательность ребят в освоении новой информации.

6. Выявить проблемы в освоении новой темы.

7. Выявить возможности индивидуального подхода к теме (в зависимости от того, какие аспекты выяснят дети дома самостоятельно, и что их заинтересует).

8. Использовать разнообразные методы в обучении, что способствует поддержанию интереса к процессу обучения.

В процессе работы с использованием данного педагогического приема отмечается, что гораздо эффективнее (особенно на начальном этапе обучения) использовать метод ИНСЕРТ в группах с применением состязательной стратегии, ведь соревнование всегда пробуждает азарт и особый интерес как у детей, так и у взрослых, и, конечно, помогает активному вовлечению учащихся в процесс урока, где они становятся непосредственными участниками формирования своей ниши знаний.

Использованная литература

1. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

2. Заир-Бек С. И. Основы педагогического проектирования: учеб. Пособие. – СПБ., 1995.

3. Селевко Г. И. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие. – М. 1994.

Количество просмотров: 8033  

Добавить комментарий

1. Медиапространство как ресурс дистанционного взаимодействия педагогического коллектива
2. Независимая оценка качества дополнительного образования детей: современные тенденции
3. Роль социальных связей в развитии социального партнерства в «Центре дополнительного образования «Лад»
4. Здоровьесберегающие технологии на занятиях в коллективе классического танца
5. Формирование коммуникативного навыка как основного компонента успешной социализации личности через организационно-досуговую деятельность ДДТ им. А.И. Ефремова
6. Музыкально-эстетическое воспитание через проектную деятельность в летний каникулярный период
7. Использование технологии ИНСЕРТ на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
8. «Фантазии полёт и рук творенье…»
9. Об изучении «Маленьких прелюдий» И.С. Баха в классе фортепиано
10. Формирование эстетического вкуса младших школьников на занятиях в Образцовом танцевальном коллективе «Смайл»
11. «Вместе мы сила»
1. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Примеры успешной интеграции профильного обучения с профориентационной работой ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Творческий проект «Пойте вместе с нами!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Связь универсальных учебных действий, лежащих в основе развивающей концепции школьного образования, с принципами и методологией игры «Что? Где? Когда?» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса на занятиях по робототехнике ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. О важности драматургии урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы