Организация учебного исследования в условиях информатизации образовательного процесса (на примере учебного занятия по литературному чтению)

 
 

Зайцева Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МАОУ Гимназия № 10 г. Новосибирска

 

Организация учебного исследования в условиях информатизации образовательного процесса (на примере учебного занятия по литературному чтению)

В последнее время исследовательская деятельность стала одним из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета.

Под исследовательской деятельностью нами понимается деятельность учащихся, связанная с решением детьми творческой, исследовательской задачи, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования: выбор темы, работа с источниками информации, выдвижение гипотезы, сбор фактического материала, систематизация и обобщение полученных данных, подготовка и защита проекта.

Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современной школой.

Во-первых, она изменяет суть преподавания: ученик не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам; учитель же руководит, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося.

Во-вторых, доля самостоятельности ученика в учебной деятельности увеличивается, что в свою очередь повышает качество обучения и делает знания учащегося более прочными.

В-третьих, результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: исследовательская работа, проект, макет, изделие, выполненное руками учащегося и т.п. Всё это позволяет исследователю представить свою работу не только на уроке, но и на конкурсе,  научно-практической конференции.

В гимназии № 10 созданы все условия для включения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность. В школе имеется необходимая материально-техническая база: каждый кабинет оборудован интерактивной доской, компьютером с выходом в интернет, офисной техникой, документ-камерами. Начиная со 2 класса, в учебный план школы включен курс «Проектная деятельность». На уроках учителя активно применяют метод решения проектных задач.

На уроках в начальной школе исследовательская деятельность может быть как отдельным этапом (как метод на этапе объяснения материала или выполнения домашнего задания), так и занимать весь урок, превращая его в урок-исследование, и даже проходить через всю тему, охватывая целый ряд уроков.

Предлагаю вам рассмотреть возможность включения обучающихся в исследовательскую деятельность на примере учебного занятия (литературное чтение) по теме «Русские богатыри» в 4 классе.

Целью урока было научить обучающихся использовать приобретённые знания и умения по теме «Былины» в практической деятельности. Так как во время изучения темы были рассмотрены образы только трех наиболее известных богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича, у детей возникло желание узнать, какие еще богатыри были на Руси и чем они прославились. Для решения этой задачи была создана исследовательская группа.

За неделю до урока-обобщения обучающиеся получили задание собрать в электронном виде материал по теме «Русские богатыри». Задание выполняли по группам:

1. Информация о богатырях.

2. Образ богатырей в живописи.

3. Образ богатырей в музыке.

4. Образ богатырей в кинематографии и мультипликации.

5. Разработать опросник по теме «Знаю ли я русских богатырей.»

В итоге четвероклассниками был разработан и напечатан опросник из трех пунктов. Так как ученики нашей гимназии со 2 класса изучают информатику, то опросники четвероклассники оформили и напечатали на уроках информатики в компьютерном классе.

Опросник по теме «Знаете ли вы русских богатырей?»

1. Поставьте галочку напротив известных вам богатырей.

Святогор

 

Микула Селянинович

 

Вольга Святославович

 

Илья Муромей

 

Никита Кожемяка

 

Добрыня Никитич

 

Алеша Попович

 

Ставр Годиныч

 

2. Соедините имя богатыря с предметом из былин

Святогор                                                          сумочка с землей

Добрыня Никитич                                          сокол

Ставр Годиныч                                               ковш с водой

Вольга Святославович                                   лебедь белая

Илья Муромец                                                кожи

Микула Селянинович                                    гусли

Никита Кожемяка                                          гроб

Алеша Попович                                              женское платье

3. Вставьте имена былинных богатырей.

Увяз в землю…… . Тут ему и конец пришел.

Вольга предложил …. Стать наместником и получать дань с трех городов.

Пошел …. в поле, поймал белого жеребенка-заморыша и кормил его пшеном отборным.

Как увидел … царя, испугался и разом порвал двенадцать кож.

…  грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать.

В двенадцать лет стал  … собирать себе дружинушку.

На уроке ученики работали в группах. Группа исследователей проводила опрос среди своих одноклассников, а также среди гостей, присутствующих на уроке. После проведения опроса, ребята обрабатывали результаты и оформляли их в виде диаграмм в программе PowerPoint на нетбуках.

С результатами опроса члены группы выступили в конце урока. Исследователи представили следующие слайды.

Участники группы отметили, что были очень удивлены полученными данными. Больше всего их удивило то, что даже учителя не владеют полной информацией по теме «Русские богатыри». Исследователи сделали вывод, что эта тема требует дальнейшего изучения и освещения.

Таким образом, включение обучающихся в исследовательскую деятельность способствует развитию их творческих способностей, усилению самостоятельной деятельности, а также глубокому и прочному усвоению знаний обучающихся.

Количество просмотров: 8116  

Добавить комментарий

1. Электронное сопровождение инновационной технологии начального литературного образования как ресурс формирования ключевых компетенций младшего школьника
2. Подготовка обучающихся 8-х и 10-х классов к письменной части ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку с применением дистанционных технологий как одна из форм инновационной деятельности в образовательном процессе
3. Сотовый телефон – инновационное средство обучения
4. Скрайбинг как инструмент визуализации мышления
5. Организация учебного исследования в условиях информатизации образовательного процесса (на примере учебного занятия по литературному чтению)
6. Реализация издательского проекта в условиях информационно-образовательной среды начальной школы
7. Использование интерактивного оборудования логопедом в ДОУ
8. Формирование ИКТ-компетенции на уроках общественно-научных дисциплин как условие развития способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
9. Аудиовизуальная поддержка предъявления результатов проектной деятельности на учебном занятии
10. Дистанционное обучение на уроках обществознания
11. Новыми дорогами в мир искусства и творчества
1. Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении математике в начальной школе ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Буктрейлер как средство повышения читательской активности младших школьников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Семейный интерактивный календарь «Безопасность дорожного движения» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Создание проекта «Новосибирск в цифрах» с использованием инструментов информационно-образовательной среды ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Создание образовательного календаря «Экскурсии в начальной школе» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Использование микроскопа в курсе внеурочной деятельности «Занимательная экология» для учащихся начальной школы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Искусственный интеллект в образовании: использование нейросети GigaChat в обучении младших школьников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Применение инструментов информационно-образовательной среды в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Применение инструментов информационно-образовательной среды в обучении младших школьников на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Мультимедийные инструменты для обучения: опыт применения LearningApps ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Реализация проекта «День Синички» с использованием инструментов информационно-образовательной среды в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Мнемонические приёмы для развития памяти младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Использование новых форматов текста на уроках русского языка и литературы для повышения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Интерактивные игры в информационно-образовательной среде на уроках математики в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Геймификация на уроках окружающего мира в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Воспитательное событие «Правила дорожного движения» с использованием инструментов информационно-образовательной среды в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Создание web-квестов и их использование в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Социально-эмоциональное развитие младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы