Всестороннее развитие детей с расстройством аутистического спектра посредством использования компьютерных технологий
В Новосибирске более 20 тысяч маленьких жителей нуждаются в помощи и заботе государства. По данным статистики, на 1 января 2020 года число детей-инвалидов в Новосибирской области –10973, количество детей с ОВЗ – в разы больше. Необходимо отметить, что политика государства и области направлена на внедрение инклюзии и социализацию детей с ОВЗ, но решение этих проблем на «местах» приблизило бы наш город и нашу страну к наилучшим результатам.
С каждым годом в наш детский сад приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в коррекционной помощи и поддержке. МАДОУ д/с № 439 посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (речевой патологией, задержанным психическим развитием, эмоциональными нарушениями, с тяжелым нарушением слуха, дети с расстройствами аутистического спектра).
Из общего количества детей в нашем детском саду: детей с ОВЗ – 143 человека, из них 9 детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и несколько детей с аутоподобным поведением. Что это за дети? Как помочь этим детям ориентироваться в окружающем мире? Два года назад мы не могли ответить на этот вопрос. И лишь постепенно, кропотливо изучая доступный материал, педагоги нашего сада немного продвинулись в этом вопросе, научились находить контакт с этими детьми, используя все возможные методы и методики. Но мы лишь в начале пути.
Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду. В первую очередь очень важна информированность общества о проблемах детского аутизма.
Организуя процесс взаимодействия с детьми с РАС, в дошкольном образовательном учреждении прежде всего необходимо создать определённые условия. Изучая литературу, я выяснила, что многих людей с расстройствами аутистического спектра привлекают компьютеры, и это используется в терапевтических и образовательных целях. Они естественным образом монотропны, т.е. внимание, как будто через туннель, фокусируется на изолированных объектах, отделённых от окружающего контекста. Также экспериментальные исследования небольшого числа детей с расстройством аутистического спектра продемонстрировали, что они могут общаться посредством набора на компьютере текстов или знаков. Начав применять на своих коррекционных занятиях компьютерные технологии, я убедилась, что многие дети с аутизмом (почти все) проявляют огромный интерес к использованию компьютера. Практически все из них любят смотреть мультики, слушать музыку, рассматривать картинки на компьютере и даже пользоваться интернетом. Для некоторых детей компьютер является главной областью интереса, и благодаря этому дети учатся самостоятельно включать, выбирать нужные файлы, пользоваться клавиатурой, начинать развивать свои коммуникативные навыки. Конечно, данное направление очень спорное. Но все-таки после проделанной работы положительные результаты в развитии социально-коммуникативной сферы, а также прогресс в интеллектуальном развитии детей дали мне возможность понять нужность данного направления.
Необходимо отметить следующее: при разработке цикла коррекционных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий учитывался СанПиН. Также была проведена работа по повышению психолого-педагогической компетентности сотрудников ДОУ в вопросах развития детей с расстройством аутистического спектра. Для каждого ребёнка с РАС разрабатывается индивидуальная программа, составленная в соответствии с потребностями и дефицитами ребенка, выявленными в ходе тестирования, и согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии.
Количество просмотров: 3437 |
Добавить комментарий