Всестороннее развитие детей с расстройством аутистического спектра посредством использования компьютерных технологий

 
 

Полухина Елена Николаевна,

заведующий МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 

Всестороннее развитие детей с расстройством аутистического спектра посредством использования компьютерных технологий

В Новосибирске более 20 тысяч маленьких жителей нуждаются в помощи и заботе государства. По данным статистики, на 1 января 2020 года число детей-инвалидов в Новосибирской области –10973, количество детей с ОВЗ – в разы больше. Необходимо отметить, что политика государства и области направлена на внедрение инклюзии и социализацию детей с ОВЗ, но решение этих проблем на «местах» приблизило бы наш город и нашу страну к наилучшим результатам.

С каждым годом в наш детский сад приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в коррекционной помощи и поддержке. МАДОУ д/с № 439 посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (речевой патологией, задержанным психическим развитием, эмоциональными нарушениями, с тяжелым нарушением слуха, дети с расстройствами аутистического спектра).

Из общего количества детей в нашем детском саду: детей с ОВЗ – 143 человека, из них 9 детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и несколько детей с аутоподобным поведением. Что это за дети? Как помочь этим детям ориентироваться в окружающем мире? Два года назад мы не могли ответить на этот вопрос. И лишь постепенно, кропотливо изучая доступный материал, педагоги нашего сада немного продвинулись в этом вопросе, научились находить контакт с этими детьми, используя все возможные методы и методики. Но мы лишь в начале пути.

Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду. В первую очередь очень важна информированность общества о проблемах детского аутизма.

Организуя процесс взаимодействия с детьми с РАС, в дошкольном образовательном учреждении прежде всего необходимо создать определённые условия. Изучая литературу, я выяснила, что многих людей с расстройствами аутистического спектра привлекают компьютеры, и это используется в терапевтических и образовательных целях. Они естественным образом монотропны, т.е. внимание, как будто через туннель, фокусируется на изолированных объектах, отделённых от окружающего контекста. Также экспериментальные исследования небольшого числа детей с расстройством аутистического спектра продемонстрировали, что они могут общаться посредством набора на компьютере текстов или знаков. Начав применять на своих коррекционных занятиях компьютерные технологии, я убедилась, что многие дети с аутизмом (почти все) проявляют огромный интерес к использованию компьютера. Практически все из них любят смотреть мультики, слушать музыку, рассматривать картинки на компьютере и даже пользоваться интернетом. Для некоторых детей компьютер является главной областью интереса, и благодаря этому дети учатся самостоятельно включать, выбирать нужные файлы, пользоваться клавиатурой, начинать развивать свои коммуникативные навыки. Конечно, данное направление очень спорное. Но все-таки после проделанной работы положительные результаты в развитии социально-коммуникативной сферы, а также прогресс в интеллектуальном развитии детей дали мне возможность понять нужность данного направления.

Необходимо отметить следующее: при разработке цикла коррекционных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий учитывался СанПиН. Также была проведена работа по повышению психолого-педагогической компетентности сотрудников ДОУ в вопросах развития детей с расстройством аутистического спектра. Для каждого ребёнка с РАС разрабатывается индивидуальная программа, составленная в соответствии с потребностями и дефицитами ребенка, выявленными в ходе тестирования, и согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии.

Количество просмотров: 3550  

Добавить комментарий

1. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы