Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников

 
 

Лазарева Ирина Николаевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» г. Калининграда

 

Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников

Студия «Юный эколог» – это творческое объединение МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» города Калининграда, работает с 2013 года и объединяет 90 обучающихся младшего школьного возраста. Программа обучения направлена на формирование основ экологической культуры младших школьников и воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих, к природным объектам. Ребята принимают активное участие в региональной программе экологического образования учащихся «Хранители природы», являются участниками и победителями городских и региональных конкурсов исследовательских работ, активные участники всех экологических акций, проводимых в регионе.

В младшем школьном возрасте в образовательной деятельности особое значение имеет взаимодействие с родителями. Родитель служит примером поведения, источником мотивации, и вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми, конечно, дает более эффективный образовательный результат. В семейной среде закладываются основы восприятия окружающего мира и формирования экологической ответственности. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека.

Уже несколько лет я использую в своей педагогической практике технологию «Семейная команда». В начале учебного года, на старте, мы с ребятами выбираем тему, над которой работает команда. И в течение учебного года ребята складывают в свою копилку экологические активности: выезды с родителями на природные объекты, изучение информации из различных источников по заданной теме, участие в экологических акциях, создание творческих работ и другое. Цель тематического взаимодействия – формирование экологической компетентности детей и родителей в процессе совместной деятельности. Задачи – повышение социально-экологической культуры родителей; укрепление детско-родительских отношений; повышение учебной мотивации обучающихся, раскрытие талантов и способностей ребенка.

В качестве поддержки «Семейной команды» используются разные формы работы:

– педагогические беседы с родителями как наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей;

– анкетирование, проведение опросов с целью выявления экологической компетентности родителей, определение интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности;

– выпуск экопостов в группе VK, фотоновости, экологические альбомы, памятки и т.д.;

– организация тематических родительских собраний «Сбережём природу вместе», консультаций «Познавательные интересы вашего ребёнка» и др.;

– организация совместных досуговых мероприятий: КВН, викторины и др.

В прошлом учебном году темой взаимодействия были «Млекопитающие Куршской косы». По итогам совместной работы каждая «Семейная команда» выпустила интересные книжки-самоделки. Я как педагог подготовила памятки по оформлению и содержанию книжек. А родители вместе с детьми приняли активное участие в создании и оформлении книжек-самоделок. Они подбирали материал по теме, помогали ребятам составлять описательные рассказы о млекопитающих, подбирали стихи и загадки, сочиняли сказки. На итоговом мероприятии каждая команда представила свою работу, была открыта выставка книг «Издательства «Семейная команда», каждая команда получила диплом и приз. Самым важным результатом своей работы я считаю сплочение родителей и детей в продуктивной экологической и познавательной деятельности.

В этом году наша тема – «Зимующие птицы Калининградской области». Родители вместе с детьми организуют наблюдение за птицами, пишут занимательные рассказы и рисуют. Я рассказываю о том, как трудно бывает птицам зимой, что многие, не дожив до весны, гибнут от голода. И теперь дети и их родители организуют заготовку полезного корма для птиц. Ну и совсем скоро состоится новое подведение итогов работы по теме этого года.

Я стараюсь привлекать родителей к участию в природоохранных и экологических акциях. В рамках «Всемирного Дня морей и океанов: за чистые водоёмы» мы с ребятами убрали берег пруда Школьный, а с родителями в выходной день дети убирали морское побережье.

Все семьи приняли участие в экологической акции «Будем беречь ресурсы», приносили использованные батарейки и другие предметы, подлежащие специальной утилизации, изготовили серию плакатов по ресурсосбережению и рассказали об этом другим ребятам.

В рамках природоохранной акции «Поможем зимующим птицам» родители вместе с детьми делают кормушки для птиц из подручных материалов и даже участвуют в конкурсе кормушек, который проводит Национальный парк «Куршская коса».

В проектной деятельности родители помогают ребятам исследовать материал по теме, подготовить сообщение, выполнить практическую работу.

Использование различных форм взаимодействия вызывает у родителей желание сотрудничать, делает совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дает положительный результат – помогает педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека, который любит природу и заботится о ней.

Хочется призвать всех: не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями! Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.

Количество просмотров: 1033  

Добавить комментарий

1. О важности драматургии урока
2. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса на занятиях по робототехнике
3. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
4. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать»
5. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников
6. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO
7. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году
1. Использование теневого театра на занятиях при подготовке детей к обучению в школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие координационных способностей у младших спортсменов в спортивной аэробике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Примеры успешной интеграции профильного обучения с профориентационной работой ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Творческий проект «Пойте вместе с нами!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Связь универсальных учебных действий, лежащих в основе развивающей концепции школьного образования, с принципами и методологией игры «Что? Где? Когда?» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса на занятиях по робототехнике ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. О важности драматургии урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы