Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС

 
 

Квитка Марианна Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Лицея № 185 Октябрьского района г. Новосибирска

 

Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС

В последнее время объём знаний, умений и навыков, заложенный в школьной программе, все увеличивается, а количество часов, отведенное на изучение и закрепление этих знаний, уменьшается. Учащиеся 5 класса входят в период адаптации после начальной школы, и поэтому требуется особое внимание со стороны учителя. Учащиеся обладают разным интеллектуальным и творческим потенциалом, что выявляется в процессе контроля успеваемости. Вследствие этого подбираю материал, планирую уроки, учитывая особенности каждого ребенка, т.е. осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении.

В современной школе ученик является субъектом образовательного процесса, ему принадлежит ведущая роль: он анализирует, сопоставляет, делает выводы; он находится в позиции исследователя. Считаю, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска. Л.Н. Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». В своей работе опираюсь на то, что главная задача школы – не только дать знания учащимся, но и привить интерес к обучению, «научить учиться», а также очень важно развивать способность к творчеству (креативность). Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. «Мышление начинается с удивления», – говорил Аристотель. Формирование интереса – одна из важнейших составных частей обучения. Чтобы вызвать, поддерживать и развивать интерес к предмету создаю элементы новизны на уроке; использую различные средства обучения, в том числе и ТСО, применяю ИКТ; подбираю содержание дидактического материала; применяю элементы занимательности, а также разнообразные формы ведения уроков. Но особенно, по моему мнению, повышает интерес к предмету применение игровой деятельности. Таким образом, реализую требования к современному уроку, используя в совокупности элементы образовательных технологий, но важной тенденцией в построении урока для школьников среднего звена считаю использование игровой технологии. Я ставлю перед собой следующие задачи:

1) создавать ситуацию педагогического общения через игровую деятельность;

2) формировать у учащихся учебные умения в процессе игры, применяемые в учебном процессе определенные дидактические навыки;

3) научить школьников:

– целеполаганию и планированию деятельности;

– поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

– практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

– самоанализу и рефлексии.

Решению этих задач способствует применение игровой технологии на уроках русского языка. Я использую игру как вид деятельности на уроке, т.е. в качестве его фрагмента. Как нетрадиционную форму организации учебного процесса, т.е. в качестве технологии урока; а также технологии внеклассной работы.

Выбор игровой деятельности обусловлен её функциями:

-игра является средством повышения интереса к предмету;

-является средством обучения (решает дидактические задачи);

-развивает творческие способности, самостоятельность, инициативность учащихся.

Л.В. Петрановская считает, что игра – это метод, словно специально созданный для развития творческих способностей. В игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, способен творить и познавать в творчестве. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира». Поэтому игра признается не забавой для ребенка, а эффективным средством активизации учебной деятельности. Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы и, конечно, повышению интереса ребенка к уроку. С другой стороны, эти игры решают определенную дидактическую задачу: изучения нового материала или повторения и закрепления пройденного, формирования учебных умений и навыков.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игру можно использовать при изучении любой темы, стоит только внести в урок элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль. Ребята могут выступать в роли журналистов, актеров, писателей, исследователей и даже продавцов (урок-игра «Магазин слов»).

Любое задание, уже немного надоевшее, можно, используя, игровой прием, превратить в увлекательное занятие. Например, простое задание отредактировать текст можно преподнести с несколько иной точки зрения: “Представьте, что вы редактор детского журнала . вам принесли рукопись молодого автора, где допущено столько ошибок… В общем, только Вам под силу все привести в должный порядок!” В глазах у ребят появляется огонек, и они, посмотрев по-новому на самое обычное задание, приступают к работе.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям: дидактическая цель ставится в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Так, например, урок-путешествие «Мастерская суффиксов». В начале урока ставится дидактическая цель в игровой форме (будем путешествовать и искать ответы на вопросы), в ходе урока выполняются упражнения по определенным правилам игры (путешествуем по улицам и заселяем пустые домики суффиксами, параллельно формулируя их значения и приводя примеры). Каждое задание выполняется по группам, внося элемент соревновательности, затем подсчитываются баллы для каждой группы и подводятся итоги. В конце занятия отвечаем на вопросы, поставленные в начале игры. Таким образом, дети в процессе игры сами добывают знания, они учатся целеполаганию, поиску информации, обращаясь к учебнику, к своему опыту, и в конце урока, подводя итоги, учатся самоанализу и рефлексии.

Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении русскому языку:

– Происходит раскрепощение в поведении ребенка, а в связи с этим появляется большая потребность в творческой самоактуализации личности:

– Возможно создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие познавательных интересов учащихся;

– Происходит развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной, так и двигательной сферы детей.

Существует несколько классификаций игр. Я применяю игры-головоломки или словесные игры в качестве элементов урока. Такие игровые задания широко представлены в рабочей тетради Богдановой, а также я пользуюсь дополнительными источниками, занимательным дидактическим материалом, который готовлю в распечатанном виде, либо в презентации на экране с помощью компьютера. При изучении фонетики активно использую словесные игры. Метаграммы («Кто больше?», «Превращения», «Составь слово», «Бестолковый словарь») развивают внимание, учат вчитываться в слово. Палиндромы («Слова наоборот», «Предложения наоборот», «Рачьи стихи») прививают интерес к творчеству, анаграммы обогащают словарный запас, развивают чувство юмора. Игры «Четвертое лишнее», «Кто больше?» (Приложение 4) можно применять при изучении любого раздела языка, игра «Составь слово» при повторении и изучении словообразования и фонетики. В разделе Лексика для закрепления понятий "омонимы" и "многозначные слова" использую следующие игровые задания. Надо отгадать омоним по определению значений. Учащиеся дают определения так, чтобы требовалось подумать над ответом. Например, слову глава можно дать определения: старинное название одной из частей человеческого тела, бывает в коллективе, есть в романе и в учебнике. С омонимами составляем загадки, «хитрые вопросы», шутки. Например, Когда лошадь покупают, какая она бывает? Играем разными значениями слов: не везет (нет удачи – не перемещает предмет), дорогой (любимый – имеющий высокую цену) и т.п. Закреплению знаний по орфографии способствует игра «Найди пару». На доске столбиком записаны слова с разными орфограммами. Затем зачитываются другие слова, а учащиеся записывают их напротив слов на такое же правило. Эта игра помогает развивать аналитические способности, формировать орфографическую зоркость. Очень любят дети разгадывать ребусы и составлять сами. Особый эффект дает ребус, если зашифровать в него словарное слово или термин. Разгадав такой ребус, ученики лучше запомнят написание слов. Шарады немного похожи на ребусы, они помогают всмотреться в слова, увидеть в них нечто новое, неожиданное. Интерес вызывает не только отгадывание шарад, но и их составление. Для этого группам (командам) заранее предлагается  найти в словаре пять слов, которые можно разделить на значимые части. На уроке команды коллективно сочиняют шарады и загадывают их соперникам. Более сложный вид шарад, логогриф, используется реже и, как правило, разбирается вместе с детьми подробнее. Самая популярная игра – это кроссворд. Я использую кроссворды на уроках-праздниках в завершение изучения раздела. Составляются кроссворды из словарных слов, слов на изученные орфограммы, а также из терминов и понятий изученной темы. Они помогают расширить словарный запас и приучают детей к самостоятельной работе с толковыми словарями.

Ролевые, сюжетные игры использую в качестве целого занятия. Для учащихся среднего звена чаще использую сюжетные игры. В подготовке таких уроков активное участие принимают дети: помогают изготовить реквизит для занятия (карты, портреты, гербы…), составляют кроссворды, сочиняют грамматические сказки, готовятся выполнять определенные роли. Например, урок-путешествие «Мастерская суффиксов», урок «Путешествие в Соединенные Штаты Языкознания», урок-соревнование при повторении темы «Морфемика», уроки «Праздник Имени Существительного», «Праздник Имени Прилагательного» и т.п. Урок-ролевая игра «Магазин слов» интересен тем, что в нем используется коммуникативная ситуация. И в процессе подготовки активно участвуют дети. Учитель играет роль организатора учебной деятельности. Ученики как бы сами добывают знания. Использую игры Л. Петрановской: «Классификация», «Сравнения», «Автопортрет», «Сериал».

Игровая деятельность предполагает различные формы организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая. Эти формы организации учебной деятельности способствуют формированию коммуникативных навыков, дискуссионной культуры учащихся, диалогизации учебного процесса. Групповая работа, или обучение в сотрудничестве – это модель организации деятельности учащихся в составе малых групп, при которой все они вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого.

Компьютерная поддержка уроков русского языка органически включается в систему традиционных средств обучения, создает комфортные эмоционально-психологические условия для обучения, повышает уровень наглядности, вызывает интерес учащихся на уроке, а также позволяет экономить время. Так, в 5 классе при изучении темы «Спряжение глагола» я использовала как фрагмент урока слайд-программу «Сказку о спряжении», которую составляла в занимательной форме, с использованием таблиц и заданий для учащихся. Такая форма объяснения нового материала вызывает оживление учащихся, а значит и более качественное его усвоение.

Для осуществления обратной связи и объективного контроля в структуре урока учитываю возможность использования разных видов текущих проверочных и контрольных работ, которые дают возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и в соответствии с полученными результатами корректировать свою работу. В процессе игры контроль и оценка знаний происходит  при выполнении конкурсных заданий, письменных работ как индивидуальных, так и групповых. Каждой группе выдается задание, но каждый участник выполняет свою работу, которая впоследствии и оценивается. Конкурсные задания проводятся в виде тестов, творческих работ (написание мини-сочинения на заданную тему), изложений, работ по языковому анализу текста, проведения «удивительных диктантов». Сборник Удивительных Диктантов составляют сами учащиеся. Диктанты могут состоять из словарных слов, из слов-исключений, из слов на определенный вид орфограммы в форме занимательного текста.

Классификации игр.

По времени и условиям проведения (объёму) игры делятся на урок-игру, игру – элемент урока, игру – внеклассное мероприятие.

По особенностям содержания и форм проведения выделяют:

– ролевые (игры-импровизации, деловые игры);

– сюжетные (урок-соревнование, урок-путешествие, урок-праздник);

– имитационные;

– игры-драматизации;

– настольные игры (лото, домино);

– игры-головоломки, или словесные игры (ребусы, кроссворды, загадки, анаграммы, метаграммы, палиндромы, шарады, логогрифы);

– предметные.

По количеству участников игры – парные, групповые, общеклассные.

По доминирующему признаку – развивающие: восприятие, мышление, познавательные интересы, внимание.

Классификация игр Л. Петрановской, в которой игры объединены в группы в соответствии с общей методической целью – развитием определенной грани способностей.

1) учебные – наиболее простые и традиционные, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;

2) комбинаторные – играющий работает с материальной стороной языкового знака (слова). Требуются умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, эти игры существенно активизируют словарный запас (гибриды);

3) аналитические – игры, развивающие аналитическое мышление, помогают приобрести навык логического анализа, научающие видеть закономерности, общность и развитие, причину и следствие (классификация);

4) ассоциативные – обращаются к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намёка (сравнения);

5) контекстные – привлекают внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивают способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот, передавать информацию разными способами (автопортрет);

6) языковые – эксперименты с языковыми единицами и закономерностями (шифр);

7) творческие задания – задания на сочинительство с соблюдением некоторых условий, они способствуют развитию фантазии и изобретательности в использовании средств языка, а также способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу (сериал).

Приложение. Урок-путешествие «Мастерская суффиксов»

Литература

1. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. – Издательство МИРОС МАИК, 2000.

2. Селевко Г.К. Игровые технологии // Школьные технологии, № 4, 2006.

Работаю в пятых классах по комплекту учебников:

Русский язык: учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений/ (Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) – М.: Просвещение, 2012.

Литература: учебник для 5-го класса общеобразоват. учреждений/ (авт.-сост. В.Я. Коровина и др.). – М.: Просвещение, 2012.

Дополнительно использую:

Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса. В 2-х ч. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2012.

Дополнительная литература:

В 5 классах при объяснении нового материала использую литературу, в которой занимательность становится ведущим принципом изложения: Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. Русский язык. Учебник для 5-го класса. М.: ВЛАДОС, 2001;

На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку. Книга для учащихся. Под ред. Л.Д. Чесноковой. М.: Просвещение, 1996;

Т.Ю. Угроватова. Подсказки на каждый день. М.: ВЛАДОС, 1996.;

Т. Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол», «Здравствуй, Имя Существительное»…;

В. Волина «Игры в рифмы».

Количество просмотров: 30764  

Добавить комментарий

1. Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС нового поколения
2. Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС
3. Стратегии смыслового чтения. Ромашка Блума
4. Проведение интегрированного урока (биология и литература) в рамках ФГОС ООО
5. Решение текстовых задач на уроках математики в начальной школе с использованием приёмов смыслового чтения
6. «Сдать ЕГЭ хорошо – сложно, но мы это сделаем». Подготовка школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию. (Опыт репетитора)
7. Применение универсальных листов контроля в преподавании истории (5 класс)
8. Нетрадиционные уроки как одна из форм обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС
9. Виртуальный эксперимент и его использование в обучении химии
10. Карта учета индивидуальных достижений учащихся на уроках физики
11. Уроки введения нового знания на основе исследовательской деятельности учащихся
1. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы