Рoль творческих лабораторий в конкурсах журналистского мастерства для юнкоров (на примере университетского медиаобразовательного проекта «Медиаполигон»)
Как отмечает ряд исследователей, одним из важных элементов современной медиаобразовательной системы в России являются масс-медиа для юнкоров, которые наиболее активно проявляют свой творческий и организаторский потенциал в формате школьных СМИ [1, 2, 3].
Для консолидации деятельности юнкоров создаются специализированные проекты, в частности организуются конкурсы журналистского мастерства, отличающиеся широким функционалом (повышение квалификации юнкоров, руководителей редакций, медиапедагогов в процессе творческого взаимообучения; организация работы информационной площадки для обмена опытом между школьными пресс-центрами; формирование единого информационного и медиаобразовательного пространства).
Курс на медиаобазование
Конкурсы журналистского мастерства являются важным элементом системы медиаобразования школьников и медиапедагогов, так как способствуют процессу социализации представителей молодого поколения, а также формированию критического мышления и умений, связанных с созданием, восприятием, интерпретацией, анализом и оценкой различных типов медиатекстов.
Как показывает анализ опыта проведения подобных мероприятий для юнкоров, конкурс журналистского мастерства, с хорошо продуманной и реализованной концепцией, является информационной площадкой и базой для реализации разноформатных медиапроектов, в том числе относящихся к категории медиаобразовательных. Под медиаобразовательным проектом понимается «уникальная медиаобразовательная деятельность активного типа, направленная на создание определенного медиапродукта» [4, с. 50].
Университет журналистской жизни
Изучение российского сегмента юнкоровских конкурсов, функционирующих в течение последних пяти лет, позволил выявить следующую тенденцию: в качестве одного из центров развития медиаобразовательных традиций и юнкоровского движения выступают университеты, в частности отделения и факультеты журналистики.
Разнообразные медиаобразовательные проекты реализуются в рамках конкурса медийных проектов на фестивале школьных СМИ (МГУ); всероссийского конкурса «Издательская деятельность в школе» (Высшая школа печати и медиатехнологий СПбГУПТД), всероссийского конкурса по журналистике, рекламе и PR для школьников «Проба пера» (Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ), международного конкурса детских и молодежных СМИ «ЮнГа+» (ЧелГУ) и др.
Университетские медиаобразовательные проекты могут являться элементом городских конкурсов журналистского мастерства для юнкоров. Рассмотрим вариант такого симбиоза на примере новосибирского городского конкурса детских и юношеских СМИ, который имеет двадцатилетнюю историю.
При этом необходимо учитывать тот факт, что для новосибирского информационного и медиаобразовательного пространства характерны дефицит качественных изданий городского и областного уровня, рассчитанных на молодежную аудиторию, а также изолированное функционирование школьных редакций, пресс-центров. В связи с этим существует необходимость формирования общей информационной среды и единого медиаобразовательного пространства.
«Мозговой штурм» информационных вершин
Анализ концепции Городского конкурса детских и юношеских СМИ показал, он является базой для реализации разноформатных медиаобразовательных проектов, в основе которых лежат принципы субъектно-субъектного обучения и метод мозгового штурма. В связи с этим описываемый конкурс носит универсальный медиаобразовательный характер: наличие различных номинаций предоставляет возможность участникам проявить себя как в личном («Лучший авторский материал», «Акулы пера», «Редактор года», «Лучший ведущий линейного радиоэфира»), так и коллективном медиатворчестве («Пресс-центр года», «Лучшая телевизионная информационная/познавательная/развлекательная передача», «Лучшая радиопередача», «Дебют года», «Мультимедийный прорыв»), получить умения и навыки в различных медиаспециальностях.
Цель данного конкурса — развитие творческих способностей детей и подростков средствами медиа, формирование медиакомпетенций. В качестве участников конкурса выступают школьники, занимающиеся журналистским и аудиовизуальным творчеством в образовательных организациях различного типа (школы, гимназии, центры дополнительного образования, юнкоровские объединения). Медиапродукты, представленные на конкурс и выполненные во время проведения конкурсных испытаний, относятся к категории непрофессиональных учебных СМИ.
Главная задача конкурса журналистского мастерства — это взаимное обучение и стимулирование творческого потенциала всего редакционного коллектива. Функционирование в рамках конкурса нескольких номинаций позволяет школьным редакциям создать различные медиапроекты (авторские материалы и сюжеты, печатные и электронные издания, теле/радиопередачи), а также провести мониторинг индивидуальной и коллективной деятельности сотрудников школьных СМИ и медиастудий. Для участников номинации «Редактор года» регулярно организуются открытые планерки и летучки.
Проведение редакционной летучки и планерки на базе пресс-центра школы № 86
За двадцатилетний период функционирования конкурса на его базе был осуществлен целый ряд медиаобразовательных проектов для юнкоров и педагогов: проведение профильных смен «Юный журналист Новосибирска», организация работы секции «Современная журналистика» в рамках городской научно-практической конференции школьников, создание городского детско-юношеского пресс-центра «Амбидекстр» и «Детского телевидения Новосибирска» и другие.
Важным условием долголетия конкурса журналистского мастерства для юнкоров является обновление его содержательной модели и форм презентации, то есть ребрендинг. Варианты трансформации концепции конкурса, связанные с введением новых номинаций и новых подходов к системе проведения и оценивания творческого участия конкурсантов, в 2014 году были предложены специалистами кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета.
В связи с тем, что в конкурсе участвуют редакции, обладающие разным опытом и реализующие разноформатные медиапроекты, было принято решение выделить в номинации «Пресс-центр года» следующие категории:
— конвергентная и/или мультимедийная редакции (объединение периодических и онлайн-изданий, радио и TV в рамках одного пресс-центра);
— пресс-холдинг (объединение газет и журналов в рамках одного пресс-центра);
— классическая редакция (выпускающая одно издание);
— творческий потенциал (начинающие редакции).
СМИрно! Или Курс молодого медиабойца
Финальные испытания для конвергентных, мультимедийных редакций и пресс-холдингов проходят на базе Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ). Студенты, обучающиеся по направлению «Журналистика», и преподаватели кафедры журналистики организуют для сотрудников школьных редакций работу творческой лаборатории «Медиаполигон».
Основными принципами функционирования творческой лаборатории являются игровое проектирование и коворкинг (модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности.). Впервые творческая лаборатория была запущена в 2015 году: редакции получили задание за пять часов работы на разных площадках педуниверситета подготовить подборку из минимум пяти взаимосвязанных материалов (публикаций, фоторепортажей радио- и видеосюжетов) для вузовского сайта www.nspu.ru в раздел «НГПУ глазами абитуриентов» (только одна публикация / сюжет могли быть домашней заготовкой).
Представители семи школьных пресс-центров либо самостоятельно выбирали макротему своего исследования и события, которые будут освещать, либо могли воспользоваться списком информационных поводов, составленным сотрудниками пресс-центра НГПУ. В качестве консультантов и помощников выступали студенты-журналисты, которые делились своими знаниями и опытом создания медиапроектов.
Тьюторы, в роли которых были студенты третьего года обучения, таким образом получали необходимые умения и навыки работы с юнкорами. В рамках «Медиаполигона» для них проходили практические занятия по теме «Методика обучения журналистике и медиаграмотности в юнкоровском кружке или школе журналистики», предусмотренные учебной программой по дисциплине «Детские и молодежные СМИ».
Несмотря на тот факт, что все редакции работали в формате оупен-эйр, то есть во время создания медиапроектов находились в одной аудитории, выбранные для исследования макротемы кардинально отличались: «Возможен ли здоровый образ питания в университете?», «НГПУ: прошлое — настоящее — будущее», «Интересные места и объекты университета» и др.
В конце рабочего дня пресс-центрам предстояло не только сдать все материалы в виде информационного пакета (публикаций, фоторепортажей, видео- и аудиосюжетов, мультимедийных материалов, посвященных одной макротеме), но и подготовить презентацию своего проекта для коллег-конкурентов (рассказать, какие темы были выбраны, в каких жанрах освещались, кто является главным героем материалов, каким образом они взаимосвязаны) и пройти процедуру защиты (ответить на вопросы юнкоров и экспертов, в качестве которых выступали выпускники отделения журналистики НГПУ). Все редакции справились с поставленной задачей, лучшие материалы и сюжеты были размещены на сайте университета, хотя, как признавались приглашенные практикующие журналисты, такое задание является сложным даже для корреспондентов, давно работающих в сфере масс-медиа.
Проведение «Медиаполигона» нашло отражение в публикациях и сюжетах школьных СМИ, в которых участники творческой лаборатории подробно рассказали о полученном опыте (отработка принципов саморефлексии) и даже осуществили попытку сделать обзор и провести разбор получившихся информационных продуктов (отработка принципов медиакритики): выбор макротемы, формулировка идеи, оригинальность информационных поводов, качество работы с источниками информации и их разнообразие, работа с композицией текста / сюжета, наличие авторского стиля и грамотности.
Главное для журналиста — уметь упаковывать, или Секреты мультимедийной упаковки
В 2016 году информационные проекты, созданные в формате «Медиаполигона», были посвящены макротеме «Дни науки». 26 марта 2016 года на базе педагогического университета прошел День открытых дверей, в рамках которого работали исследовательские лаборатории, проводились научные опыты и эксперименты, в частности по созданию и управлению моделями-роботами. Участникам в начале работы медиаполигона предлагалась маршрутная карта, на которой была представлена следующая информация: где, когда, на каком факультете НГПУ и в какое время будут проходить соответствующие мероприятия и их краткая характеристика.
Одним из условий проведения «Медиаполигона», который в этот раз получил второе название — «Мультимедийный прорыв», стало использование в процессе подготовки материалов и сюжетов мультимедийных инструментов (слайд-шоу, тайм-лайнов, интерактивных схем, карт, фотографий и др.). В течение всей работы медиаполигона тьюторы, в качестве которых выступали студенты второго и третьего курсов, делились своими знаниями в области создания мультимедийных проектов.
Опыт по созданию мультимедийных проектов юнкоры школьных пресс-центров и медиастудий города Новосибирска также могли получить, заранее став участниками медиалаборатории «Мультимедийная школа журналистики: как использовать мультимедийные инструменты в работе современного корреспондента», которая работала на базе НГПУ в ноябре 2015 года в рамках Всероссийского форума средств массовой информации высших учебных заведений «Медиавуз-2015», посвященного вопросам формирования современной информационной политики университетов и школ.
В качестве тренера участников медиалаборатории «Мультимедийная школа журналистики» выступал кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного национально-исследовательского университета, автор дистанционного курса «Визуальные коммуникации. Создание мультимедийного контента» — visualmediaschool.ru Иван Михайлович Печищев. Юнкоры совместно со студентами-журналистами учились на базе он-лайн ресурсов создавать разные виды инфографики (карты, схемы, диаграммы, облако тегов и т.д.), интерактивных фотографий, тайм-линий и других мультимедийных проектов.
Педагогический университет ведет открытую информационную и образовательную политику, поэтому предоставляет возможность юнкорам школьных пресс-центров и студий журналистики совместно со студентами получать знания и умения в сфере масс-медиа. Так, юные корреспонденты смогли принять участие в серии мастер-классов практикующих журналистов и экскурсиях в редакции городских СМИ, а также в лаборатории научных и исследовательских центров. Данные мероприятия активно освещались на страницах корпоративных школьных изданий, а также в новостных лентах и телевизионных сюжетах, созданных юнкорами. Таким образом реализуется профориентационная деятельность и рекламная политика вуза.
Полученные юнкорами знания, умения и навыки использования мультимедийных инструментов были применены на практике. В качестве примера можно привести интерактивную фотографию, созданную в ресурсе thinglink, на которой отражены научные направления, исследуемые сотрудниками НГПУ (https://www.thinglink.com/scene/770179511554670594).
Все проекты прошли процедуру защиты и были размещены на сайте университета. В этот раз экспертами, оценивающими результаты работы команд в рамках «Медиаполигона», являлись не только преподаватели кафедры журналистики и выпускники отделения журналистики НГПУ, но и редакторы городских, областных, региональных СМИ. Согласно оценке членов жюри, несмотря на то, что редакции работали в формате единого информационного поля (была задана одна макротема, представлен общий список информационных поводов) всем пресс-центрам удалось найти свою нишу и подход к ее освещению: проводились журналистские расследования «неформальной» жизни студентов, обзор научной деятельности преподавателей НГПУ и др. Юнкоры активно создавали собственные информационные поводы, в частности, использовали метод включенного наблюдения, снимали интерактивное маппет-шоу.
Такой формат проведения конкурсных испытаний был положительно оценен всеми участникам творческой лаборатории, при этом было успешно решено сразу несколько поставленных организаторами педагогических задач и для школьников, и для студентов: командообразование, профориентация, коммуникация и др.
Защита проектов пресс-центром гимназии № 17
Лонгрид ученической жизни
Проведение двадцать первого городского конкурса детских и юношеских СМИ отличалось использованием активных методов обучения. В рамках третьего медиаполигона «Мультимедийный прорыв» команды десяти школьных пресс-центров и медиастудий Домов творчества пробовали свои силы в создании информационных пакетов.
Конкретную тему, связанную с жизнью современных школьников и студентов, каждая редакция находила в процессе участия в квесте. Темы были сформулированы таким образом, что их можно было трактовать буквально, а можно было проявить творческий подход, например: «Меню современного образования: съедобное и несъедобное», «Пропуск в жизнь: как попасть в университет», «Как понять, что сделал правильный выбор», «Научи себя сам: возможности студенческого саморазвития».
Часть информационных проектов, созданных в формате «Мультимедийного прорыва», представляли собой лонгриды и были размещены на базе социальных медиа: «Пропуск в жизнь: как попасть в университет. Или зачем нужна мечта»; https://vk.com/@213375736-propusk-v-zhizn-kak-popast-v-universitet-ili-zachem-nuzhna-m; «Как все успеть и ничего не потерять?»; https://m.vk.com/@lera__ch-kak-vse-uspet-i-nichego-ne-poteryat.
В течение всей работы медиаполигона в качестве консультантов и помощников выступали студенты-журналисты, которые делились своими знаниями и опытом создания лонгридов.
Задача, которую предстояло решить всем командам, усложнялась за счет того, что в условиях жесткого тайм-менеджмента нужно было подготовить не только мультимедийный проект, но и его мультимедийную презентацию (рассказать, какие информационные поводы и герои были выбраны, в каких жанрах и форматах освещались события; ответить на вопросы коллег-конкурентов и экспертов, связанные с принципами сториттелинга).
В качестве критериев оценки лонгридов выступали соответствие предлагаемой теме и заявленному мультимедийному формату, качество работы с источниками информации и их разнообразие, работа с композицией лонгрида и мультимедийными инструментами, оригинальность заголовочного комплекса, наличие авторского стиля, оригинальность в подходе к презентации темы.
Часть редакций представила в рамках конкурса целую серию мультимедийных проектов и конвергентных информационных продуктов. Все это обусловлено тем, что локальные средства массовой информации, как сегмент современного информационного рынка (в данном случае речь идет о школьных СМИ и медиастудиях), имеют достаточно широкое представление о мультимедийных трендах развития журналистики.
Мультимедийный прорыв для преподавателей
В рамках «Мультимедийного прорыва» в качестве субъектов медиаобразования выступают не только юнкоры, но и руководители школьных пресс-центров и медиастудий. Так, в рамках рассматриваемого конкурса для них регулярно проходят научно-практические семинары («Актуальные вопросы развития школьных и молодежных СМИ в городе Новосибирске», «Алгоритм и принципы эффективной работы над школьным научным исследованием по журналистике», «Этапы создания школьной телевизионной студии», «Создание школьного пресс-центра: основы командообразования» и др.); проводятся обучающие мастер-классы («Принципы создания новостных сюжетов для школьного телевидения», «Особенности реализации проектов для молодежи на современном радио», «Долой протоколы, или Как написать интересный отчет», «Феномен “медиалюди”, или Мультимедийные средства в работе редакции» и т. п.).
Также по итогам конкурса выпускается методический сборник «Пресс-центр в образовательном учреждении», где публикуются лучшие авторские материалы и их анализ, комментарии членов жюри, методические рекомендации руководителям школьных СМИ, описание успешного опыта деятельности школьных пресс-центров. В качестве авторов и редакторов сборника выступают сотрудники кафедры журналистики НГПУ.
Таким образом, конкурс детских и юношеских СМИ не только работает на активизацию творческого потенциала учащихся и развитие их медиаграмотности, но и является важной медиаобразовательной площадкой, на базе которой происходит объединение редакций различных школьных масс-медиа, а также создание единой городской информационной и образовательной среды, в том числе в сегменте «школа — дополнительное образование — вуз». На актуализацию последнего элемента данной системы активно работают университетские медиаобразовательные проекты, реализуемые в рамках конкурсов журналистского мастерства для юнкоров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журналистика и медиаобразование – 2010 / Под ред. проф. А.П. Короченского.Белгород: БелГУ, 2010. 532 с.
2. Федоров А.В. Медиаобразование в учебном процессе школы и вуза // Инновационные образовательные технологии. 2010. №3. С. 39-53.
3. Щербакова М.А. Формирование творческих способностей учащихся старшего школьного возраста при реализации медиаобразования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. 23 с.
4. Фатеева И.А. Актуальные проблемы медиаобразования. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. 129 с.
Количество просмотров: 2973 |
Добавить комментарий