Развитие познавательных способностей детей средствами исследовательской деятельности

 
 

Коробкина Надежда Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево Новосибирской области

 

Развитие познавательных способностей детей средствами исследовательской деятельности

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике образования. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, они необходимы каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения нужны современному человеку в самых разных сферах жизни. И его развитие в этом направлении можно и нужно начинать с самого детства.

Достичь устойчивых положительных результатов в развитии познавательных способностей моих воспитанников мне помогают инновационные методы, одним из которых является технология ТРИЗ для дошкольников, направленная на активизацию познавательных способностей детей. А также метод проблемного обучения, который предполагает активную самостоятельную деятельность детей по созданию проблемных ситуаций, их разрешению. Наряду с данными методами активно использую проектный метод. Я считаю проектный метод наиболее эффективным и актуальным, т.к. в его основе лежит собственно исследовательская практика, а не усвоение готовых знаний. Так в процессе работы по данной теме были успешно реализованы проекты «Витаминный калейдоскоп», «Почему каша полезна?», «Путешествие в прошлое».

Исследования влекут ребенка к наблюдениям, опытам. Они дают прочный фундамент для постепенной ориентировки детей в окружающем мире. Работа по реализации проектной деятельности позволила значительно повысить уровень познавательной активности моих воспитанников. Дети успешно и с интересом работают с бумагой, картоном, тканью, глиной, проводят опыты и эксперименты с водой, магнитом.

Отношения с детьми строго на основе партнерства, это позволяет детям проявлять собственную исследовательскую активность. При этом использую разные виды деятельности: образовательную, совместную деятельность, самостоятельную.

Свои задачи я осуществляю через игровую деятельность с включением детей в различные виды творческой и практической деятельности в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, практические полезные дела. Я выступаю как равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Стараюсь в течение дня поддерживать интерес у детей к изучению социальной действительности и ближайшего окружения. На прогулке наблюдали за насекомыми нашего участка, в лаборатории рассматривали строение муравья. В уголке творчества дети рисовали, лепили насекомых. В уголке «Познавайка» дети нашли описания жизни муравьев в муравейнике.

Один из способов развития познавательно-исследовательской деятельности – это умение видеть проблемы, учить выделять их, «смотреть на мир чужими глазами», для этого подбираю такие задания и упражнения, чтобы ребенок сумел увидеть проблему. Например, предлагаю детям продолжить рассказ, сделать несколькими способами. Представить, что ты гуляешь во дворе с друзьями, как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представить, что ты летчик, отправляющийся в полет; зайчик в лесу. Таким образом, учу смотреть на одни и те же явления с разных точек зрения. Или еще такое задание: «Сколько значений у предмета» (мел, карандаш – найти их применения). При выполнении таких заданий поощряю самые оригинальные и неожиданные версии, но засчитываю варианты, которые действительно проблемные. Также помогают детям видеть проблему путем наблюдения и элементарного анализа действительности. Почему светит солнце? Почему попугаи могут разговаривать? В этом случае учу детей наблюдать за живыми и неживыми объектами. Часто даю такого типа задание, как «Наблюдение очевидного», «Наблюдения настроения». Эти наблюдения направлены на исследования эмоций, чувств. Изучения внутреннего состояния и их описания.

 

Для детских исследований, направленных на развитие мышления, важно вырабатывать гипотезы и чем больше их, тем лучше. Чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться размышлять и задавать вопросы.

Следует отметить, что делая предположения, обычно использую следующие слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если… Задание типа «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых заветных желания каждого человека на земле?» «Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов, слоны меньше кошек, чтобы произошло?».

Любой исследователь должен уметь задавать вопросы. Для этого предлагаю картинки с изображениями животных, людей, предлагаю задавать вопросы изображенным, либо от имени изображенного задавать вопросы.

Наука не стоит на месте и постоянно развивающие знания часто противоречат старым понятиям. Поэтому детей знакомлю с парадоксами. Например: провожу простой эксперимент – отпускаю железные предметы в воду. Они естественно тонут. Спрашиваю детей, из чего сделаны корабли, а почему они не тонут?

Самым любимым для детей в исследовательской деятельности являются опыты и эксперименты, где предполагаются практические действия с целью проверки и сравнения. Непосредственный контакт с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качество, побуждают любознательность, желание узнавать больше. Для этого в группе оборудованная детская лаборатория, составлен план работы детской лаборатории.

Результаты, выводы опытов, экспериментов вместе с детьми фиксируем в протоколах. Также стимулом к исследованию для нас становятся и события, происходящие в жизни группы, интересующие большую часть детей. Я принесла в группу свою коллекцию значков. С увлечением подключились другие дети и родители. Необходимо отметить, что значительных положительных результатов можно добиться при условии тесного взаимодействия с родителями. Анализ работы в данном направлении показал, что системный подход в работе по развитию познавательных способностей детей позволяет добиться положительных результатов.

Таким образом, к подготовительной группе у детей сформировалась способность самостоятельно формулировать проблему и находить пути решения, повысился уровень познавательной активности, пополнился багаж знаний воспитанников.

Количество просмотров: 14636  

Добавить комментарий

1. Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»
2. Все работы хороши, выбирай на вкус
3. Формирование основ экологической культуры дошкольников через активные формы взаимодействия взрослого и ребенка
4. Использование метода проектов в образовательном процессе ДОУ
5. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
6. Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности
7. Развитие познавательных способностей детей средствами исследовательской деятельности
8. Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности
9. Предпосылки нарушений письменной речи у детей 6-7 лет
10. Художественно-эстетическое воспитание детей с общим недоразвитием речи через музыкальную деятельность
11. Развитие речи детей через театрализованную деятельность
12. Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности
13. Интернет-ресурс «Всероссийская ассоциация профессиональных сетевых сообществ дошкольного образования»: актуальность внедрения и обзор ресурса
14. Проектная деятельность как метод взаимодействия педагогов и родителей
15. Ребенок – центр образовательного процесса
1. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы