Адаптация популярных игр в работе педагога-психолога

 
 

Зорина Елена Васильевна,

педагог-психолог

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 

Адаптация популярных игр в работе педагога-психолога

Одним из наиболее продуктивных вариантов личностного развития является игра. Именно в игре возможно моделирование той или иной деятельности, развитие форм и паттернов продуктивного поведения, наращивание разнообразия способов реагирования.

Игра мотивируется состоянием игрока, которое связано с взаимодействием его с игровой средой, в которую он погружается. В свою очередь данный процесс порождает активность, характеризующуюся ослаблением напряжения, пребыванием игрока в состоянии безопасности. Элементы игры, побуждающие игровое поведение должны быть аналогичны тем элементам реальной жизни, которые провоцируют любопытство, вызывают поисковое поведение.

В современной психологии появляется новое направление – игропрактика. Игропрактика включает в себя самые разные варианты психологических игр: трансформационные, интеграционные, креативные, поисковые и т.д. Все перечисленные игры различаются по целям и содержанию, наполнению. Однако их объединяет тот факт, что все они связаны с развитием личностных качеств и особенностей человека. Любая психологическая игра работает с запросом человека, вокруг которого строится и логически развивается игровой процесс.

В современном мире сложно представить себе школьника, который бы ни разу не играл в известные игры. В процессе игропрактики создается референтная среда, в ней игроки, выполняя игровые действия, делятся собственными переживаниями, идеями, мыслями.

В нашей школе принята практика организации игровых перемен в контексте самых разных событий. В апреле состоялась «Неделя психологии», прошедшая под девизом «Городским приключениям быть». В течение недели ученикам предлагалось путешествовать по площадям и улицам города самопознания. Ежедневно работали игротеки, направленные на расширение представления обучающихся о мире эмоций, развитие воображения и креативности, накопление впечатлений о возможных профессиональных выборах.

Во второй день недели психологии ребята попадали на площадь Труда, игровые перемены здесь были организованы на основе игровой модели «Умники и умницы». Одновременно в игре принимают участие четыре человека, в качестве игрового поля используется реальное поле игры «Твистер». Каждая дорожка в игре обозначает тип задания.

Игроку, стоящему на зеленой дорожке предлагались карточки, в которых необходимо было определить смысловую связь четырех картинок и назвать профессию:

Первый ход: чертеж, карта, город, здания = профессия «Архитектор»;

Второй ход: ткань, лекало, костюм, ножницы = профессия «Портной»;

Третий ход: белый халат, медицинская карта, фонендоскоп, градусник = профессия «Врач»;

Четвертый ход: газета, новости, репортаж, журнальная статья = профессия «Журналист»;

Пятый ход: ножницы, краска для волос, плойка, заколка = профессия «Парикмахер/стилист»;

Шестой ход: логотип социальной сети «ВКонтакте», текст, контент, «лайки» = профессия «SMM-менеджер».

Игроку, двигающемуся по желтой дорожке, предлагалось определить профессию по фотографии основного средства труда:

Музыкант

Блоггер

Учитель

Крановщик

Ветеринарный врач

Сварщик

Игроку, продвигающемуся по синей дорожке, предлагались задания под названием «Бой с тенью». На карточках, которые поочередно выдавались ведущим, был изображен силуэт человека, имеющего принадлежность к тому или иному виду профессиональной деятельности:

Балерина

Грумер

Грузчик

Шахтер

Футболист

Кинорежиссер

Игроку, передвигающемуся по красной дорожке было предложено отгадать профессию по описанию:

Человек, который занимается организацией различных праздничных мероприятий для организаций или частных лиц

Event-менеджер

Это мастер, украшающий ткань с помощью ручной росписи. 

Художник по росписи тканей

Специалист по проектированию ландшафта: садов, парков, приусадебных участков.

Ландшафтный дизайнер

управленец, отвечающий за создание и поддержание системы, стимулирующей высокое качество продукции или услуг компании.

Менеджер по качеству

автор сценария для кинофильма или телесериала, спектакля, компьютерной игры. 

Сценарист

художник, создающий карикатуры на людей, события, факты в сатирическом или ироническом стиле.

Карикатурист

Суть игрового процесса состоит в том, что игроки, выполняя задания, передвигаются по точкам от старта к финишу. Поскольку задания разнятся по уровню сложности, в игре не выделяю проигравших и выигравших.

Последний день недели психологии был посвящен развитию эмоциональной сферы. На проспекте эмоций игровая механика известной игры «Бинго!» была адаптирована. На ее основе получилось «Бинго эмоций». Каждый игрок получил игровую карточку, на которой изображены самые популярные эмоции и эмоциональные состояния человека.

Ведущий поочередно демонстрирует карточки с героями мультфильмов, переживающих те или иные эмоции. Например,

Фрагмент короткометражного мультфильма Ashley Anderson

(Загаданное чувство «Любовь»)

Задача игроков состоит в том, чтобы понять, какая эмоция переживается тем или иным героем, найти ее в своей игровой карточке и зачеркнуть. Тот игрок, что раньше всех справится с заданием, должен закричать «Бинго!».

Игра развивает не только способность распознавать эмоции, но и тренирует внимательность, т.к. ведущий периодически показывает карточки с теми чувствами, эмоциями и переживаниями, которые не представлены в игровых карточках.

Адаптация известных игр и игровых механик провоцирует интерес школьников, вовлекает их в процесс развития, создает набор впечатлений.

Количество просмотров: 10482  

Комментарии

Круто! Спасибо, за то, что поделились прекрасной программой недельного марафона!

Страницы

Добавить комментарий

1. Экскурсия как способ социализации неслышащих школьников
2. Формирование профессионального самоопределения у обучающихся с нарушениями слуха как условие успешной социализации в обществе
3. Готовимся к единому государственному экзамену
4. Профориентационная работа в начальной школе
5. Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта на современном этапе развития педагогики и физического воспитания
6. Научно-методическая деятельность МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» как базовая основа совершенствования исследовательских проектов школьников города Новосибирска
7. Обучение читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе на примере УМК “Spotlight”
8. Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка
9. Технология геймификации как средство личностного роста педагога
10. Адаптация популярных игр в работе педагога-психолога
11. Активная жизненная позиция старшеклассников – инструмент интеграции детей в социум
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы