Конспект учебного занятия по математике «Знакомство с "открытыми" задачами»

 
 

Романова Анастасия Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 82 г. Новосибирска

 

Конспект учебного занятия по математике «Знакомство с "открытыми" задачами»

Предмет: математика.

Класс: 2 «Д».

Продолжительность: 45 минут.

Тема: «Знакомство с «открытыми» задачами».

Планируемые личностные результаты освоения:

У обучающихся будут сформированы:

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

У обучающихся могут быть сформированы:

понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать учебные действия;

Обучающиеся получат возможность научиться:

– создавать модели и схемы для решения задач;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– обобщать.

Обучающиеся получат возможность научиться:

– проводить сравнение самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

– формулировать собственное мнение и позицию;

– владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

– аргументировать свою позицию;

– осуществлять взаимный контроль.

Предметные

Обучающиеся научатся:

– отличать «открытую» задачу от «закрытой»;

– находить варианты решения «открытой» задачи самостоятельно.

Обучающиеся получат возможность научиться:

– составлять «открытые» задачи, используя различные источники информации;

– находить варианты решения «открытой» задачи, не связанной с конкретной учебной дисциплиной.

Тип учебного занятия – урок «открытия» нового знания.

Ведущий метод – частично-поисковый.

Форма организации деятельности обучающихся – индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Учебно-методическое обеспечение: Гин С.И. Формирование креативности младших школьников в  процессе обучения: Автореф. дис. ...канд. пед. наук / С. И. Гин. — Мн., 2010. — 24 с.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки с таблицами.

Деятельность учителя и обучающихся по формированию УУД:

Элементы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствует обучающихся.

Мотивирует на урок:

- Сегодня мы отвлечемся с вами от учебника, от печатной тетради для учебника и займемся интересным. Для кого-то это будет в новинку, для кого-то уже давно изученным способом.

Приветствуют учителя.

 

Настраиваются на урок.

 

 

 

 

принимать и сохранять учебную задачу; (Р)

2.

Актуализация опорных знаний.

 

Объясняет задание:

- Сейчас на слайде будут появляться задания, вам нужно их решить, чтобы подготовиться к важной работе, которая вам предстоит.

 

 

 

- Какие задачи вы только что решали?

 

 

 

- А есть такой интересный вид, как «открытая» задача.

 

Решают задания на устный счет:

Находят примеры, где в ответе получается 100;

Решают задачу устно (64 наклейки);

Решают логическую задачу (4 зверя).

- Найти пример среди многих, обычная задача на сложение, логическая задача.

 

 

 

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; (П)

 

 

обобщать; (П)

3.

Выявление места и причины затруднения. Формулировка темы.

Организует беседу:

- Как вы думаете, что такое «открытая» задача?

- Если есть «открытая» задача, то какая еще задача должна быть?

- Правильно. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

 

 

- Молодцы!

Высказывают свои предположения.

 

 

Участвуют в беседе:

- «закрытая».

 

- «Открытые» задачи, будем искать различия между «открытой» и «закрытой» задачами.

формулировать собственное мнение и позицию; (К)

 

 

владеть диалогической формой речи; (К)

 

 

планировать учебные действия; (Р)

 

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Объясняет задание:

- Прочитайте задачу на слайде. Проанализируйте ее и скажите, чего в ней не хватает.

 

 

 

- Верно. Давайте додумаем условие, чтобы решить эту задачу.

Анализируют задачу, отвечают на вопрос:

- В ней не хватает условия – направления движения каждого автомобиля.

 

Предлагают свои варианты условий для того, чтобы решить задачу.

 

 

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; (Р)

 

формулировать собственное мнение и позицию; (К)

 

осуществлять синтез как составление целого из частей; (П)

 

5.

Реализация построенного проекта.

Объясняет задание:

- Сейчас вы к каждому додуманному условию составите схему, решение и напишите ответ.

Организует беседу:

- Давайте внимательно посмотрим на все четыре варианта решения данной задачи. Почему же вышло так, что у нас получилось столько вариантов?

 

- Верно. И что нам пришлось делать?

 

 

Составляют схемы, решения, записывают ответ задачи.

 

Участвуют в беседе:

- Потому что изначально не было условия, которое определяет направление движения автомобилей.

 

 

- Добавлять собственное условие.

 

принимать и сохранять учебную задачу; (Р)

 

создавать модели и схемы для решения задач; (П)

 

 

 

 

 

проводить сравнение; (П)

 

 

 

 

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; (П)

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организует беседу:

- Вы знали с самого начала, как решать данную задачу?

 

 

 

- А само условие было четким и ясным?

- Один ли верный ответ у нас получился?

 

 

 

- Сделаем вывод из всего сказанного, взгляните на слайд.

Участвуют в беседе:

- Нет, не знали, мы продумывали действия после того, как добавили условие.

- Нет, оно было размытым.

 

- Нет, их получилось четыре варианта ответов из-за четырех возможных условий.

Анализируют представленный на слайде текст.

владеть диалогической формой речи; (К)

 

 

 

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; (П)

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Объясняет задание:

- У вас на столах лежат листочки на пару. Ваша задача – сравнить «открытую» задачу с «закрытой» и написать их признаки.

 

Организует проверку:

- Сейчас одна пара даст мне свой листочек, а остальные проверят как себя, так и пару, которую я выбрала.

- Давайте еще раз посмотрим, каковы же признаки «открытой» задачи» и «закрытой» задачи.

 

Сравнивают «открытую» задачу с «закрытой», записывают признаки в таблицу в паре.

 

 

Осуществляют самопроверку и проверку задания.

 

 

 

Анализируют таблицу на слайде.

 

проводить сравнение самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; (П)

 

осуществлять взаимный контроль; (К)

 

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия; (Р)

8.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Объясняет задание на сравнение задач «открытого» типа и «закрытого» типа:

- Ваше задание будет следующим: на слайде будут представлены задачи, которые нужно прочитать про себя и сравнить. А после – ответить, какая же задача из них «открытая», а какая «закрытая», и объяснить, почему.

Сравнивают задачи на слайдах и отвечают на вопрос:

1 слайд – «закрытая», «открытая», потому что…

2 слайд – «открытая», «закрытая», потому что… 

3 слайд - «открытая», «закрытая», потому что…

4 слайд - «закрытая», «открытая», потому что…

 

 

проводить сравнение самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; (П)

 

формулировать собственное мнение и позицию; (К)

 

аргументировать свою позицию; (К)

 

 

9.

Итог урока. Рефлексия.

Организует итог урока:

- Какую тему мы сегодня изучали и закрепляли?

- Чем же отличаются «открытые» задачи от «закрытых»?

 

 

- Какие были трудности в ходе изучения этой темы?

- Что осталось непонятным?

Участвуют в беседе по итогам урока:

- «Открытые» задачи.

 

 

- Они имеют размытое условие, различные варианты решений, множество ответов.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

обобщать; (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; (П)

10.

Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание:

- Вашим домашним заданием будет на странице 85 упражнение номер 7. Нужно вычислить данные выражения.

Спасибо за урок!

 

 

 

Записывают домашнее задание.

 

Количество просмотров: 5997  

Добавить комментарий

1. Методическая разработка заседания круглого стола по теме: «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов»
2. Сценарная разработка психологической игры для обучающихся школ Ленинского района города Новосибирска «Я в мире коммуникаций, или кто похитил Хрустальные туфельки»
3. Внеклассное мероприятие в 6 классе «Прогулка в зимний лес, или Сибиряк – значит лыжник!»
4. Конспект учебного занятия по математике «Знакомство с "открытыми" задачами»
5. Волшебные превращения дошколят
6. Мастер-класс от родителей в детском саду «Сладкая сказка»
7. Неделя психологии в Лицее № 81
8. Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
9. Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Здоровый образ жизни. Вредная привычка – курение»
10. «Посвящение в первоклассники»: мероприятие для параллели 1 классов
11. Проект внеурочного занятия «Важно вежливыми быть»
1. Не теряя энтузиазма ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Продолжая семейные традиции ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы