Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством тематических недель в ДОУ

 
 

Миронова Ирина Андреевна,

учитель-дефектолог детского сада

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством тематических недель в ДОУ

В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста является обсуждаемым вопросом. К сожалению, в современном мире встречаются экологически неграмотные люди, поэтому так важно именно в дошкольный период обратить на это особое внимание. Дети, имеющие нарушение слуха, тому не исключение.

Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов [3].

В ФГОС ДО экологическое воспитание включено в социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие. Данные области направлены на «формирование безопасного отношения к природе и представление о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными…» [2]. Образовательная программа дошкольной образовательной организации должна отражать систему отношений ребенка к миру.

В детском саду начинается непрерывное экологическое воспитание дошкольников. Воспитатели, музыкальный руководитель и специалисты выстраивают свою работу так, чтобы привить детям любовь к природе, животным, растениям и воспитывают бережное отношение к ним.

Дети дошкольного возраста с нарушениями слуха – категория детей, требующая особого внимания и подхода к вопросам воспитания и обучения. Нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной, речевой и личностной сферы у детей [1]. Педагоги, работающие с такими детьми, постоянно находятся в поиске эффективных технологий организации процесса обучения и воспитания.

Мы считаем, одним из эффективных средств является тематическая неделя. Мероприятия, организуемые в рамках тематической недели, позволяют интегрировать всевозможные виды детской деятельности, способствуют взаимодействию детей разных возрастных групп, педагогов, специалистов детского сада и родителей воспитанников. В течение недели проводятся мероприятия в форме познавательных занятий, наблюдений, экскурсий, квест-игр, экспериментирования, выставок. Детальное изучение определенной темы помогает детям лучше усваивать как новые знания, так и актуализировать уже имеющиеся в разных видах деятельности. Наряду с этим, участие в мероприятиях тематической недели родителей способствует социализации воспитанников и улучшению детско-родительских отношений.

Исходя из принципа ФГОС ДО о личностно-развивающем и гуманистическом характере взаимодействия взрослых и детей, в нашем детском саду стало традицией проведение тематических недель, в которых участвуют не только педагоги и дети, но и родители воспитанников [2]. Все эти мероприятия являются частью реализации проектной деятельности, итоговыми мероприятиями которых являются праздники, викторины, выставки, смотры-конкурсы, театральные представления.

Немаловажным является взаимодействие педагогов с родителями дошкольников в период подготовки к тематической неделе. Педагоги своевременно информируют родителей о предстоящем мероприятии, разъясняют её цели и задачи, а также объясняют, какую помощь в подготовке могут оказать родители. Как правило, родители участвуют в изготовлении поделок, семейных творческих работ, газет, готовятся к семейным конкурсам и таким образом становятся активными участниками.

Так как построение образовательного процесса в нашем детском саду основывается на комплексно-тематическом принципе, то в начале учебного года педагогический коллектив обсуждает, сколько и какие по содержанию тематические недели пройдут в течение учебного года. Темы недель в основном приурочены к сезону, знаменательному дню или празднику. При планировании образовательного процесса одной теме уделяем внимание не меньше одной недели.

Организовывая тематическую неделю, коллектив нашего детского сада следует такому алгоритму: выбираем идею – определяем цель и задачи – выбираем категорию воспитанников – время и место – содержание –результат – план подготовки – план проведения – сценарии проведения – анализ. Все темы календарно-тематического планирования мы разбили на девять основных блоков. В каждый блок входят содружественные друг другу темы. Последняя неделя этого блока назначается тематической. Каждый блок содержит тему, затрагивающую экологическое воспитание.

Тематическая неделя включает в себя комплексную работу всех участников образовательного процесса. Учитель-дефектолог организует взаимодействие со всеми специалистами по определенной тематике. Дефектолог дает направление, которого придерживаются все педагоги. Именно учитель-дефектолог на своих занятиях закладывает словарь, который воспитатели, музыкальный руководитель и родители отрабатывают на занятиях и дома.

Например, в блок под названием «Осенняя краса, очей очарованье» входили такие темы: овощи-фрукты; ягоды; растения; осень и ее признаки; перелётные птицы; одежда и обувь. Во время проведения этой тематической недели на коррекционных занятиях дети говорят о птицах, о важности их существования, изучают виды птиц. Изучают растения, деревья и кустарники, говорят о пользе деревьев для человека и о мерах их сохранения. Воспитатели в свою очередь помогают актуализировать и закреплять полученные знания. Дети совместно с воспитателями лепят птиц, рисуют и конструируют кормушки, проводят беседы «Зачем в природе птицы?», «Как мы, люди, можем им помочь?» На занятиях играют в экологические игры «Где растёт?», «Какая птичка улетает?», «Когда это бывает?». Ребята делают различные подделки из природного материала совместно с родителями.

Тематическая неделя «Зимняя сказка» для наших детей была поистине волшебная. Изучая на коррекционных занятиях понятия «снег», «лёд», «вода», дошкольники наглядным образом увидели, как вода может превратиться в лёд, проводя эксперименты с воспитателями.

Тематическая неделя «Весенняя капель» раскрывает детям особенности природы весной, ее признаки, состояние животных и природы в данный период. На занятиях с учителем-дефектологом дошкольники пополняют багаж ярких, живых и достоверных впечатлениях об окружающем мире через изготовление «книжек-малышек», участие в конкурсах «Человек и природа», творческих проектов «Сохраним наш мир». Дети слушают звуки природы и животных, учатся различать их на слух, смотрят фильмы и презентации о животных. Дома вместе с родителями готовят схемы-рассказы о животных, а на занятиях представляют свои работы.

Вместе с воспитателями дошкольники в группах создают «Огород», где садят лук и разные цветы, учатся ухаживать за ними (садить, поливать). Каждый день наблюдают за состоянием своего растения, отмечая данные в дневник наблюдения. На прогулках ребята наблюдают за изменениями деревьев, затем рисуют рисунки. Музыкальный руководитель в свою очередь, учитывая накопленные знания детей, актуализирует их на своих занятиях. Дети на музыкальном занятии поют песни про животных, птиц, природу, слушают различные мелодии, играют в игры «Чей голос?», «Так бывает?». Творчески работающие воспитатели и дефектологи каждый день тематической недели превращают в необычную и увлекательную игру, яркий праздник, который запоминается детям и их родителям.

Итоговыми мероприятиями в конце тематической недели у нас бывают праздники, квест-игры, развлечения. Как правило, дети надолго запоминают события тематической недели, причём выставки работ находятся ещё какое-то время на видном месте, и дети имеют возможность вспомнить об этом ещё не один раз.

Подводя итог, можно сказать, что организация образовательного процесса в форме тематических недель – это эффективное средство решения актуальных проблем, связанных с обучением дошкольников с нарушениями слуха, что способствует их личностному развитию, а также экологическому воспитанию. Как сказано ранее, экологическое воспитание перекликается абсолютно с каждым блоком тематической недели. Такой вид работы способствует активному взаимодействию всех участников образовательного процесса, а главное – оставляет яркий след в памяти детей.

Литература:

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

3. http://www.edudic.ru/eco/153

Количество просмотров: 4240  

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы