Подготовка к олимпиадам по литературе

 
 

Перковская Галина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 5 г. Черногорска Республики Хакасии

 

Подготовка к олимпиадам по литературе

Роль олимпиад в образовании и науке. Олимпиады способствуют привлечению большего числа школьников к серьезному изучению литературы и содействуют повышению уровня преподавания литературы в школе. Подготовка к олимпиадам часто является основой различных внеурочных занятий: кружков, факультативов, предметных конференций. Олимпиадные задания помогают выявить не только наиболее одаренных учеников, но и людей, умеющих решать нестандартные задачи.

Важно, что победители и призеры разных этапов олимпиад имеют льготы при поступлении в вузы. Таким образом, олимпиады являются реальной альтернативой ЕГЭ.

В содержании олимпиадных заданий отражаются достижения современной науки, значит, осуществляется взаимообратная связь олимпиадного движения и развития науки.

Методика подготовки и проведения олимпиад различного уровня

Организация литературных олимпиад: от простого к сложному.

Положение о Всероссийской олимпиаде школьников от 2007 года предусматривает четыре этапа литературной олимпиады: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. На олимпиаде по литературе (региональный этап) будут 2 варианта заданий. 1 вариант – комплексный анализ прозаического текста, 2 вариант – сравнительный анализ стихотворений.

Не достаточно просто разработать комплекты заданий. Олимпиада любого уровня – это результат долгой, кропотливой работы многих людей, поэтому организации каждого этапа нужно уделять должное внимание.

Подготовительная, основная и заключительная стадии организации олимпиад

Подготовительная стадия. Первый этап олимпиады – это школьный тур. Привлекать ребят к школьной олимпиаде нужно по принципу добровольности. Для возникновения интереса к олимпиаде можно создать выставку научно-популярной и учебной дополнительной литературы. При наличии дополнительных занятий и факультативов нужно разбирать на них варианты олимпиадных заданий, если дополнительных занятий нет, необходимо провести 1-2 занятия для тех, кто собирается участвовать в олимпиаде: ознакомить с целями олимпиады, регламентом проведения, с примерами заданий.

Число заданий в школьном туре может быть больше, чем на других этапах (более шести). Уровень сложности заданий в школьном этапе должен быть доступен для большинства ребят, но задания должны отличаться от контрольной работы необычностью постановки вопроса, носить занимательный характер, для решений предполагается применение нестандартных приемов.

Основная стадия. Школьный этап олимпиады проводится после уроков. Школьники садятся так, чтобы вместе не сидели  ребята из одного класса. На теоретический тур отводится не более 4 астрономических часов, если это невозможно, то в комплект заданий нужно включать задачу, требующую мысленного эксперимента.

Призеры и победители школьного этапа определяются по результатам, сведенным в ранжированные таблицы по параллелям (по мере убывания количества баллов). Участники, набравшие менее половины от максимального количества баллов, не могут являться победителями и призерами.

Заключительная стадия. С целью повышения эффективности школьного тура целесообразно провести разбор заданий, решений и анализ допущенных ошибок и неточностей. Учитель составляет отчет, к которому прилагает: списки учащихся, отобранных на муниципальный этап; сводные ведомости результатов по каждому классу; условия, решения и система оценивания задач, по которым проводился школьный этап.

Важную роль при разработке олимпиадных задач играют межпредметные связи. Нельзя рассматривать литературу в отрыве от других наук.

Классификация олимпиадных заданий:

Анализ художественного произведения

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Анализ прозаического литературного произведения

Анализ поэтического произведения

Методические требования к олимпиадным задачам:

– Содержание заданий должно опираться на примерную программу содержания ВОШ соответствующего класса.

– Задания должны нести познавательную нагрузку.

– Задания и вопросы желательно составлять и формулировать оригинально.

– Задания должны быть сформулировано четко.

– Вопросы формулируются четко, на их основе строится система оценивания задачи.

На первом и втором этапах проведение экспериментального тура связано с методическими трудностями проведения этого тура.

Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах

Подготовка к участию в олимпиаде – это большая творческая работа учителя и ученика. До ученика необходимо довести систему олимпиад, показать, что их ждет в случае победы в олимпиаде, разбудить в ученике честолюбие, но не гордыню. Ученики, способные решать олимпиадные задачи, зачастую обладают завышенным самомнением. Таких ребят нужно привлекать для помощи отстающим.

Для начала одаренным ребятам нужно предлагать для чтения интересную литературу, разрешать, написание сочинений. Затем планируются внеурочные занятия. Можно предложить ученику составить олимпиадные задания для других. На занятиях обращать внимание на типичные ошибки при разборе заданий.

Организационно-методическая работа учителя-наставника

Для подготовки ребят к олимпиадам учитель-наставник подбирает задания и составляет план работы; определяет тематику каждого занятия. Для этого необходимо иметь материалы олимпиад различного уровня прошлых лет, вузовские учебники и учебники для углубленного изучения литературы, специализированную литературу.

Учитель готовит задания первого (школьного) этапа. Задачи обсуждаются на школьных и городских методических объединениях. Постепенно у учителя накапливается картотека олимпиадных заданий.

Важная часть работы – это выработка системы оценивания. Основа здесь – поэлементный анализ. С выбором элементов оценивания возникают сложности, так как задания носят творческий характер и путей получения ответов может быть несколько. Система оценок должна быть гибкой и сводящей к минимуму субъективность проверки.

После проведения школьного этапа учитель разбирает с ребятами задания и ошибки, допущенные каждым на олимпиаде.

Система работы по подготовке и проведению олимпиад Перковской Г.А.

В начале учебного года в каждой параллели я выявляю ребят, которые хотели бы участвовать в олимпиаде по литературе. Строго придерживаюсь принципа добровольности. С этими ребятами начинаю подготовительную работу.  При решении заданий на факультативе обязательно проговариваю, какой балл имеет задание, отмечаю элементы оценивания.

Перед школьным туром олимпиады по возможности даю задания всем желающим для заочного тура. Причем, провожу заочный тур по-разному. Или это задания для каждой параллели с указанием баллов за каждое задание, или это общий лист с заданиями, где указано, для какого класса предназначено каждое задание, но каждый может решать задания не только для своей параллели. Причем, взяв задание заочного тура, ученик не обязательно должен участвовать в очном туре. Многие ребята берут задание просто для того, чтобы попробовать свои силы. В заданиях заочного тура обязательно число «утешительных» заданий больше, чем на очном туре. Это ставит в положение успеха даже не самых одаренных ребят. По договоренности с ребятами за успешное выполнение заданий заочного тура я выставляю им оценки в журнал.

Школьный очный тур провожу обязательно после уроков. Принцип добровольности сохраняется.

Используемая литература:

1. Гиршман М.М. Ритмическая композиция и стилевое своеобразие прозаических произведений («После бала», «Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстого; «Кроткая» Ф.М. Достоевского; «Студент» А.П. Чехова) и др. // Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2002, С.314-407.

2. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С.133-270.

3. Мурьянов М.Ф. Вопросы интерпретации антологической лирики (Стихотворение Пушкина «В крови горит огонь желанья») // Анализ литературного произведения. Л., 1976. С.173-212; Анализ одного стихотворения. Л.,1985; Гиршман М.М. Ритмическая композиция и стилевое своеобразие стихотворных произведений // Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2002, С.215-247; Бройтман С.Н. Тайная поэтика А.С. Пушкина. Тверь. 2002. С.13-43 (см.: А. Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Для берегов отчизны дальней», «Что в имени тебе моем?»).

4. Якобсон Р. Стихи Пушкина о деве-статуе, вакханке и смиреннице; О «стихах, сочиненных ночью во время бессонницы», Фактура одного четверостишия Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 181-197; С.198-205; С.210-212.

Приложение. Анализ художественного произведения

Количество просмотров: 16091  

Добавить комментарий

1. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Кейс заданий по информатике, вызывающих затруднения при подготовке к ОГЭ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Не теряя энтузиазма ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Продолжая семейные традиции ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы