Скрайбинг как инструмент визуализации мышления

 
 

Гайдай Людмила Анатольевна,

учитель географии высшей квалификационной категории
МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
Октябрьского района г. Новосибирска

 

Скрайбинг как инструмент визуализации мышления

Учиться никогда не поздно!

Сократ

Новые требования заставляют ориентироваться на будущее. Что нужно современному ребенку? Минимум затрат, максимум результат. Идей по оптимизации образовательного процесса множество. Причем, не забываем о современных средствах ИКТ. Визуализация образовательного процесса дает огромные перспективы развития. Ученик приобретает качества, которые в будущем будут его опорой. Это и логическое, образное, креативное мышление; способность эффективно работать в команде, принимать быстрые практические решения.

Корпорация «Интел» с 3 по 13 сентября 2013 года проводила региональную дистанционную конференцию «Мобильная среда обучения и современное образование». Ознакомившись с программой, меня очень заинтриговала тема по скрайбингу, и я решила пройти мастер-класс: «Скрайбинг как инструмент визуализации мышления».

Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычная лекция. Поэтому сегодня используются разнообразные презентации в формате Power Point. А исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через три дня после проведения лекции слушатели могут воспроизвести 65% содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами.

Но все течет – все изменяется. Вот уже и Power Point и разнообразные он-лайновые сервисы прискучили, и захотелось чего-нибудь "новенького-свеженького". Так в школьную жизнь проник скрайбинг, позаимствованный из бизнес-среды.

У скрайбинга, оказывается, давние корни: он родом из опорных схем и конспектов, представляющих школьные темы в виде таблиц-схем-графиков для удобства запоминания и усвоения информации. ЛОК у Шаталова. Просто скрайберы пошли немножко дальше: скрайб-презентация состоит не столько из схем и диаграмм, сколько из картинок-пиктограмм, иллюстрирующих ключевые понятия выступления.

Скрайбинг – новейшая техника презентации (от английского "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком для британской организации, занимающейся популяризацией научных знаний – RSA. Речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.

Скрайбинг – это графический способ привлечь внимание аудитории и обеспечить её дополнительной информацией. Скрайбинг превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты. Технология не стоит на месте и развивается. Видеоролик о разновидностях скрайбинга: скрайбинг бывает "ручной" и "компьютерный".

10  шагов, чтобы снять свой первый скрайб

1. Тема

2. Коллективная работа

3. Поиск и анализ информации

4. Визуализация, общая композиция

5. Выступление перед классом

6. Рисование

7. Обработка видео и корректировка текста

8. Аудиозапись

9. Обработка видео и представление

10. Публикация проекта

Четыре основных шага для создания скрайба:

1. Составить план работы. Запишите все, что хотите осветить. При желании для удобства можно записывать все на аудионоситель.

2. Проанализируйте все, что хотите сказать и какие визуальные образы хотите использовать для презентации ваших идей. Презентация должна быть понятна не только вам, но и окружающим.

3. Начните процесс визуализации. Не бойтесь использовать как простые рисунки, так и более сложные, а также аудио- и видеоряд. Просчитайте продолжительность всех частей работы.

4. Тайминг является очень важным условием. Помните, что выступления всегда ограничены по времени, и это нужно учитывать, чтобы не осталось деталей, которые вы не успели осветить.

Грамотное сочетание слов и иллюстраций, способное наглядно отобразить основные идеи презентации – это и есть скрайбинг.

Почему мне понравился скрайбинг? Что-то новое и необычное, что привлекает внимание, но зачем он нужен, что он может привнести в обычный урок? Что обычно делают ученики, когда им задают написать реферат или доклад, создать презентацию? Копируют из интернета и часто не только забывают прочитать текст, но даже отформатировать и удалить ссылки. Мне хочется, чтобы ученик не только умел найти информацию и скопировать, а прочитал её из разных источников, проанализировал и на основе этого сделал своё. Интересно проходит соревнование по созданию скрайба по итогам пройденной темы, например, визитная карточка Африки или океана.

Плюсы скрайб-презентации:

1. Необычность, оригинальность.

2. Краткость и образность.

3. Большая степень усвоения материала аудиторией.

Минусы:

1. Большие временные затраты: написания сценария, тренировки в рисовании, озвучка, съемки, монтаж фильма могут занять у вас несколько дней.

2. Технические трудности.

Видео-скрайбинг – один из максимально эффективных, интересных и убедительных способов подачи информации. Длительность видеоролика зависит от содержания материала (от 1 до 10 минут). Эмоциональное воздействие – главная функция видео-скрайба.

Преимущества скрайбинга:

1. Эффективность – за короткий промежуток времени можно доступно и качественно объяснить материал, донести идею.

2. Универсальность визуализации. Язык рисунка понятен всем. Скрайбинг в какой-то степени выступает универсальным языком общения.

3. Минимум затрат – для того, чтобы создать скрайб, необходимы лишь поверхность (доска или лист бумаги) и цветные маркеры. Чтобы заснять, озвучить, смонтировать и выложить в интернет видео, необходимы: компьютер, монитор, колонки, микрофон, экран, камера (допускается использование других гаджетов).

4. Качественное усвоение информации и запоминание ключевых моментов презентации. Взаимосвязь вербальной и визуальной информации помогает легко восстанавливать в памяти прослушанные лекции, доклады, поскольку, как правило, сложная сухая информация преобразуется скрайбером в простые символы и предметы, которые мы встречаем в повседневной жизни.

5. Возможность непрерывного общения со слушателями на протяжении всего выступления.

6. Возможность использовать скрайб (общую картинку, которая получается к концу мероприятия) в дальнейшей работе в качестве обзора всей полученной информации.

7. Эффект параллельного следования – звуковой ряд иллюстрируется образами практически одновременно, что способствует качественному усвоению материала.

PowToon – англоязычный генератор анимационных презентаций – онлайн сервис с набором готовых шаблонов и возможностью создания презентации с "чистого листа".

Если презентация в формате PowerPoint, то все материалы из неё можно перенести в шаблоны сервиса PowToon, позволяющего сделать анимированную презентацию и программы VideoScribe. CoolText – простой онлайн генератор кнопок и надписей из готовых шаблонов. В базе сервиса более 1200 различных шрифтов.

Рекомендации коллегам:

– Создание видео-скрайба – достаточно затратное по времени мероприятие, но результат того стоит.

– Создавать видео-скрайбы могут и сами учащиеся, в каждом классе найдутся дети, которые любят рисовать и заниматься монтажом видео.

– Больше доверять учащимся, давать возможность раскрывать свой талант.

– Скрайбинг – эффективная технология достижения новых образовательных результатов!

– Грамотное сочетание слов и иллюстраций, способное наглядно отобразить основные идеи презентации – это и есть скрайбинг.

 

Моя первая работа в технологии скрайбинг «Тундра» дала понять, что надо знать ещё и английский язык.

Пример подготовки скрайб – презентации («Тундра 1», Гайдай Л.А.)

Тема скрайб-презентации: понятие «тундра»

Тип скрайбинга – компьютерный.

Наименование программных или сетевых средств, которые Вы планируете использовать при создании скрайбинга: сервис для создания скрайбинга – PowToon, MovieMaker и другие.

Цель презентации – наглядно и образно рассказать, что такое тундра.

Сценарий: Тундра – это географический район Земли. Среднегодовая температура ниже нуля градусов, многолетняя мерзлота. Растения: мох, лишайник, безлесная природная зона. Животные: лемминг, северный олень.

http://www.powtoon.com/presentoons/dZyvfErRm5X/edit/# тундра1

http://www.powtoon.com/p/dZyvfErRm5X/ тундра1

Как создавать красивые презентации в Powtoon:

http://www.powtoon.com/my-powtoons/?start=1

http://www.powtoon.com/presentoons/dZyvfErRm5X/edit/

https://www.youtube.com/watch?v=l9IhdBKwgD0

https://www.youtube.com/watch?v=6MPLcrdYA0E циклон

https://www.youtube.com/watch?v=je3t-aUhkKc виды транспорта

· Интервью со скрайбом – http://www.design-management.ru/articles/articles/?id=328

· Скрайбинг как способ визуального мышления - http://zillion.net/ru/blog/35/skraibingh-kak-sposob-vizual-nogho-myshlieniia

· Скрайбинг - новый инструмент для привлечения и удержания внимания (вебинар) http://zillion.net/ru/event/154/skraibingh-novyi-instrumient-dlia-privliechieniia-i-udierzhaniia-vnimaniia

· Скрайбинг в образовательном процессе (самореклама) http://youtu.be/2ZdGA4AuQBM

· Рисуйте, рисуйте простое и сложное: 4 способа создать скрайбинг своими руками http://zillion.net/ru/blog/62/risuitie-risuitie-prostoie-i-slozhnoie-4-sposoba-sozdat-skraibingh-svoimi-rukami

· Учитель скрайбер!? Быть или не быть (советы для начинающих скрайберов) - http://youtu.be/q0fUz9vy0TI

Используемые инструменты ИКТ: компьютер, колонки, проектор, интерактивная доска; программы для создания/редактирования видео – WindowsLive или WindowsMovieMaker; видеохостингYouTube; смартфон/фотоаппара/ видеокамера.

 

Работы моих учеников можно посмотреть на страницах WIKI.nios.ru

https://www.youtube.com/watch?v=BDYZKTmg55A Северный Ледовитый океан

http://prezi.com/bwkp8mobwbzp/?utm_campaign=share&utm_medium=copy Агроклиматические ресурсы

https://www.youtube.com/watch?v=Kru4LZFQU0E Тихий океан 7 Б Демарчук, Муллина, Ткачева

Количество просмотров: 46271  

Комментарии

интересно
очень интеренсно но жаль что я не умею рисовать
Спасибо за интересный и необычный опыт работы.

Страницы

Добавить комментарий

1. Электронное сопровождение инновационной технологии начального литературного образования как ресурс формирования ключевых компетенций младшего школьника
2. Подготовка обучающихся 8-х и 10-х классов к письменной части ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку с применением дистанционных технологий как одна из форм инновационной деятельности в образовательном процессе
3. Сотовый телефон – инновационное средство обучения
4. Скрайбинг как инструмент визуализации мышления
5. Организация учебного исследования в условиях информатизации образовательного процесса (на примере учебного занятия по литературному чтению)
6. Реализация издательского проекта в условиях информационно-образовательной среды начальной школы
7. Использование интерактивного оборудования логопедом в ДОУ
8. Формирование ИКТ-компетенции на уроках общественно-научных дисциплин как условие развития способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
9. Аудиовизуальная поддержка предъявления результатов проектной деятельности на учебном занятии
10. Дистанционное обучение на уроках обществознания
11. Новыми дорогами в мир искусства и творчества
1. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы