К изучению темы «Голос в литературном произведении»

 
 

Колмакова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

К изучению темы «Голос в литературном произведении»

А. С. Пушкин

Золото и булат

«Всё моё», — сказало злато;

«Всё моё», — сказал булат.

«Всё куплю», — сказало злато;

«Всё возьму», — сказал булат.

1. Сколько голосов вы слышите в этом стихотворении?

2. Чем разнятся эти голоса?

Что вы уже можете сказать о голосе в литературном произведении?

Задание.

Прочтите несколько фрагментов из одного литературного произведения. Определите, кому из действующих лиц принадлежат эти фразы.

1. «Слава Богу, — ворчал он про себя, — кажется, дитя умыт, причёсан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»

2. «Никто не встретил меня. Я пошёл в сени и отворил дверь в переднюю. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплатку на локоть зелёного мундира. Я велел ему доложить обо мне».

3. «Вскоре Пётр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии. В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке».

Вы, конечно же, узнали, кому принадлежат эти слова. А может ли человек, не читавший произведение, определить, что эти фразы принадлежат разным лицам повести? По каким признакам?

В этих трёх фрагментах звучат три разных голоса повести.

Голос в художественном произведении воплощает определённый взгляд на мир, жизненную позицию, является своеобразным портретом персонажа, повествователя, героя, характеризует их уровень интеллекта, развития, культуры, выражает отношения героев к событиям, описанным в произведении. Читатель, в зависимости от того, какой голос он слышит, проникается определёнными чувствами к изображаемому. В произведении может быть столько голосов, сколько в нём представлено действующих лиц или героев, а может быть больше или меньше.

Задание.

Прочтите стихотворение Ф.И. Тютчева «Два голоса». Подумайте, почему оно так озаглавлено? Кому принадлежат эти два голоса? Обратите внимание на повторы и оппозиции в этом тексте.

Ф. И. Тютчев

Два голоса

1

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

Над вами светила молчат в вышине,

Под вами могилы — молчат и оне.

Пусть в горнем Олимпе блаженствуют боги:

Бессмертье их чуждо труда и тревоги;

Тревога и труд лишь для смертных сердец...

Для них нет победы, для них есть конец.

2

Мужайтесь, боритесь, о храбрые други,

Как бой ни жесток, ни упорна борьба!

Над вами безмолвные звёздные круги.

Под вами немые, глухие гроба.

Пускай олимпийцы завистливым оком

 Глядят на борьбу непреклонных сердец.

Кто, ратуя, пал, побеждённый лишь Роком,

Тот вырвал из рук их победный венец.

Вопросы:

1. Как «ведут» себя в тексте повторяющиеся слова? Меняется ли их позиция в строке, меняются ли характеризующие их определения? Почему?

2. Почему, на ваш взгляд, слово «пусть» в первом голосе заменено словом «пускай» во втором?

3. Первая часть завершается словом «конец», вторая — словом «венец». Каким образом каждое из этих слов влияет на интерпретацию события тем или иным голосом?

4. О какой победе идёт речь?

5. Почему именно в таком порядке располагаются голоса? Попробуйте переставить голоса. Что получится? Чья позиция, мировоззрение, голос обнаруживается в таком порядке частей?

Задание. Прочтите басню И.А. Крылова «Кукушка и петух», ответьте на вопросы:

1. Сколько голосов вы услышали в басне?

2. Это одинаковые голоса или разные?

3. Почему реплики Кукушки и Петуха не сопровождаются словами автора?

4. Чей голос слышен в морали басни?

Голос автора

Автор, от лат. auctor — виновник, основатель, сочинитель

А.С. Пушкин

Надпись на стене больницы

Вот здесь лежит больной студент;

Его судьба неумолима.

Несите прочь медикамент:

Болезнь любви неизлечима!

1817 (Лицей)

Попытайтесь представить А.С. Пушкина, когда он пишет только что прочитанное вами стихотворение, и А.С. Пушкина за рукописью «Капитанской дочки». Опишите свои представления. Наверняка в вашем сознании возникли разные образы.

Реально живущий и пишущий художественные произведения человек, биографический автор, меняется, но запечатлевает свой образ в созданных им творениях. Бывает, что писатель через некоторое время не согласен с высказанными ранее суждениями или способом их изложения, но произведение уже создано, мысли и чувства писателя, его взгляд на мир живут в тексте и уже не зависят от настоящей воли автора. У одного и того же писателя в разное время в разных произведениях отображены различные идеи, настроения, умозрения. Поэтому правильнее говорить об ОБРАЗЕ АВТОРА в художественном тексте. В дальнейшем, говоря об авторе, мы будем понимать под этим образ автора.

Автор творит, воссоздает в своем произведении новый, особый мир, и чтобы читатель увидел, почувствовал, понял мир произведения, писатель пользуется разными видами повествования. В некоторых случаях автор изображает мир от имени определенного лица, как бы передает свои полномочия рассказчику, повествователю, образ которого сближает автора и читателя.

Повествовательное изложение может быть выражено в форме дневниковых записей, мемуаров, писем, исповеди.

Как вы думаете, в произведениях какого рода литературы образ автора и биографический автор наиболее близки?

Задание.

Прочтите поэтические размышления Булата Окуджавы о себе как авторе и о поэте, его лирическом герое. Каков голос автора в первом и во втором стихотворениях?

Б. Окуджава

Я пишу историческим роман

В склянке темного стекла

из-под импортного пива

Роза красная цвела

гордо и неторопливо.

Исторический роман

сочинял я понемногу,

Пробиваясь, как в туман,

от пролога к эпилогу.

Были дали голубы,

было вымысла в избытке,

И из собственной судьбы

я выдергивал по нитке.

В путь героев снаряжал,

наводил о прошлом справки

и поручиком в отставке

 сам себя воображал.

Вымысел не есть обман.

Замысел — еще не точка.

Дайте дописать роман

до последнего листочка.

И пока еще жива

роза красная в бутылке,

дайте выкрикнуть слова,

что давно лежат в копилке:

Каждый пишет, как он слышит.

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

не стараясь угодить...

Так природа захотела.

Почему? Не наше дело.

Для чего? Не нам судить.

 

Б. Окуджава

У поэта соперников нету

ни на улице и ни в судьбе.

И когда он кричит всему свету,

что он не о вас — о себе.

Руки тонкие к небу возносит,

жизнь и силы по капле губя.

Догорает, прощения просит:

это он не за вас — за себя.

Но когда достигает предела

и душа отлетает во тьму...

Поле пройдено. Сделано дело.

Вам решать: для чего и кому.

То ли мед, то ли горькая чаша,

то ли адский огонь, то ли храм...

Все, что было его, —

нынче ваше Все для вас.

Посвящается вам.

Количество просмотров: 11425  

Добавить комментарий

1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы