Наставничество как способ развития исполнительских навыков учеников инструментального класса школы искусств

 
 

Баянова Наталья Алексеевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО ДОД ДШИ «Весна» г. Новосибирска

 

Наставничество как способ развития исполнительских навыков учеников инструментального класса школы искусств

В настоящее время наставничество является важным элементом развития одаренной молодежи. Этот метод не только помогает воспитанию, но и вызывает интерес современных учеников. Передача навыков, знаний и умений своим подопечным – неотъемлемый элемент любого наставника. Несмотря на использование системы наставничества во многих сферах образовательной деятельности, актуальным все же является поиск принципов и образовательных моделей для более эффективного осуществления процесса наставничества.

Наставничество является формой обеспечения и развития ученика в процессе занятий в музыкальном классе и предполагает передачу знаний и навыков от более квалифицированных лиц к менее квалифицированным. Система наставничества создает прекрасную творческую атмосферу, а укрепление уверенности учеников в свои возможности обеспечивает обогащение их коммуникативного опыта и позволяет формировать устойчивое желание продолжить обучение в направлении музыкального искусства.

Цель создания наставничества в школах искусств применительно к ученикам заключается в создании условий для эффективной поддержки на пути освоения образовательной программы, повышение их профессионального уровня, создание комфортной среды в учебном заведении, которая позволит реализовывать свои задачи на высоком уровне.

Для успешного выполнения данной цели необходимо:

– создать условия для формирования творческого стиля ученика; изучить современные и актуальные формы и методы работы в группах и индивидуально с учеником;

– оказать методическую помощь для повышения уровня учебно-воспитательного процесса;

– развить мотивацию к непрерывному самообразованию.

Среди принципов реализации программы наставничества для обучающихся стоит отметить:

– индивидуальность – выбор форм и видов работы с учеником, которые определяются их уровнем знаний и скорости усвоения;

– непрерывность – целенаправленный процесс развития в течение всего учебного года;

– эффективность – обязательная промежуточная и итоговая оценка результатов работы в программе наставничества.

При успешном внедрении системы наставничества со стороны ученика стоит отметить следующие ожидаемые результаты в учебном процессе:

– повышение качества и результативности образовательного процесса;

– развитие социальных навыков при работе в небольших группах;

– повышение музыкальных навыков и удовлетворенности собственными достижениями.

В музыкальном образовании наставничество должно развивать эмоциональное и художественное восприятие произведения, целостность его формы и содержания. С помощью наставника указанные свойства развиваются и в самостоятельной работе, при подготовке к выступлению, в процессе саморазвития и самопознания. Правильные установки наставника позволяют ученику развить работу с нотным тестом, уверенную игру произведения наизусть.

Важным условием деятельности наставника является формирование личностной мотивации ученика. Мотивация – это не только движущая сила на занятиях музыкой, но и состояние внутреннего мира ученика. В процессе обучения ученик может не увидеть перспективы дальнейшего развития своего исполнительского мастерства [1]. В этом случае ему должен помочь наставник, чтобы показать ближние и дальние перспективы его развития.

Положительный эффект для ученика может оказать демонстрация исполнения наставника [2]. Интонационные и тембровые решения наставника раскроют не только горизонты творческого развития, но и потенциал конкретного инструмента, на котором проходят занятия. Сотворчество – это процесс, который раскрывает важные составляющие наставничества: обмен опытом, соучастие, совместная работа [3].

К работе в качестве наставника в образовательном процессе могут привлекаться как педагоги, показавшие высокие педагогические результаты, так и ученики старших классов, имеющие опыт участия в конкурсах или обучающиеся по усложненной программе. Старший участник группы может показывать младшему сложные элементы пианистической техники и контролировать качество их исполнения.

Для лучшего разъяснения учебного материала ученикам младших классов старший ученик-наставник может помогать педагогу объяснять материал с учетом детского мышления.

Вне зависимости от того, кто привлекается в качестве наставника, важно помнить о качествах, которыми он должен обладать:

– быть примером;

– соблюдать дипломатичность в общении;

– оценивать не личность наставляемого, а проделанную им работу; уважать мнение наставляемого;

– не бояться признавать свои ошибки; не допустимость влияние плохого настроения на процесс работы.

При реализации наставничества, как эффективного и прогрессивного подхода к повышению качества образования в музыкальном классе, можно привлекать приглашенных наставников для проведения небольших встреч или мастер-классов. Наставниками могут быть музыканты из сформировавшихся творческих коллективов, преподаватели высших музыкальных учебных заведений. Важным и продуктивным шагом в этом подходе является приглашение наставника-специалиста в области музыки, отличной от области знаний ученика. Например, для обучающегося в классе фортепиано будет бесценным опытом общение с наставником из духового оркестра. Это привьет ученику не только более широкую область музыкального интереса, но и подарит новые эмоции и незабываемые положительные впечатления от общения с наставником, что, несомненно, повышает мотивацию в обучении в профильном классе.

Резюмируя, стоит отметить, что практика наставничества в работе с учениками в музыкальном инструментальном классе является важным шагом в обучении и воспитании подрастающего поколения. Правильная установка наставнической деятельности влияет на качество освоения музыкального произведения и художественно-эмоциональное развитие ученика.

Список используемой литературы

1. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. Москва: Наука, 1969.

2. Блок О. А. Исполнительская культура музыканта: аспекты анализа. Теория и методика профессионального образования в социально-культурной и музыкально-педагогической деятельности: коллективная монография. Москва: МГИК, 2018. 149-158.

3. Блок О. А. Музыкальное произведение как объект освоения в классе инструменталистов: герменевтический подход. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 193-195.

Количество просмотров: 5696  

Добавить комментарий

1. Искусство воспитания личности
2. Развитие системы наставничества в ЦРТДиЮ «Заельцовский»
3. Роль команды наставников в подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства
4. Наставничество как инструмент корпоративного обучения в ЦРТДиЮ «Заельцовский»
5. Наставничество как эффективная педагогическая технология
6. Совместная творческая деятельность – основа успешного взаимодействия с родителями обучающихся студий «УЗОР» и «Играем в куклы»
7. Педагог – ребенок – родитель: треугольник успеха
8. Наставник побуждает к творческому труду
9. Наставничество – дело старых слонов, или Роль наставника в профессиональном становлении молодого педагога
10. «Неугомонные»: опыт организации работы творческого коллектива выпускников прошлых лет
11. Работа с родителями как средство сохранности контингента обучающихся в детском дошкольном объединении «Школа раннего развития «Дорастем до неба»
12. Обучение в Образцовом ансамбле танца «Зоренька» как форма ранней профессиональной ориентации школьников
13. Эффективные практики наставничества Центра дополнительного образования «Лад»
14. Развитие навыков сотрудничества между детьми на уроках в Детской школе искусств
15. Лаборатория творческих достижений «Всё начинается с идеи»
16. Формирование самостоятельности и творческой активности у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
17. Что может стать вдохновением для творчества?
18. Детский театр: внутренняя свобода и уверенность в себе
19. Формирование свободы и активности обучающихся в школе раннего развития «Дорастем до неба»
20. Методическая служба как ресурс профессионального развития педагогов

Страницы

1. Стратегия и тактика гендерного воспитания в современных студиях бального танца ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. «Про отцов и дедов помнить от века завещано» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Значение целостности разностороннего воспитания ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Эффективная практика: занятия танцевальной импровизацией как способ самовыражения обучающихся ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Развитие познавательного интереса к культуре и традициям народов России через участие в фестивале «Многоликая Россия: народы – хранители культуры» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в ансамбле авторской песни «Романтики»: из опыта работы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в театральной студии «Карамель». История одной постановки ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Патриотическое воспитание в изостудии «Северное сияние» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Использование теневого театра на занятиях при подготовке детей к обучению в школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Развитие координационных способностей у младших спортсменов в спортивной аэробике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Примеры успешной интеграции профильного обучения с профориентационной работой ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Творческий проект «Пойте вместе с нами!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Связь универсальных учебных действий, лежащих в основе развивающей концепции школьного образования, с принципами и методологией игры «Что? Где? Когда?» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы