Педагогическое взаимодействие как ресурс повышения качества освоения дополнительной образовательной программы по журналистике

 
 

Щедренко Тамара Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Педагогическое взаимодействие как ресурс повышения качества освоения дополнительной образовательной программы по журналистике

Последние несколько лет педагоги и родители отмечают коммуникативные проблемы у подростков. С одной стороны, дети эффективно выстраивают взаимодействие в социальных сетях, с другой – сталкиваются с трудностями живого общения. Для преодоления этих проблем педагогам необходимо создавать условия, в которых подростки смогут получить навык эффективной коммуникации, достигая при этом высокого качества освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Результатом любой дополнительной общеобразовательной программы является не только получение набора знаний, умений и навыков учащимися, но и достижение личностных и метапредметных результатов.

Дети приходят изучать журналистику с целью получения конкретных профессиональных знаний, которые они смогут применить на практике: работа с источниками информации, видео- и фотоаппаратурой, программами монтажа и вёрстки, написание текстов и др. Опытный педагог, разрабатывая образовательную программу, понимает, что предметных результатов недостаточно. Достижение учащимися личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных результатов – важная и обязательная составляющая любого образовательного процесса. А при изучении основ журналистики развитие коммуникативных компетенций необходимо рассматривать как обязательную составляющую профессиональных компетенций.

Кроме того, развитие коммуникативных навыков способствует развитию критического мышления, что становится особенно актуальным с развитием медиаобразования и выделения в нём журналистского вектора. А. В. Федоров, анализируя различные трактовки термина «медиаобразование», предлагает рассматривать его «как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [2, с. 8].

Навыки коммуникации и самопрезентации при обучении детей журналистике формируются параллельно с приобретением профессиональных навыков, таких как интервьюирование и работа в кадре. Полученного таким способом коммуникативного опыта достаточно для осуществления несложной журналистской деятельности. Однако при диагностировании по десятибалльной шкале оценивания степени обученности по В.П. Симонову в рамках образовательной программы по журналистике качество этих навыков будет оценено как «недостаточно хорошо» и «удовлетворительно» [1, с. 9]. Достигнутого уровня будет недостаточно и для эффективной социализации подростка.

Для достижения высокого уровня коммуникативных результатов необходимо целенаправленно проводить занятия по развитию этих способностей. При этом не каждый педагог по журналистике владеет методами и методиками воспитания коммуникативных компетенций у детей разного возраста. Решить эту проблему может ресурс образовательного учреждения, а именно привлечение педагогов, профессионально занимающихся развитием коммуникации.

Основываясь на трёхлетнем опыте преподавания журналистики в муниципальном учреждении дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Галактика», нами выявлены оптимальные условия для развития коммуникативных навыков подростков. В поиске наилучшего режима занятий проводились ежемесячные и еженедельные тренинги. Лучший результат показали еженедельные занятия: в учебной группе быстрее установилась дружеская атмосфера, улучшилось качество коллективной работы, подростки быстрее преодолели страх работы перед камерой и проведения интервью с незнакомыми людьми.

 

Проведение еженедельных занятий в формате дополнительного мастер-класса сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, в плане деятельности привлеченного педагога может не оказаться свободного времени. Во-вторых, учащиеся не всегда могут выделить дополнительный час на посещение тренинга, что ухудшает результативность группы в целом. Включение курса по развитию коммуникации в образовательную программу решает обе эти проблемы.

Курс по развитию коммуникативных компетенций традиционно отсутствует в образовательных программах по журналистике, но, учитывая современные тенденции медиаобразования, включение развития коммуникативных компетенций в содержание программы востребовано и своевременно.

Литература:

1. Симонов В.П. Десятибалльная система оценки знаний, умений и навыков учащихся: повышение достоверности ЕГЭ // Экономика в школе. 2009. №1/2. С. 4-15.

2. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. / А.В. Федоров. – М.: МОО «Информация для всех», 2015. – 450 c.

Количество просмотров: 2553  

Добавить комментарий

1. Использование игрового метода для обучения студентов-журналистов основам медиабезопасности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Юридические аспекты деятельности школьных пресс-центров: соблюдение авторских прав и права на изображение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Особенности функционирования студенческого медиацентра в системе СПО: «ТПК-Медиа» Татарского педагогического колледжа ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
17. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
18. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
19. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
20. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы