Интеграция на уроках биологии и истории

 
 

Реутова Ольга Николаевна,

учитель биологии и химии высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики г. Новосибирска,

педагог дополнительного образования ДТД УМ «Юниор»

 
 
 

Сай Ксения Михайловна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики г. Новосибирска

 

Интеграция на уроках биологии и истории

В настоящее время в соответствии с новыми стандартами необходимо не только давать знания обучающимся, но и научить соединять их в единое целое. Одним из вариантов решения данной проблемы является интеграция, в ходе которой увеличивается объём взаимосвязей и упорядочивание их.

Биология, на наш взгляд, является той наукой, которая легко интегрируется с другими науками, не только естественными, но и гуманитарными, такими как литература и история. Изучение в школе биологии направлено на рассмотрение экосистем с историей их развития. Школьный курс истории рассматривает не только изменения, происходящие в обществе, но и повлиявшие на эти события изменения в окружающем мире. Таким образом, возникает межпредметная связь двух наук: биологии и истории.

Материал 5 класса по биологии можно совмещать с изучением древнего мира в курсе истории. Так, при изучении темы «Последствия деятельности человека в экосистемах» можно использовать исторический материал. На севере Африки в Ливане произошло сильное уменьшение количества ливанского кедра, который описан в Библии, из него был построен дворец легендарного царя Соломона, а также его древесина шла на постройку храмов и кораблей. Детали саркофага египетского фараона Тутанхамона были сделаны из ливанского кедра, благодаря свойствам этого растения детали саркофага сохранились до нашего времени, пролежав в гробнице более 3000 лет. Но, к сожалению, ливанский кедр остался в небольшом количестве, в связи с чем занесен в Красную книгу и взят под государственную охрану.

При изучении темы «Дары Старого и Нового Света» можно использовать большое количество исторических фактов, например: строители пирамид в Египте употребляли в пищу чеснок и лук, а в гробнице Тутанхамона было найдено несколько головок чеснока, что говорит о большой значимости этого растения для древних жителей Египта. Культивировать данную культуру начали в Египте. Доказательством этого служит изображение чеснока на глиняных табличках, обнаруженных в гробнице Эль Машахны, которые изготовлены приблизительно 600 тыс. лет до н.э.

Также интересными фактами в рамках изучения данной темы являются исторические факты про такое растение, как виноград. Адам Олеарий, средневековый автор, утверждал, что первые виноградные лозы были завезены в Астрахань персидскими купцами, но при этом возделыванием занимался стопятилетний монах астраханского монастыря. Когда известие об этом дошло до Ивана Грозного, то он взял его под свое покровительство.

Интеграцию биологии и истории можно наблюдать в рамках школьного курса зоологии. Примером межпредметной связи служит следующий факт: царь зверей лев до X века водился на Кавказе, на юге Европы и, возможно, доходил до юга земель Киевской Руси. На фресках Киевского Софийского Собора изображена охота князя Владимира Мономаха на зверя, внешне напоминающего льва, но при этом часть зоологов утверждают, что данным животным является тигр, который в Средние века встречался на Кавказе и в Средней Азии, только в начале XX века тигр был истреблен в Закавказье. Лев же был оттеснен в глубину Африки и лишь в небольшом количестве сохранился в заповедниках Индии. Истребление многих животных было связано с охотой, которая была основной забавой аристократии и монархов. При этом сотни крупных зверей, таких как волки и медведи, становились добычей местной знати. На охоте использовались как специальные охотничьи собаки, так и лошади и птицы. Некоторые из охотничьих птиц, например, сокол сапсан, находятся на грани вымирания и занесены в Красную книгу.

Начало освоения португальцами Африки в XVI в. привело к истреблению больших не летающих птиц дронтов. Возможно, это первые птицы, истребленные человеком, но не последние, так, в Китае в середине XX века отмечено тотальное истребление воробьев.

В курсе изучения анатомии и физиологии можно использовать материалы по истории гигиены и медицины. Эпидемии, такие как чума, холера, тиф, оспа были страшным испытанием в истории человечества. В русско-турецких войнах XVIII века от сыпного тифа и чумы погибло больше солдат, чем пало в боях. А в 1812 г. до четверти солдат армии Наполеона болело тифом, от которого умерло больше, чем от ран. При изучении темы «Вред наркогенных веществ» можно использовать историческую информацию о английских колонизаторах, выращивавших в больших количества в Индии опийный мак, рынком сбыта которого служил Китай. А в 1840 г. Англия начала с Китаем войну, получившую название опиумная, в которой Китай потерпел поражение, следствием которого была разрешена торговля опиумом на территории Китая и выращивание опиумного мака на юге страны.

Таким образом, практически при изучении любой темы в школьном курсе биологии можно использовать тот или иной исторический факт. Следовательно, история и биология являются примерами интеграции.

Интеграция разных наук при соблюдении определенных дидактических условий (соответствие основным целям и задачам образовательного процесса, взаимосвязь с ранее изученным материалом) будут иметь успех. Интеграция биологии и истории осуществляется не только в применении фактов для красочности и лучшего понимания материала, но и при проведении интегрированных уроков.

Интегрированные уроки, на наш взгляд, являются одной из наиболее эффективных форм для реализации межпредметных связей при изучении тем, требующих синтеза знаний разных наук. Интегрированные уроки – это уроки, на которых происходит объединение учебного материала по двум и более предметам, которые обеспечивают повышение идейно-воспитательного и научного уровня содержания уроков.

Интегрированный урок «Семейство паслёновых» объединил материал по биологии, истории, химии, литературе, географии и медицине. Урок проходил в форме путешествия по станциям. На каждой станции учащимся были предложены задания по определенному предмету. Так, на биологической станции учащиеся знакомились с признаками семейства паслёновых. Это и особенности строения цветка, корневой системы, стебля, листьев, плода.

На географической станции учащиеся узнали о центрах происхождения культурных растений данного семейства, наибольшее внимание в процессе изучения уделялось картофелю. На исторической станции учащиеся узнали о роли некоторых растений из семейства пасленовых в истории европейских стран и истории России. Наибольшее внимание было уделено событиям, связанным с картофелем. Учащиеся узнали о картофельных бунтах в период правления Петра I и не принятии картофеля населением Российской империи в XIX в. На станции медицина учащимся были предложены задания по использованию картофеля в медицинских целях. На литературной станции учащиеся должны были вспомнить и записать пословицы и поговорки, связанные с растениями семейства паслёновых.

Примером интеграции биологии и истории является урок для учащихся пятых классов «Происхождение человека и образ жизни древнейших людей». В ходе проведения урока учащиеся были разбиты на две группы, каждая из которых являлась учёным советом. Для одной группы на рассмотрение были представлены материалы о жизни, быте, социальных связях первобытных людей, для второй группы – материалы о биологических особенностях первобытных людей. Результатом работы групп стало создание проектов и их защита в ходе урока.

Таким образом, использование интеграции в учебном процессе способствует развитию эрудиции ученика, становится источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения учащихся.

Интеграция снимает утомляемость учащихся во время урока за счет переключения на разнообразные виды деятельности, способствует снижению перегрузок учащихся, стимулирует мотивацию к изучению внешкольных предметов.

Список литературы:

1. Глязер Г. Исследователи человеческого тела. – М., 1956.

2. Глязер Г. Драматическая медицина. – М., 1962.

3. Смирнов А.В. Мир растений. – М., 1988.

4. Столяренко Л.Д. Педагогика: Учеб. для учащихся пед. колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

Количество просмотров: 15200  

Добавить комментарий

1. Особенности проведения практических и лабораторных работ в условиях дистанционного обучения
2. Прокрастинация как одна из причин неуспешности школьников при дистанционной форме обучения
3. Использование платформы Learningapps как дистанционного компонента на уроке немецкого языка в 5 классе
4. О создании безопасного образовательного пространства в период пандемии
5. Исследовательская деятельность обучающихся 9-11 классов в условиях дистанционного образования (из опыта организации профильной онлайн-смены «Мастерская исследователя» на базе МБОУ СОШ № 36)
6. Трудности ведения исследовательской деятельности на дистанционном обучении
7. Дистанционное обучение на уроках физики
8. Интеграция на уроках биологии и истории
9. Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт
10. Формирование мотивации у младших школьников в коррекционной школе
11. Опыт работы по формированию готовности студентов к исследовательской деятельности
12. Конституция для всех и каждого: опыт реализации общешкольного проекта в условиях дистанционного обучения как средство мобилизации внеурочной деятельности
13. Модель дистанционного обучения
14. Применение цифровых технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности
15. К вопросу о дистанционном обучении
16. Приём клоуз-тест как одно из средств формирования лингвистической компетенции
17. Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания с целью повышения уровня физической образованности
18. Возможно ли и как воспитывать дистанционно?
19. Трудности, с которыми столкнулись российские семьи в период дистанционного обучения
20. Метод контроля на уроках истории

Страницы

1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы