Особенности проведения практических и лабораторных работ в условиях дистанционного обучения

 
 

Парпура Ольга Николаевна,

учитель химии высшей квалификационной категории

МБОУ технический лицей № 176

Карасукского района Новосибирской области

 

Особенности проведения практических и лабораторных работ в условиях дистанционного обучения

Работаю учителем химии уже 25 лет и с проблемой демонстрационного эксперимента и проведением практических работ столкнулась не впервые, учитывая регулярность оснащения наших кабинетов химреактивами.

В период дистанционного обучения эта проблема встала особенно остро, т.к. если на уроке я могу показать видеоролик, прокомментировать его, то во время, когда дети на дистанционном обучении, кто-то посмотрит его, а кто-то скажет, что посмотрел.

Когда мы перешли на дистанционное обучение, я воспользовалась своим опытом работы в региональной системе дистанционного обучения.

В этом проекте я организую обучение по выбранному курсу с 2017 г.; в этом году я работаю по нему с девятиклассниками.

В этой системе обучающимся предоставляется возможность осваивать материал учебного занятия в виде изучения лекции, презентации, возможность просматривать видеофайлы, переходить по ссылкам и использовать материал из интернета.

У ребят есть возможность изучать химию играя, т.к. у учителя есть возможность создавать учебные игры тренировочного характера.

Контролировать уровень усвоения материала я могу с помощью тестовых заданий или заданий развернутого типа.

Но химия – это наука экспериментальная. Чтобы ребятам было понятно и интересно, они должны увидеть на практике, как протекает та или иная реакция и что при этом изменяется.

При подготовке к проведению дистанционного урока я обращалась к видеоресурсам на учебных дисках или в сети интернет, помещая на них ссылки или загружая видеофайлы.

    

Так же, как в системе дистанционной школы на видеоконференциях, я стала организовывать и уроки на конференц-платформе ZOOM, на которых и проводила лабораторные работы. А именно: я демонстрировала видеофрагмент эксперимента, комментировала его, задавала вопросы, ребята давали объяснение увиденному.

Но как быть с практическими работами? И здесь на помощь приходит виртуальная лаборатория. Для проведения практических работ в 8 и 9 классе я использовала диск «Химия. Тренажеры. Виртуальная лаборатория», а работы для 11 класса я нашла в онлайн-лабораториях.

Ссылку на нужный эксперимент я заранее помещаю в план урока и обучающиеся во время урока входят по ней в виртуальную лабораторию. Одного из ребят прошу включить демонстрацию экрана и провести опыт.

Ну и где же опыт работы с оборудованием?

Если при проведении виртуального эксперимента взять пробирку рукой, а не держателем, неправильно взять склянку с веществом, положить пробку не перевернув ее, нарушить правила техники безопасности, система не разрешает переходить обучающемуся к следующему шагу эксперимента, пока не будет исправлена ошибка (т.е. ничего дальше не происходит).

«Не работает», – говорят ребята, но затем мы вместе ищем ошибки, дети комментируют действия отвечающего т.к. каждый из них может войти в лабораторию, оставив только звук для общения с учителем и одноклассниками. Сколько радости у того, кто первый нашел ошибку и продвинулся чуть дальше остальных.

Конечно, первый урок был похож на «базар», но когда ребята поняли принцип работы на онлайн практическом занятии, они стали быстро ориентироваться.

По окончании урока обучающиеся присылали скриншот экрана компьютера с выполненным экспериментом, а через 15 минут после окончания урока я ждала отчет о проделанной работе с описанием проведенного эксперимента и уравнениями химических реакций.

Учитель проверяет выполнение задания и выставляет отметку.

Перед вами пример плана урока в 8 классе.

Здесь все материалы помещены в систему региональной сетевой школы, а классы, которые не присоединены к этой системе, получали эти же материалы на почту класса.

Используя такую методику проведения практических работ, я считаю, что мои ученики не потеряли навыки проведения химического эксперимента в период дистанционного обучения.

Таким образом, при организации дистанционного обучения возможно не только изучение теоретического материала, но и проведение практических работ.

Ссылки на интернет-ресурсы:

1. https://www.youtube.com/playlist?list=PLai4qoTZtgwTMSEhTOMh48-wQzRCYumwW

2. https://www.youtube.com/playlist?list=PLvtJKssE5Nrhr0ibD7Zo5TFW0602KDTq4

3. https://kvlar.ru/

4. http://www.virtulab.net/

Количество просмотров: 10776  

Добавить комментарий

1. Особенности проведения практических и лабораторных работ в условиях дистанционного обучения
2. Прокрастинация как одна из причин неуспешности школьников при дистанционной форме обучения
3. Использование платформы Learningapps как дистанционного компонента на уроке немецкого языка в 5 классе
4. О создании безопасного образовательного пространства в период пандемии
5. Исследовательская деятельность обучающихся 9-11 классов в условиях дистанционного образования (из опыта организации профильной онлайн-смены «Мастерская исследователя» на базе МБОУ СОШ № 36)
6. Трудности ведения исследовательской деятельности на дистанционном обучении
7. Дистанционное обучение на уроках физики
8. Интеграция на уроках биологии и истории
9. Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт
10. Формирование мотивации у младших школьников в коррекционной школе
11. Опыт работы по формированию готовности студентов к исследовательской деятельности
12. Конституция для всех и каждого: опыт реализации общешкольного проекта в условиях дистанционного обучения как средство мобилизации внеурочной деятельности
13. Модель дистанционного обучения
14. Применение цифровых технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности
15. К вопросу о дистанционном обучении
16. Приём клоуз-тест как одно из средств формирования лингвистической компетенции
17. Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания с целью повышения уровня физической образованности
18. Возможно ли и как воспитывать дистанционно?
19. Трудности, с которыми столкнулись российские семьи в период дистанционного обучения
20. Метод контроля на уроках истории

Страницы

1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы