Использование мультимедиатехнологий в системе взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями ДОУ
Применение информационно-коммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных технологий, является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из таких важных направлений являются компьютерные мультимедийные технологии – их применение в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста принимает глобальный характер. Применение современных информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами в коррекционно-развивающей деятельности помогает в решении целого ряда педагогических задач. У детей, имеющих различные нарушения речи, наблюдаются затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста, недостаточность объема словаря, имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Важная задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве участников образовательного процесса. В этом союзе необходимо правильно определить роль каждого участника и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения. Ведущая роль в этой деятельности принадлежит учителю-логопеду. Это объясняется тем, что, как специалист, он лучше знает речевые особенности, возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы, средства, формы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией. Таким образом, эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, и прежде всего логопеда и воспитателей.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
Логопед формирует речевые навыки у детей-логопатов.
Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Исходя из этих задач, следует разделить функции логопеда и воспитателя следующим образом:
Логопед |
Воспитатель |
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работ с каждым из них.
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
Работа по коррекции звукопроизношения и слоговой структуры слова.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Формирование послогового чтения.
Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из лексически сочетающихся грамматически правильных предложений.
Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение. |
Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
Пополнение, уточнение, активизация словесного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
Системный контроль над поставленными звуками грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом составлением всех видов рассказывания).
Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
Развитие понимания, внимания, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
|
В нашем детском саду созданы следующие условия для внедрения мультимедиатехнологий в воспитательно-образовательный процесс:
– Группы нашего детского сада оснащены интерактивными досками (кроме группы раннего возраста).
– В 2017 году приобретены 2 сенсорных стола «Буратино», один находится в группе старшего дошкольного возраста, второй в логопедическом кабинете.
– Педагогические работники постоянно повышают свою компетентность по использованию ИКТ.
– Созданы методические условия – составлены перспективные планы работы в группах, разработаны пособия, диагностический инструментарий и методические рекомендации.
Для более эффективной коррекционной работы в помощь воспитателям на подгрупповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения используются мультимедийные презентации, созданные в программах Microsoft PowerPoint, SMART Notebook. Это дает возможность показать наглядно информацию в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольников – игре.
Подгрупповые занятия с использованием презентаций Microsoft PowerPoint по лексическим темам мы используем с сентября 2015 г., они включают упражнения по развитию словаря и формированию грамматических категорий. За это время собрана копилка презентаций. Индивидуальные и индивидуально-подгрупповые занятия с детьми с использованием сенсорного стола начали проводиться в январе 2017 г.
Используя ИКТ в коррекционно-педагогической деятельности, мы получаем ряд преимуществ:
1. Новизна в подаче материала, следовательно, повышение заинтересованности и мотивации детей на занятиях.
2. Индивидуализация коррекционного процесса (возможность для педагога самому варьировать содержание компьютерных упражнений в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей).
3. Облегчение подбора и хранения необходимого материала.
4. Доступность использования компьютерных программ для педагогов.
Подводя итог, хочется сказать, что применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным, что отмечают не только педагоги, но и родители.
Количество просмотров: 3187 |
Добавить комментарий