Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников
«Все начинается с детства». Задумываясь об истоках нравственных чувств, лежащих в основе нравственно-патриотического воспитания, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: лица мамы, рассказанных ее сказок и спетых песен, журчанью ручья в родном дворе. Малыш начинает познавать Родину через свою семью – ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогами и родителями задачи? Какая в этом роль музыки?
Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, а также сила и глубина этих впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего вектора развития личности. И музыка, как наиболее чувственное отражение жизни, способна влиять на формирование духовных и нравственных качеств.
Музыкальная деятельность дошкольников многогранна. В представленном материале я бы хотела рассмотреть основные подходы к выбору репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Иными словами, каково значение используемого музыкального материалы в формировании нравственно-патриотических чувств ребенка.
Патриотическое воспитание включает в себя основные компоненты. Рассмотрим их подробнее.
1. Отношении ребенка к себе как полноценной личности. Любое музыкальное произведение, в первую очередь, соотносится с личным опытом ребенка. Когда ребенок поет песню, слушает, танцует – все направлено на эмоциональное проживание и частично осмысление собственных эмоций и чувств окружающих. Учитывая, что у каждого ребенка доминирует свой вид музыкальной деятельности, именно комплексный подход к выбору репертуара предоставляет возможность дошкольникам погрузиться в мир музыки на доступном уровне. Тем самым влияет на его эмоциональное благополучие, лежащее в основе восприятия себя как полноценной личности.
2. Уважение к семье как носителю семейных традиций. Практически вся концертная деятельность в стенах ДОУ строится в соответствии с праздниками, традиционными для российской культуры: Новый год, 8 марта и т.п. Каждое из этих мероприятий отражает традиции празднования как в детском саду, так и дома, в кругу семьи. Именно в процессе подготовки к ним дети осмысливают свое отношение к близким и друзьям, пытаются на доступном уровне создать праздничную атмосферу. Активное вовлечение детей в концертную деятельность направлено не только на развитие музыкальных способностей, но и на умение поддерживать праздничный настрой через определенную подготовку в пении, танцах, играх. На мой взгляд, именно деятельностная активность, заложенная еще в детском возрасте, – залог дальнейшего поддержания традиций семьи и общества.
3. Формирование любви к родному краю, культуре и наследию своего народа. Слушая классические произведения, воспроизводя мелодический рисунок песни, мы в первую очередь воспринимаем и воспроизводим интонационную сторону русской культуры. Именно семантика родной речи, духовная составляющая русской культуры характерны для творчества Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича и других великих композиторов. И даже наши детские песни, на первый взгляд не отличающиеся высокой художественной ценностью, передают именно интонационные особенности русской песни, русской речи. Тем самым формируется духовная, глубинная взаимосвязь поколений, основанная на принятии и любви к национальной культуре. Стоит подчеркнуть, что использование фольклора в разных видах детской музыкальной деятельности также расширяет духовную связь дошкольника с предшествующими поколениями, знакомит с музыкальным наследием своей национальной культуры.
В данном вопросе не могу не остановиться на особенностях контингента нашего детского сада – многонационального состава групп. Думаю, что в дальнейшем стоит подумать об использовании такой особенности как в воспитательной, так и образовательной деятельности. Этот вопрос достаточно сложен и к нему надо подходить взвешенно и выверено.
4. Формирование любви и уважения к Родине. На мой взгляд, этот компонент патриотического воспитания необходимо рассматривать с позиции национальной идентичности. Именно знакомство с русской музыкальной культурой, осознание (на доступном для дошкольников уровне) себя ее частью способствует повышению мотивации знакомства с культурами других народов, формированию уважительного к ним отношения. Особое значение в этом аспекте имеет знакомство детей с государственными праздниками, историческими событиями, отраженными в музыкальной культуре страны. Военные песни, военные марши не только расширяют кругозор детей, но и на эмоциональном уровне формируют общность с ушедшими поколениями, стирая грань прошлого, настоящего и будущего. По сути, это и является одним из главных составляющих нравственно-патриотического воспитания.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Задача взрослых – привить детям любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут стать хорошим человеком и гражданином. Задача педагогов-музыкантов пробудить в душах детей эмоции, лежащие в основе нравственных, духовных и патриотических чувств. И для решения этой цели в нашем арсенале огромный пласт русской музыкальной культуры.
Практический опыт работы
https://disk.yandex.ru/i/aNJBZlkhkHO17w – Танец рук «Танец бабочек»
https://disk.yandex.ru/i/kLbGqY2JO76Dtw – Ансамбль ложкарей
https://disk.yandex.ru/i/xjrMwv8dbw_ujQ – музыкальное поздравление на 8 марта
https://disk.yandex.ru/i/Fb2YeGZFroVelQ – Квест-игра «Аты-баты, шли солдаты»
Список используемой литературы
1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005
5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
6. Методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся педагогических училищ по спц.03.08.00 «Дошкольное воспитание» / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиногй. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989.
7. Нищева Н.В. Растим патриотов России. Сборник материалов по итогам конкурса. ФГОС. / Под ред. Ушаковой Е.А. – М.: Детство-Пресс, 2016.
8. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
9. Радынова О.П. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Гном-Пресс», 1999.
10. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
11. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М. 1947.
12. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. – М., 1975.
Количество просмотров: 636 |
Добавить комментарий