Методическая разработка заседания круглого стола по теме: «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов»
Ход заседания:
1. Профессиональный стандарт педагога – ресурс развития педагогической компетентности.
Изменилось время, изменились дети. Сегодня от педагогов требуются новые умения – это основные причины принятия и введения стандарта педагога. Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире, инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Появление профессиональных стандартов – это не новинка, придуманная именно в России, а сложившаяся мировая практика. Профессиональный стандарт педагога – это помощник, который определит индивидуальную траекторию профессионального развития и мотивирует педагога на саморазвитие, обеспечивает координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
Цель применения профстандарта педагога:
– Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания ребенка.
– Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
– Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиям.
– Содействовать вовлечению педагога в решение задачи по повышению качества образования.
В ходе работы круглого стола после обсуждения первого вопроса педагогам было предложено провести самоанализ по определенным требованиям профстандарта, оценить и ранжировать дефицит профессиональных компетенций, продумать план их устранения. Результат работы представить в виде таблицы.
Итак, для того, чтобы быть грамотным специалистом, необходимо:
– непрерывно обучаться;
– личностно и профессионально развиваться;
– владеть педагогическими компетенциями, отражающими специфику работы.
2. Между прошлым и будущим (основные этапы работы школы в разные временные промежутки).
Образование – неотъемлемая часть существующей действительности, эпохи. Педагоги нашей школы всегда старались жить в ногу со временем, они активно включились в процесс внедрения инноваций. Какие же изменения происходили в образовательном процессе нашей школы и как они происходили?
В советское время учителя нашей школы активно занимались экспериментальной деятельностью. В пятидесятые годы учёный-дефектолог Сергей Александрович Зыков проводил исследования по первоначальному обучению глухих словесной речи, обучению глухих речи в связи с деятельностью. Педагоги нашей школы принимали активное участие в практическом применении наработок учёного.
В период 90-х годов начали возникать разнообразные инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения.
С 2002 года школа является экспериментальной площадкой по применению информационных технологий.
В 2011 году школа (единственная из всех коррекционных школ НСО) вступила в проект по «Внедрению модели управления качеством образования в образовательных учреждениях Новосибирской области».
В 2017 году наша школа получила статус инновационной площадки по реализации проекта Ресурсного центра.
Таким образом, развитие науки, достижения медицины, новые тенденции в образовании детей с проблемами слуха являются приоритетными направлениями экспериментальной и инновационной деятельности педагогов нашей школы. Мы продолжаем славные традиции педагогов прошлого.
3. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации инновационной деятельности коррекционного образовательного учреждения.
Как мы уже говорили неоднократно, сегодня меняются требования к школе:
– школа до 2009 года – базовые интеллектуальные навыки, картина мира, подготовка к выбору профессии;
– школа 2020 – ФГОС НОО, ООО, СОО ФГОС ОВЗ – способность к самообразованию, коммуникативные компетенции, умение работать с большими объемами информации, использование ИКТ.
Главная задача комплексной информатизации образования – формирование единого информационного образовательного пространства, способного предоставить всем участникам образовательного процесса достаточный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам, а также расширить возможность использования современных информационных технологий в педагогической деятельности с целью повышения ее эффективности.
Появление специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых коммуникаций в самых разнообразных масштабах от класса до Интернета, создание интерактивных обучающих программ и тренажеров – все это вместе открывает перед обучающимися спектр учебных действий, который полностью видоизменяет учебный процесс.
В нашей школе каждый кабинет оснащен компьютерами, документ-камерами, интерактивными досками, различными мультимедийными пособиями, во всех кабинетах имеется доступ к сети Интернет.
Использование ИКТ в рамках практически любой педагогической технологии делает её более эффективной: оперативность в обновлении информации свободный доступ к любому источнику информации, яркий красочный мир мультимедиа, наглядность и творческий стиль работы.
4. Обмен инновационным опытом вне школы.
Как уже было сказано сегодня, педагоги нашей школы всегда активно включались и включаются в процесс внедрения инноваций. Очень важно делиться своим опытам с коллегами не только из нашей школы (что мы делаем регулярно на заседаниях МО, педагогических советах, семинарах), но и с коллегами из других образовательных учреждений, перенимать положительный опыт коллег (участие в качестве докладчиков и слушателей во всевозможных конференция и круглых столах, знакомиться с публикациями коллег).
Летом 2018 г. наши коллеги побывали в Межрегиональной Летней школе специальных педагогов организованной Забайкальской региональной общественной организацией «Ассоциация специальных педагогов», Минобрнауки и молодежной политики Забайкальского края и фондом «Формула добра» города Москва.
Ключевой задачей летней школы являлись вопросы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации, реализуемое через организацию особого образовательного пространства, с использованием в обучении специальных коррекционно-развивающих технологий, тренингов в условиях природной рекреации.
Основной содержательной линией Межрегиональной Летней школы являлся обмен опытом в практике использования образовательных технологий, методик и приемов в коррекционной педагогике и в конкретных предметных областях специального (коррекционного) образования.
Проходила ярмарка логопедических инноваций, в рамках которой происходил обмен опытом:
1. Мастер-класс на тему «Лэпбук «Логотуристическая палатка» в работе с детьми с речевыми нарушениями» г. Краснокаменск;
2. Мастер-класс «Сочиняем лимерики» (Ментальная карта для развития речи детей) г. Краснокаменск;
3. «Умные движения» (о технологиях с использованием двигательной активности на занятиях по обучению грамоте) г. Чита;
4. «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» г. Чита;
Благодаря участию в Межрегиональной Летней школе наши коллеги получили много новой интересной и полезной информации, практических знаний, которые планируют активно применять в своей работе.
Работу круглого стола хотелось бы закончить словами педагога и футуролога Йана Джукса: «Перед нами стоит сложная задача – нам нужно подготовить учащихся к ИХ будущему, а НЕ нашему прошлому».
Источники информации:
Количество просмотров: 5991 |
Добавить комментарий