Экономические интересы крупного бизнеса и фашизм
Введение. Актуальность озвученной тематики обусловлена следующими обстоятельствами. С одной стороны, человечество осуждает различные проявления экстремизма, такие как война, геноцид, расизм, национализм, фашизм. С другой стороны, даже в наши дни мы можем наблюдать эти явления по всему миру. Поэтому, важно осознать причины этого противоречия, усвоив уроки истории.
Вопрос о связи экономических интересов крупного бизнеса с фашизмом и милитаризмом очень сложен и многогранен. Этот вопрос требует взвешенного решения без проявления межнациональной и межрелигиозной вражды.
В настоящей статье обоснуем следующее предположение: причинами фашизма как государственного режима, а также причинами начала обеих Мировых войн являются интересы крупного бизнеса, осуществляющего свою деятельность, в основном, на территории США.
Для достижения означенной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) описать понятия фашизма и нацизма, выделить признаки фашизма как государственного режима;
2) привести взгляды различных исследователей на психологические причины появления фашизма как идеологии;
3) привести аргументы в пользу того, что именно интересы крупного американского бизнеса стоят за появлением фашизма как государственного строя и за развязыванием обеих мировых войн в Европе;
4) выявить связь мировоззренческой модели WASP (White Anglo-Saxon Protestant – белый англосаксонский протестант) и фашизма;
5) предложить идею общества служения в противовес идее общества потребления как средство борьбы с проявлениями фашизма и милитаризма.
1. Понятия фашизма и нацизма. Признаки фашизма как государственного режима
1.1. Основные понятия
Определим основные понятия, которыми будем пользоваться в ходе исследования.
Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение) – общее название социально-политических движений, идеологий и государственных режимов правоэкстремистского толка, которые отличает воинственный расизм, ненавистью по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, переходящее в геноцид учение о превосходстве собственной нации, культ тоталитарного государства и т.п.[1]
Нацизм (национал-социализм) – политическая доктрина, сочетающая фашизм с расизмом; официальная идеология гитлеровской Германии[2].
Исследователи выделяют признаки фашизма. Вот только некоторые из них[3]:
1. Культ насилия, нетерпимость, репрессии.
2. Вождь с неограниченной властью.
3. Тоталитарная власть фашистской партии.
4. Милитаризация общества, культ повиновения власти, дисциплины, физической силы, приспособление атрибутов военных организаций для гражданских (униформа, приветствия и т.д.), постоянная готовность к войне.
5. Стремление к мировому господству силовыми методами.
Очевидно, что на Украине можно усмотреть признаки фашистского режима. Так, например, президент Петр Порошенко высказывался о замене населения Донбасса[4].
1.2. Психологические причины фашизма как идеологии
Роман «Волна» американского писателя Тодда Страссера (Штрассера) вышла в 1981 году после появления в том же году одноименного фильма[5].
В 2008 году на экраны вышел фильм «Эксперимент 2: Волна» (нем. Die Welle – «Волна») режиссёра Денниса Ганзеля.
В основе всех этих произведений – реальный эксперимент «Третья волна», произведённый учителем истории Роном Джонсомом в городе Пало-Альто в Калифорнии. Рон Джонсом ставил социальный эксперимент, чтобы в игровом формате продемонстрировать подросткам, чем в действительности является нацизм. В книге «Волна» рассказывается о том, что изначально все выглядело как занимательное и непривычное приключение, игра в коллективизм и дисциплину. Но через несколько дней он осознал, что ученики превратились в настоящих граждан тоталитарного социума. Фактически, из учеников класса Рону Джонсому за 1 неделю удалось создать подобие фашистского государства.
Рон Джонсом так объяснил причину проведения эксперимента: «Мы изучали нацистскую Германию, и в середине лекции меня перебили вопросом: Как могли горожане, железнодорожники, учителя, врачи притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и истреблении людей? Это был хороший вопрос. Я не знал на него ответа».
Целью эксперимента Джонсома было показать на практическом примере, какое влияние на личность имеет группа и насколько индивидуальные желания каждого человека могут подавляться групповыми целями. Своим экспериментом Джонсом показал, что многие люди очень легко и быстро поддаются на пропаганду идеологии, сходной с идеологией фашизма. Также Джонсом продемонстрировал возможности манипулирования массовым сознанием. Психологически этот феномен можно объяснить следующим образом.
Американский психолог Абрахам Маслоу разработал теорию, согласно которой потребности человека можно разделить на пять основных категорий (рис. 1)[6]:
1. Физиологические: голод, жажда, защита от холода и т. д.
2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке и внимание к себе, совместная деятельность.
4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Как утверждают исследователи, тоталитарные идеологии вообще и фашистская идеология в частности дает простые и быстрые решения по удовлетворению потребностей в безопасности и социальных потребностей (в терминологии А. Маслоу). Другой американский психолог Эрих Фромм отмечает, что многие люди склонны к подобным «простым и быстрым» решениям; и Фромм видит в этом психологические причины склонности к фашизму[7].
Рис. 1. Пирамида потребностей А. Маслоу
Эксперимент Джонсома был спонтанным, и долгое время оставался неизвестным широким массам, чему способствовал стыд его участников за свои действия. В конце 1970-х Джонсом опубликовал историю эксперимента в своей педагогической книге. Несмотря на то, что с момента реальной истории прошло уже больше 40 лет, тема остается актуальной. Авторы книги, фильмов, как и участники этой истории, как бы говорят нам – опасность рядом, она заложена внутри нас самих, мы должны быть очень честными, прежде всего, сами с собой. Особенно это важно для подростков, чей возраст делает их крайне уязвимыми для самого разного рода манипуляций сознанием.
Как в случае с нацистской Германией, так и в случае с Украиной уместен вопрос: кто виноват в воцарении фашистского режима (или режима с некоторыми признаками фашизма)? Не следует торопиться отвечать на этот вопрос, поскольку ситуация гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
С одной стороны, как гласит древняя мудрость, каждый народ достоин своего правителя[8]. Как Гитлер, так и Порошенко пришли к власти демократическим путем – через выборы. У любого народа есть свобода выбора, но ни один народ не свободен от последствий своего выбора.
С другой стороны, при любом государственном режиме есть не только виновники, но и заложники ситуации и даже невинные жертвы.
2. Is fecit, qui prodest – сделал тот, кому выгодно (латынь)
Очень важно ответить на такие вопросы, как:
1. Кто виноват в появлении фашизма как государственного строя?
2. Кто виноват в развязывании обеих Мировых войн?
3. Кто виноват в проявлениях фашизма на Украине?
Можно задавать еще много подобных вопросов.
В попытке ответить на эти вопросы были написаны сотни книг и тысячи статей. Однако, постараемся ответить на них, исходя из принципа: «Is fecit, qui prodest – сделал тот, кому выгодно (латынь)».
Обратим внимание на следующие исторические факты.
1) Накануне Первой мировой войны США были должны другим странам около 6 млрд. долларов. Во время войны США, благодаря поставкам в Европу, не только полностью ликвидировали свой долг, но и получили на 10 млрд. долларов долговых обязательств Европейских стран[9].
2) В отличие от других западных держав США не только не понесли во Второй мировой войне тяжелые потери, но и, наоборот, получили огромные выгоды, достигнув грандиозной экономической и военной мощи. За 5 лет войны прибыли американских монополий составляли 70 млрд. долл. США, заняли доминирующие позиции в мировом хозяйстве и добились несомненных преимуществ над основными конкурентами. После войны американцы владели примерно половиной запасов золота несоциалистического мира, а с 1944 г. американский доллар заменил английский фунт как основную международную валюту. Экономическую гегемонию Америки еще больше усиливало то, что она производила почти половину мировой промышленной продукции[10].
Трудно поверить в то, что такие колоссальные выгоды США получили случайно. Более правдоподобным выглядит предположение о том, что США всячески способствовали развязыванию Европейских войн.
Конечная цель такой деятельности США выражается в следующем. Посол США в Лондоне Уолтер Пейдж 9 августа 1914 г. писал президенту Вильсону, что в результате войны «вся Европа обанкротится, и США, соответственно, станут сильнее в финансовом и политическом отношении». Также известно, что президент США Вильсон заявлял: «Мы должны финансировать мир, а тот, кто финансирует мир, должен… управлять им» [11].
Приведем некоторые факты, доказывающие причастность США к развязыванию войн в Европе.
После окончания Первой мировой войны США активно кредитовали Германию, причем эти кредиты шли на восстановление военно-промышленного потенциала Германии. В результате, уже в 1929 году промышленность Германии вышла на второе место в мире. Однако за кредиты немцы расплачивались акциями промышленных предприятий, поэтому англо-американский капитал стал активно проникать в Германию и занял значительный сектор в германской экономике. В частности, известный германский химический концерн «ИГ Фарбениндустри» был под контролем американской «Стандарт Ойл» (т. е. дома Рокфеллеров); в зависимости от «Дженерал Электрик» (Морган) были «Сименс» и АЭГ; американской корпорации ITT принадлежали до 40% германских телефонных сетей. Германская металлургия также в значительной мере зависела от Рокфеллера, под контролем «Дженерал Моторс» находилась фирма «Опель». Не забывали американцы и банковскую сферу, и железные дороги, вообще все более-менее ценные германские активы.
По данным германского канцлера Генриха Брюнинга (он занимал пост канцлера в 1930-1932 гг.), уже начиная с 1923 года, Адольф Гитлер получал значительные суммы из-за границы, через банки Швейцарии и Швеции. Уже в 1922 году состоялась встреча будущего фюрера с американским военным атташе в Германии капитаном Трумэном Смитом. Американский разведчик составил в Управление военной разведки США весьма лестное донесение о Гитлере. Именно Смит ввёл в окружение Гитлера Эрнста Ганфштенгля (Ханфштенгль), по прозвищу «Пуци». Ганфштенгль сыграл важную роль в формировании Гитлера как политика. Он ввел будущего лидера Германии в мюнхенские художественные и культурные круги, обеспечил ему знакомства и связи с высокопоставленными деятелями за границей, поддерживал в финансовом отношении. После провала «Пивного путча» 1923 года предоставил Гитлеру временное убежище на своей вилле в Баварских Альпах. Весьма интересен тот факт, что о время Второй мировой войны Ганфштенгль служил в Соединенных Штатах в Белом доме экспертом по делам нацистской партии (рис. 2)[12].
Рис. 2. Адольф Гитлер с сотрудниками американской военной разведки (крайний слева – Эрнст Ганфштенгль)
Отсюда напрашивается вывод, что США экономически и политически поддерживали нацистский режим для того, чтобы в скором будущем, через развязывание войны, получить колоссальные экономические выгоды – Is fecit, qui prodest.
В наши дни США пытаются влиять на политику Украины. Так, в Украину часто приезжает вице-президент США Джо Байден; однажды Джо Байден даже проводил совещание с высшими чиновниками Украины, сидя в кресле украинского президента (рис. 3)[13].
Рис. 3. Вице-президент США Джо Байден в кресле президента Украины
Здесь уместно вспомнить, что Хантер Байден, младший сын вице-президента США Джо Байдена, стал членом правления нефтегазового холдинга Burisma, занимающегося добычей углеводородов на Украине[14]. Для чего? Очевидно, для того, чтобы вытеснить Россию с газового рынка Украины и продавать Украине американский сланцевый газ.
Более того, есть основания предполагать, что попытка вытеснить Россию с газового рынка Украины является частью более широкой программы США по борьбе с Россией – эту мысль сформулировал Александр Исаевич Солженицын еще в 1998 году[15].
Рис. 4. Фото газеты «Комсомольская правда»
Еще один факт, который нельзя оставлять без внимания. 20 декабря 2010 года Генеральная Ассамблея ООН приняла предложенную Россией резолюцию, которая призывает страны-члены организации бороться против режимов, ограничивающих свободу людей, в том числе и против фашистского. США – единственная крупная держава, которая проголосовала против резолюции, которую поддержали и приняли 129 стран (голосование против объясняется конституционным правом на свободу слова – дипломаты США не имеют права подписывать резолюции, противоречащие конституции США) [16].
26 ноября делегаты Третьего комитета Генеральной Ассамблеи ООН 120 голосами «за» при 3 «против» и 57 «воздержавшихся» по инициативе России приняли резолюцию «Героизация нацизма: недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости»[17].
Резолюция ГА ООН |
Инициатива |
«За» |
«Против» |
«Воздержались» |
20.12.2010 – Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации |
Россия |
129 стран |
3 страны (США, Канада, Маршалловы Острова) |
52 стран ы (в т.ч. страны Евросоюза, Украина, Молдавия, Грузия) |
27.11.2014 – Героизация нацизма: недопустимость определенных видов практики… |
Россия |
120 стран |
3 страны (США, Канада, Украина) |
57 стран (в т.ч. страны Евросоюза, Австралия, Грузия) |
Значит, некоторые страны-члены ООН считают возможным не только воздерживаться от голосования по таким вопросам, но и даже голосовать против. Если наше предположение верно, и США действительно виновны в развязывании обеих мировых войн, а также в приходе к власти Гитлера и профашистского режима Порошенко, то почему они это делают? Каковы исторические корни этого? Постараемся ответить в следующем разделе настоящего исследования.
3. Модель WASP (White Anglo-Saxon Protestant – белый англосаксонский протестант) и фашизм
Из истории известно, что для обретения американцами своей национальной идентичности правящей элитой американской нации была выработана система идеологических, политических и культурных ценностей. Был смоделирован тип WASP (White Anglo-Saxon Protestant – белый англосаксонский протестант), то есть истинного американца, в основу которого были положены черты англосакса. Англосаксонская модель развития американской нации реализовывалась на практике на протяжении длительного исторического времени. В конце XIX – начале ХХ века англоконформизм был возведен в ранг государственной политики в сфере этно-национального развития США[18].
Поскольку в ХХ веке стала очевидным претензия США на мировое господство, то англосаксонская модель развития американской нации превратилась в англосаксонскую модель мироустройства.
3.1. Макс Вебер и его труд «Протестантская этика и дух капитализма»
«Протестантская этика и дух капитализма» (нем. Die protestantische Ethik und der «Geist» des Kapitalismus, 1905 год) – произведение немецкого социолога и экономиста Макса Вебера. Возникновение капиталистической системы в этой работе связывается Вебером с Реформацией, то есть с появлением протестантских течений в христианстве, с их особым отношением к трудовой и предпринимательской деятельности; протестантский религиозно-этический комплекс, по мнению немецкого экономиста, обеспечивает формирование трудолюбия, бережливости, честности, расчётливости. Макс Вебер отмечает «несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей»[19].
Макс Вебер считается классиком экономики. Для настоящего исследования упомянутый труд важен потому, что напрямую увязывает активизацию предпринимательской деятельности с появлением протестантской ветви христианства. В связи с этим, необходимо углубиться в некоторые аспекты протестантского мировоззрения.
3.2. Протестантское учение о прощении грехов
В своей книге Макс Вебер активизацию бизнеса в протестантской среде увязывает с порядочностью, честностью, трудолюбием, высокой нравственностью, аккуратностью и т.п. Не оспаривая этих аргументов Вебера, укажем, что наряду с вышеперечисленными человеческими качествами протестантов имелся еще один фактор, существенно повлиявший на повышение деловой активности – взгляды протестантов на учение о прощении грехов.
Родоначальником протестантизма является Мартин Лютер. Обратимся к одному из первоисточников – к тексту Малого катехизиса Мартина Лютера: «И в этой христианской Церкви Он (Бог – А.Б.) ежедневно щедро прощает все грехи мне и всем верующим, и в Последний день Он воскресит меня и всех мертвых и дарует мне и всем верующим во Христа жизнь вечную»[20].
Некоторые последователи Мартина Лютера привнесли свое понимание в вопрос о прощении грехов. Так, один из видных протестантских богословов так суммировал протестантское понимание христианства: «Оправдание грешника – это всеобъемлющее действие Бога. Когда верующий получает оправдание, то прощаются все его грехи – прошлые, настоящие и будущие. В то мгновение, когда Бог объявляет его оправданным, прощается вся совокупность его грехов» (William G. T. Shed, Dogmatic Theology, 1888, Gran rapids, Zondervan)[21].
Ключевой здесь является мысль о прощении грехов верующего – прошлых, настоящих и будущих. Известно, что многие протестанты слишком поспешно сделали вывод о том, что они уже святы, то есть путь в Царство Небесное им уже гарантирован, и что остается лишь обустраивать свое земное бытие с помощью бизнеса. Грамотный протестантский богослов скажет, что с этим вопросом не все так просто, и не стоит спешить с выводами. Однако, обыденное сознание простого верующего склонно к упрощению богословских взглядов.
Кроме того, из религиоведения известен факт, что для христианских народов характерно постепенное снижение христианского благочестия вплоть до полной утраты веры в Бога.
Выскажем предположение: два вышеупомянутых факта – упрощение богословского учения в сознании рядового верующего и снижение христианского благочестия – легли в основу англо-саксонской модели WASP.
3.3. Главенство экономических интересов в рамках модели WASP
В исторической, экономической и политологической литературе встречается термин «англосаксонский мир» – понятие, охватывающее США, Великобританию и вассальные им англоговорящие территории. Такое название восходит к германским племенам англов, саксов и ютов, населявших в древности Британию и расселившихся, в последствие, по многим регионам мира[22].
В силу ряда исторических причин, в XX-XXI веках модель WASP реализуется крупным бизнесом, находящимся, в основном, в США. Мировоззренческой основой модели WASP является неверно понятое протестантское учение о прощении грехов, приводящее к тому, что смысл и содержание земной жизни человека сводится к достижению материального благополучия.
Крупный бизнес, возникший в протестантской среде, со временем стал влиять на политику таких стран, как США и Великобритания, а также политику других государств англосаксонского мира. Неверно понятое протестантское учение о прощении грехов привело к главенству экономических интересов и сняло многие морально-нравственные ограничения, а накопленный экономический потенциал американского бизнеса дал возможность распространения модели WASP на весь мир. В результате, выразители экономических интересов в рамках модели WASP не остановились перед такими преступлениями, как развязывание мировых войн и поддержка фашистских государственных режимов – назовем это англосаксонским способом ведения бизнеса.
К сожалению, англосаксонский способ ведения бизнеса реализуется до сих пор, причем в наше время самые тяжелые последствия этого появляются на Украине.
4. Христианская идея общества служения как противовес фашизму
Описанный выше англосаксонский способ ведения бизнеса, не останавливающегося ни перед чем, является несомненным злом. Причем, даже победа над фашизмом не гарантирует человечество от ужасов войны. Поэтому бороться с этим злом нужно не военными методами, сравняв с землей, например, Германию или США. Победить это зло нужно на мировоззренческом поле.
На бытовом уровне англосаксонский способ ведения бизнеса выражается в идее построения общества потребления. Как мы видели в ходе исследования, идея общества потребления, ставящая во главу угла экономические интересы, может привести к чудовищным военным преступлениям и гуманитарным катастрофам. Значит, прежде всего, следует искоренить идею общества потребления, пришедшую в Россию как раз с Запада.
2014 год объявлен в России Годом культуры. В нашей культуре сформировалась идея, которая с успехом может и должна быть противопоставлена идее общества потребления – идея общества служения. Поясним, о чем идет речь.
Идея общества служения близка российскому народу. На Руси общество служения было построено с момента принятия Крещения в 988 году и существовало более тысячи лет. Следы этого «общества служения» до сих пор остались в русском языке. В позапрошлом веке люди, встречаясь, говорили: «К Вашим услугам», или спрашивали: «Чем могу служить?». Мы до сих пор говорим «государственный служащий»; а кому он служит? − народу, слуга народа. Мы говорим: военнослужащий, служащий в полиции (мне служат, моя полиция меня бережет). А до революции вообще почти не употребляли слово «работать», а почти всегда говорили «служить»: врач служит в больнице, учитель служит в гимназии, даже продавец служит в купеческой лавке. Кому служит продавец? − покупателю; кто зашел в лавку, тому и служит.
С момента Крещения Руси в нашем обществе формировался, если угодно, культ служения. Все старались друг другу послужить и находили в этом радость и счастье. Идея общества служения полностью не утрачена нашим народом. Примером тому является та помощь, которая оказывается Россией братскому украинскому народу: Россия отправляет на Украину тысячи тонн гуманитарной помощи и принимает на своей территории сотни тысяч беженцев. Если для США поставки по ленд-лизу – это предмет коммерции, то для России помощь украинскому народу – это предмет служения добру.
Величие и красота идеи общества служения – вот главное оружие против агрессивного англосаксонского способа ведения бизнеса.
Заключение
Итак, в настоящей статье предпринята попытка обоснования следующего предположения: причинами фашизма как государственного режима, а также причинами начала обеих Мировых войн являются интересы крупного бизнеса, осуществляющего свою деятельность, в основном, на территории США.
Основные выводы, полученные в ходе исследования, заключаются в следующем:
1) В силу ряда исторических причин, в XX-XXI веках модель WASP (White Anglo-Saxon Protestant – белый англосаксонский протестант) реализуется крупным бизнесом, находящимся, в основном, в США.
2) Мировоззренческой основой модели WASP является неверно понятое протестантское учение о прощении грехов, приводящее к тому, что смысл и содержание земной жизни человека сводится к достижению материального благополучия.
3) Крупный бизнес, возникший в протестантской среде, со временем стал влиять на политику таких стран, как США и Великобритания, а также на политику других государств англосаксонского мира.
4) Неверно понятое протестантское учение о прощении грехов привело к главенству экономических интересов и сняло многие морально-нравственные ограничения, а накопленный экономический потенциал американского бизнеса дал возможность распространения модели WASP на весь мир. В результате, выразители экономических интересов в рамках модели WASP не остановились перед такими преступлениями, как развязывание мировых войн и поддержка фашистских государственных режимов.
Во введении к настоящей работе было сформулировано следующее противоречие: с одной стороны, человечество осуждает различные проявления экстремизма, такие как война, геноцид, расизм, национализм, фашизм; с другой стороны, даже в наши дни мы можем наблюдать эти явления по всему миру. Это противоречие разрешается путем искоренения агрессивного англосаксонского способа ведения бизнеса. Англосаксонский способ ведения бизнеса (описанная выше модель WASP) должна быть заменена на идею построения общества служения.
В заключение подчеркнем, что полученный вывод не должен служить основанием для межнациональной и межрелигиозной вражды.
Во-первых, не все христиане, в частности, не все протестанты разделяют вышеописанное примитивное понимание прощения грехов.
Во-вторых, не все население англосаксонского мира, в частности, США, имеет отношение к крупному бизнесу.
В-третьих, далеко не для всех людей на земле главенствующими является экономические интересы.
Тем не менее, нельзя недооценивать опасность агрессивной реализации англосаксонского способа ведения бизнеса. Противопоставить этой опасности следует традиционные христианские ценности, которые выражаются в построении общества служения, а не общества потребления.
Список источников и литературы
1. Большая актуальная политическая энциклопедия / Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева. – М.: Эксмо, 2009. – 472 с.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 347 с.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
4. Штрассер Т. Волна. – М.: Детская литература, 1981. – 160 с.
5. Фромм Э. Психология нацизма. Тайна порока или душа просит грязи / Составитель Е.В.Медреш – Харьков: ИКФ «Гриф», 1995. – 460 с.
6. Лютер М. Малый катехизис // http://ess.luter-pv.info/?page_id=110
7. Громыко А.А. Русский мир: понятие, принципы, ценности, структура // http://www.russkiymir.ru/analytics/tables/news/119902/
8. Официальный сайт Генеральной ассамблеи ООН: http://www.un.org/ru/ga/65/docs/65res2.shtml
9. Родин М. Порошенко хочет заменить население Донбасса // http://www.ves.lv/rus/politika/rodin-poroshenko-xochet-zamenit-naselenie-donbassa
10. Усатюк Д.В. Англосаксонский фактор во внешней политике США в начале ХХ века // http://traditio-ru.org
11. http://lib.eparhia-saratov.ru
13. http://ria.ru
18. http://uchebnikionline.com
19. http://www.kp.ru
[1] Большая актуальная политическая энциклопедия/ Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева. – М.: Эксмо, 2009. – с. 288.
[4] Родин М. Порошенко хочет заменить население Донбасса // http://www.ves.lv/rus/politika/rodin-poroshenko-xochet-zamenit-naselenie...
[5] Штрассер Т. Волна. – М.: Детская литература, 1981. – 160 с.
[6] Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2008. – с. 60.
[7] Фромм Э. Психология нацизма. Тайна порока или душа просит грязи / Составитель Е.В. Медреш. – Харьков: ИКФ «Гриф», 1995. – с.181.
[8] Эта мысль приписывается Конфуцию и Сократу. Эту мысль так или иначе высказывали такие философы, как Шарль Монтескье, Георг Гегель, Фридрих Ницше, Иван Ильин и другие.
[16] Официальный сайт Генеральной ассамблеи ООН: http://www.un.org/ru/ga/65/docs/65res2.shtml
[18] Усатюк Д.В. Англосаксонский фактор во внешней политике США в начале ХХ века // http://traditio-ru.org
[19] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – с. 61.
[22] См., напр., Громыко А.А. Русский мир: понятие, принципы, ценности, структура // http://www.russkiymir.ru/analytics/tables/news/119902/
Количество просмотров: 5284 |
Добавить комментарий