Литературный салон как исторический артефакт в интерактивном образовательном пространстве: использование медиатехнологий в процессе создания исторической реконструкции

 
 

Гусенкова Мария Сергеевна,

студентка 3 курса ИИГСО НГПУ г. Новосибирска

 

Литературный салон как исторический артефакт в интерактивном образовательном пространстве: использование медиатехнологий в процессе создания исторической реконструкции

Литературные салоны, возникшие в культуре России в конце XVIII века и достигшие своего расцвета в 20–30-е годы XIX века, дали в свое время большой толчок развитию и распространению литературной (и не только) культуры в российском обществе. Салоны, как правило, принадлежали людям, имеющим какое-либо отношение к искусству, либо же сановным меценатам, они собирали представителей дворянской интеллигенции и «высшего света», а позже и представителей разночинной интеллигенции.

В настоящее время, когда сеть Интернет занимает большую часть времени и внимания людей, своеобразные литературные сообщества развиваются именно в этой сфере. Создается множество групп на различных форумах и в социальных сетях, в которых публикуются цитаты, темы обсуждений и т. д. Таким образом, можно сказать, что литературные кружки живут до сих пор, только изменился формат встреч, во время которых человек может узнать новое и интересное не только в сфере литературы, но и в других областях. Главное изменение определяется тем, что интернет-ресурсы дают широкую возможность открытий, а литературный салон давал возможность лично, в живую общаться с интересными людьми. В современном мире литературный салон можно воссоздать в условиях исторической реконструкции.

Цель данной статьи – рассмотреть опыт исторической реконструкции литературного салона пушкинских времен в качестве интерактивного образовательного проекта в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов на примере МБОУ СОШ № 4 ОЦ города Новосибирска.

Для начала рассмотрим несколько акцентов из истории литературных салонов в русском обществе, которые изучаются школьниками на уроках литературы и истории. В салонах обсуждали последние литературные, театральные или политические новости, читали стихи, музицировали, пели. Причем в них принимали активное участие не только уже известные, но и молодые писатели. Так, например, начинающий Иван Андреевич Крылов очень часто читал свои басни в литературном кружке Алексея Николаевича Оленина. Поэтому литературные новинки того времени многие читатели впервые узнавали именно здесь, в салонах и кружках, после авторского прочтения вслух, в то время как в печати эти произведения могли выйти гораздо позже из-за цензуры. Здесь же очень многие деятели культуры находили для себя влиятельных покровителей, которые нередко способствовали им в делах, а также поддержку или критику со стороны более опытных мастеров слова. В литературные салоны и кружки очень часто объединялись сторонники некоторых мнений или течений, и одни салоны могли выступать оппозицией к другим. Так, например, в первой половине XIX века кружки «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас» имели диаметрально противоположенные взгляды на русский язык, на его функциональное назначение (литературный и разговорный), на систему обновления языка за счет влияния на русскую речь иностранных слов. К середине века работа литературных кружков и салонов усложняется из-за ужесточения цензуры. Многие кружки закрываются, а участников и руководителей отправляют в ссылки. Но конец XIX – начало XX века характеризуется как новый подъем в деятельности литературных, философских и политических кружков. В искусстве на рубеже веков ведется поиск новых путей, это дает необходимость объединения как корифеев искусства, так и молодых, начинающих авторов. Зачастую именно с этими целями и создаются в XX веке литературные кружки. Таким образом, характер салонов и кружков менялся в соответствии с развитием культурной и общественной жизни страны.

В МБОУ СОШ № 4 ОЦ опыт исторической реконструкции литературного салона середины XIX века является школьным этапом подготовки к областному проекту «Парк Пушкина», проводимому областным фондом развития русского языка «Родное слово». Уже несколько лет школа является площадкой этой интерактивной образовательной историко-литературной программы. Совместно со школьной театрально-хореографической студией «Поиск» ученики с 8-го по 11-й классы пытаются воссоздать атмосферу эпохи русского романтизма и пушкинской эпохи в целом. При реализации этого проекта школьники развивают метапредметные связи в изучении истории, литературы, хореографии, культурологии, технологии, в том числе, активно используя современные медиасредства.

Первым этапом проекта становится изучение предыдущего опыта подобных реконструкций литературных салонов. Детям дается задание изучить в сети Интернет наличие каких-либо существующих в наши дни салонов или попыток их реконструкции. На основе просмотренных интернет-ресурсов по запросу «Современные литературные салоны» можно сделать вывод, что действующие на данный момент салоны сложно назвать реконструкцией. Первое, что мы видим, – это интернет-группы в различных социальных сетях по общению на литературные темы, как-то: публикация текстов, цитат и их обсуждение между участниками этих групп.[1] При этом там практически нет упоминаний о том, как литературные салоны проходили, что было принято в этикете, манерах, нарядах. Очевидно, что ученики и просто читатели из таких материалов о литературных салонах не смогут ничего понять о быте и культуре XIX века. Видимо, другой, более реальный вариант реконструкции литературного салона можно найти на сайте МПГУ, но, к сожалению, не сам, например, видео или фотоформат салона, а только рекламу на него. Студенты и преподаватели университета предлагают посетить их литературный салон. Ясно, что вариант доступен не всем, поскольку это формат живого салона и посетить его в Москве жители других городов не могут, и на сайте мы не увидели даже описания формы проведения мероприятий. Вот что предлагают организаторы:

Основные формы проведения литературных салонов в МГПУ

1

Персональные вечера

– развернутое представление гостя (биография, творческая биография);

– выступление автора (чтение стихов/прозы);

– ответы на записки.

2

Сборные вечера

– общее представление участников;

– выступления авторов, предваряемые краткой биографией и маленькой визитной карточкой.

То есть можно считать, что людям, не живущим в Москве, этот литературный салон не может помочь в изучении быта и культуры XIX века. А вот по запросу «Историческая реконструкция литературного салона» можно найти уже чуть больше полезной информации. Так мы нашли несколько сайтов, где было описание реконструкции бала XIX века, включающего в себя литературные салоны. Заглянув на эти ресурсы, можно посмотреть, какими была мода и традиции светского общества XIX века, так, например, мы видим, что даме категорически запрещалось появляться на балу/пикнике или в ином людном месте без перчаток, закрывающих пальцы. А мужчину, ходившего по улице без головного убора и перчаток, могли счесть за простолюдина и т.д. [2] Таким образом, можно сделать вывод, что самостоятельное изучение интернет-ресурсов дает школьникам не очень большой объем информации, но является важным этапом в процессе подготовки к будущему событию. Отталкиваясь от полученной информации, составляем план литературного салона, опираясь также на мемуарную литературу XIX века и монографию Ю. М. Лотмана «Беседы о русской культуре».

Второй этап работы над реконструкцией салона – составление программы поэтического вечера; а также подбор костюмов и реквизита:

1. Изучение моды и стилей одежды первой половины XIX века

Подбор костюмов эпохи романтизма (для светских приемов, повседневной одежды) исторических лиц того времени и персоналий произведений Пушкина

2. Подбор костюмов для участников проекта

Определение проблемных областей в вопросе подбора из фондов костюмерной школьной театрально-хореографической студии «Поиск»

3. Ремонт и корректировка костюмов участниками проекта

Установление контакта с выпускниками школ для пополнения фонда костюмерной

Ремонт костюмов для участия своими силами

Третий этап – знакомство с некоторыми элементами этикета XIX века в области танцевальной культуры и общения. В знакомство с танцевальной культурой входят изучение таких элементов, как вальсовый шаг, элементарные рисунки вальса; шаг полонеза, правила встречи хозяевами бала и их движение в полонезе; шаг польки; фигуры французской кадрили. Здесь также не обойтись без современных медиасредств – видеофрагментов, аудиозаписей музыки, фотографий.

Итогом проекта становится работа в качестве антуражных групп и организаторов площадок в областном проекте «Парк Пушкина» фонда «Родное слово», на котором ребята демонстрируют подготовленные костюмы, а также полученные знания этикета и танцевальной культуры той эпохи.

Однако на пути реализации поставленных задач возникает немало трудностей. Первая связана с отсутствием грамотно простроенных метапредметных связей между такими предметами, как литература и история (отсутствие заинтересованности в сотрудничестве между педагогами и ведении курсов литературы и истории в тандеме); литература и культурология (отсутствие хореографических навыков у школьников из-за отсутствия таких дисциплин, как хореография, мировая художественная культура, театрализация). Гармоничное сочетание урочной и внеурочной деятельности в школе – это пока что скорее желаемое, чем реальное. Вторая проблема возникает из-за отсутствия целенаправленного финансирования на развитие подобных проектов, поскольку погружение в эпоху требует не только знаний, но и материальной базы для воссоздания быта и костюмов. Но несмотря на все имеющиеся трудности, участие в проекте является важным социокультурным и медиакультурным опытом и для школьников, и для педагогов, позволяющим при помощи современных средств и технологий создать историческую реконструкцию литературного салона пушкинских времен.


[1] Салон Страницы книг https://ok.ru/group53968690020472; сайт Литературный салон https://lit-salon.ru/stihi . Дата обращения 28.11.18

Количество просмотров: 4153  

Добавить комментарий

1. Использование игрового метода для обучения студентов-журналистов основам медиабезопасности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Юридические аспекты деятельности школьных пресс-центров: соблюдение авторских прав и права на изображение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Особенности функционирования студенческого медиацентра в системе СПО: «ТПК-Медиа» Татарского педагогического колледжа ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
17. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
18. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
19. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
20. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы