Прокрастинация как одна из причин неуспешности школьников при дистанционной форме обучения

 
 

Казанцева Ольга Владиславовна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МБОУ гимназия № 9 г. Новосибирска

 

Прокрастинация как одна из причин неуспешности школьников при дистанционной форме обучения

Я не стану думать об этом сейчас – это слишком неприятно.

Я подумаю об этом завтра.

Скарлетт О’Хара

(из книги М. Митчелл «Унесенные ветром»)

Прокрастинация, представляющая собой откладывание выполнения дела на последний момент, не является новым понятием. Впервые этот термин встречается в Оксфордском словаре в 1548 году, но сам феномен известен с древних времен: еще греческий поэт Гесиод (800 г. до н. э.) в своем произведении «Труды и Дни» говорил о том, что откладывание ведет к нищете, а усердие обеспечивает успех [3].

Прокрастинация отличается от других внешне похожих явлений, например, от лени или осознанной стратегии:

  1. лень – приятное переживание, оно связано с удовольствием и расслаблением. Прокрастинация связана с чувством тревоги и недовольства – прокрастинатор думает о задании, переживает, боится последствий, но не приступает к делу;
  2. лень не предполагает особой активности. Ленивый человек может подолгу лежать, фантазировать о своем и ничего не делать. Прокрастинатор немножко нервозен и постоянно чем-то занят: проверяет социальные сети, смотрит короткие видео, пишет друзьям, играет в компьютерные игры, смотрит сериал. Активность есть, но направлена на что угодно, но не на запланированные дела;
  3. осознанная стратегия также не является прокрастинацией, потому что он осознает возможные последствия и принимает решение с ними столкнуться, потому что есть еще более важные дела. Прокрастинатор осознает негативные последствия, боится их, переживает, но все равно не приступает к делу, то есть ведет себя нерационально.

Это и есть признаки прокрастинации: «бесполезная» активность, негативные переживания, понимание негативных последствий и нерациональность откладывания [5].

Очень важно понимать, что, исходя из признаков, прокрастинация свойственна человеку, только начиная с подросткового возраста: до 13 лет у детей еще недостаточно зрелые представления о последствиях их действий или бездействия. Они могут надеяться на волшебство или на ритуальные действия, например: «если я утром прыгну три раза на одной ноге, меня на математике не спросят, поэтому урок можно не готовить». Только в 13-17 лет происходит усложнение и окончательное закрепление причинно-следственных связей [9].

Однако реализация дистанционного обучения в 2019-2020 и текущем учебном году, показала, что значительная часть школьников-подростков крайне склонна к прокрастинации. Это стало очевидным: задания сдаются в последний момент или с опозданием, несмотря на высокую включенность всех участников образовательного процесса (учителя, учащиеся и их родители). Выполнение большого объема самостоятельной работы демонстрирует, что проблема прокрастинации крайне актуальна, т.к. приводит к серьезным последствиям: влияет на успеваемость, психологическое состояние подростков и их родителей, перегружает учителей и тормозит весть учебный процесс.

Существует множество мнений по поводу причин прокрастинации. Среди них называют усталость, скуку, эмоциональное и профессиональное выгорание, низкую концентрацию внимания, особенности работы мозга, неадекватную самооценку, различные страхи (в том числе страх ошибки, неудачи, страх отличаться от сверстников и т.д.), перфекционизм (до последнего момента пытается улучшить свою работу), протестное поведение и др.

Полагаю, что наиболее доказанными являются следующие причины: негативные эмоциональные переживания, проблемы с мотивацией, проблемы с волевой регуляцией. При этом большинство авторов сходится в том, что ключевую роль играют воля и мотивация [1, 2, 4, 5, 7].

Именно поэтому, чтобы бороться с прокрастинацией, нужно уделять особое внимание техникам, направленным на работу с волей и мотивацией. Их могут использовать родители, учителя, классные руководители или тьюторы.

Самые простые (хотя и трудоемкие по времени) – это постановка вместе с подростком целей: долгосрочные (5-10 лет), среднесрочные (этот учебный год) и краткосрочные (на месяц). Такая расстановка жизненно важных приоритетов поможет определить приоритетные направления в индивидуальной образовательной траектории ребенка. Это важнейший этап работы с мотивацией и волей – подросток должен понимать, зачем, в конце концов, он делает все эти дела. Чтобы осилить большую цель, необходимо поделить ее на простые мелкие задачи и поставить маленькие дедлайны. Постепенное движение к реализации значительно снижает общую прокрастинацию.

Следующий этап – расчистка пространства. Нужно убрать все лишнее (смартфон, перекусы, игрушки, ненужные сейчас книжки и журналы и т.д.) с рабочего места и из поля видимости, навести порядок на столе. Это позволит сконцентрироваться на предстоящем задании.

Дела также нужно разделить на то, что нужно, и то, от чего можно отказаться. В этом хорошо помогает матрица Эйзенхауэра [8] (рисунок 1). Глядя на цели, нужно определить, какие дела ведут к целям и записать их в два квадрата: важные срочные и важные несрочные. Остальные дела записываем в остальные два квадрата: неважно и срочно, неважно и не срочно. Эти квадраты определяют наши приоритеты: сначала делаем дела из квадрата А, потом из В, затем из С. Дела из квадрата D делаем последними или не делаем вовсе.

Рисунок 1. Матрица Эйзенхауэра

Важно также равномерно распределять нагрузку (рассчитывать время и силы) как в течение дня, так и на протяжение всей недели. Чтобы облегчить подростку работу с прокрастинацией, нужно определить наиболее продуктивные для него фазы дня и планировать самые трудные задачи именно на это время.

Нельзя забывать об отдыхе. Существует действенный «Метод помидора» Ф. Чирилло [6]. Его формула выглядит следующим образом: 25 минут работы + 5 минут отдыха = 30 минут эффективности. После 4 подходов нужно сделать долгий перерыв от 15 до 30 минут.

Для усиления мотивации хорошо работает визуализация. Нужно регулярно напоминать подростку, какие плоды принесут ему выполнение задачи, какой душевный подъем и отличное настроение его ждут. Можно вырезать и повесить на видном месте картинки, символизирующие то, что он получит в итоге. Также нужно обязательно находить возможность похвалить и вознаградить подростка за выполнение маленьких задач.

Работа с волей – это особая задача, которая на самом деле решается достаточно легко. Проще всего понять, как усилить свою волю, с помощью сравнения с работой мышцы. Например, мы хотим накачать бицепс на руке. Не важно, как мы будем это делать: ходить в зал, поднимать камень в парке или каждый день носить сумки из магазина. Мышца прокачается, если делать это ежедневно. Воля «прокачивается» также. Предложите подростку челендж (он, конечно, должен понимать, что на самом деле «прокачивает» силу воли), это должно быть простое бытовое ежедневное дело. Например, каждый вечер мыть посуду перед сном, или убирать на столе, или выучить одно иностранное слово. Дело не должно быть ни слишком трудным, ни слишком приятным. Через полтора – два месяца он будет легко совершать волевые усилия. «Мышца», накачанная на мытье посуды, будет одинаково хорошо работать везде.

Хотя никаких прямых данных пока нет, большинство участников образовательного процесса соглашаются, что, видимо, дистанционные технологии, дистанционное обучение или его элементы надолго пришли в нашу жизнь. Это значит, что прокрастинация теперь – объективный спутник образования, с которым придется считаться. Поэтому мы вынуждены переосмысливать подходы в обучении, организацию учебного процесса, учитывать появляющиеся эффекты работы с компьютером и сетью Интернет. Прокрастинация с нами надолго, и, чем раньше мы признаем необходимость осуществлять работу по ее преодолению, тем эффективнее мы сможем работать с подростками в школе.

Список литературы

1. Боровская Н.В. Психологические и психофизиологические предпосылки лености студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб.: [Б. и.], 2008. 23 с.

2. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 121-131.

3. Глущенко А.Н. Разница в восприятии слова «procrastination / прокрастинация» в английской и русской языковых картинах мира // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1-1. С. 126-128.

4. Дементий Л.И., Карловская Н.Н. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации // Психология обучения. 2013. № 7. С. 4-19.

5. Кормачёва И.Н., Клепикова Н.М. Прокрастинация: феномен и научная проблема // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 18-29.

6. Метод Помидора // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_помидора (дата обращения: 27.08.2020).

7. Посохова С.Т. Лень: психологическое содержание и проявления // Вестник Санкт-петербургского университета. 2011. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. № 6. Вып. 2. С. 159-166.

8. Субботин И. Что такое матрица Эйзенхауэра и как ее применять в тайм-менеджменте // Skillbox. [Электронный ресурс]. URL:  https://skillbox.ru/media/ management/matritsa_eyzenkhauera/ (дата обращения: 27.08.2020).

9. Субботский Е.В. Развитие у ребенка представлений о причинности // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 158-166.

Количество просмотров: 10645  

Добавить комментарий

1. Особенности проведения практических и лабораторных работ в условиях дистанционного обучения
2. Прокрастинация как одна из причин неуспешности школьников при дистанционной форме обучения
3. Использование платформы Learningapps как дистанционного компонента на уроке немецкого языка в 5 классе
4. О создании безопасного образовательного пространства в период пандемии
5. Исследовательская деятельность обучающихся 9-11 классов в условиях дистанционного образования (из опыта организации профильной онлайн-смены «Мастерская исследователя» на базе МБОУ СОШ № 36)
6. Трудности ведения исследовательской деятельности на дистанционном обучении
7. Дистанционное обучение на уроках физики
8. Интеграция на уроках биологии и истории
9. Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт
10. Формирование мотивации у младших школьников в коррекционной школе
11. Опыт работы по формированию готовности студентов к исследовательской деятельности
12. Конституция для всех и каждого: опыт реализации общешкольного проекта в условиях дистанционного обучения как средство мобилизации внеурочной деятельности
13. Модель дистанционного обучения
14. Применение цифровых технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности
15. К вопросу о дистанционном обучении
16. Приём клоуз-тест как одно из средств формирования лингвистической компетенции
17. Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания с целью повышения уровня физической образованности
18. Возможно ли и как воспитывать дистанционно?
19. Трудности, с которыми столкнулись российские семьи в период дистанционного обучения
20. Метод контроля на уроках истории

Страницы

1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы