Образовательная среда детского сада как третий учитель

 
 

Назина Ирина Петровна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ Детский сад № 27 «Росинка» г. Новосибирска

 

Образовательная среда детского сада как третий учитель

Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с планируемыми целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования. При этом основная функция нашего детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Дошкольное образовательное учреждение предоставляет образовательные услуги – помощь главной ячейке общества – семье в воспитании и развитии ребенка-дошкольника. И от того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в детском саду, зависит качественный уровень данной услуги. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении –правильная организация развивающей предметной среды. В нашем дошкольном учреждении мы особое место уделяем проектированию предметно-пространственной среды.

На сегодняшний день вопрос создания предметно-развивающей среды продолжает оставаться актуальным. В построении среды педагоги МКДОУ д/с № 27 «Росинка» учитывают следующие принципы: безопасности, информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности. Но определяющим является принцип индивидуализации.

Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования идея индивидуализации стоит на первом месте.

В нашем дошкольном учреждении предметно-пространственная среда строится с учетом индивидуальности каждого ребенка, его склонностей, интересов, уровня активности. Мы моделируем ее таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать. В такой среде ребенок активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности. Ребенок не просто общается в такой среде, он чувствует себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я.

Поэтому насыщение окружающего ребенка пространства в нашем ДОУ претерпевает изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей. То есть предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Для того, чтобы предметная среда нашего ДОУ не утомляла, была по-домашнему уютной, удобной и интересной, многое создается своими руками (педагогов, детей, родителей) – никто не остается равнодушным.

Важным и естественным продолжением предметно-развивающей среды групповых помещений стала территория нашего детского сада: каждая группа имеет свой оборудованный участок для прогулок, спортивную площадку с необходимыми для занятий спортивными снарядами, цветочные клумбы и огород. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, труд на свежем воздухе способствует сохранению и укреплению здоровья ребят. Кроме этого, посильный труд детей на территории огорода оказывает влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыши воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.

Создавая развивающую среду в нашем учреждении, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была гармоничной и эстетичной, безопасной для жизни детей, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Большое значение наши педагоги придают применению здоровьесберегающих технологиий, где каждый ребенок имеет возможность проявить себя И, самое главное, у нас нет невостребованных центров. Дети всегда заняты тем, что для них важно, интересно, что соответствует их желанию и возможностям.

Среда МКДОУ д/с № 27 «Росина» – будь то игровая, спортивная, бытовая, экологическая – комфортна, надежна и безопасна. Уровень информативности среды на разных этапах развития личности дошкольников обеспечивается разнообразием тематики, широким спектром различных функциональных элементов интерьера.

Количество просмотров: 14025  

Комментарии

Спасибо за статью!

Страницы

Добавить комментарий

1. Основы экологического воспитания в детском саду
2. Экологическое воспитание дошкольников в современном дошкольном образовании
3. Радужное лето: коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателей в летний период
4. Экологическое воспитание дошкольников
5. Значение волонтерской деятельности в детском саду
6. Развитие экологической культуры в современном дошкольном образовательном учреждении
7. Разработка дидактического пособия «Дидактическая кормушка “Зимующие птицы”» как средство экологического воспитания дошкольников
8. Формирование экологической культуры у дошкольников
9. Создание условий для формирования у воспитанников группы комбинированной направленности экологической грамотности
10. Развитие речи дошкольников на материале текстов цепной структуры по методике В. К. Воробьевой
11. Воспитание культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса
12. Развитие творческих способностей младших дошкольников в изобразительной деятельности
13. Образовательная среда детского сада как третий учитель
14. Музыкальная деятельность для дошкольников в условиях режима самоизоляции
15. Речевое развитие младших дошкольников с использованием малых форм фольклора
16. Формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности
17. Развитие речи детей раннего возраста в ходе игровой деятельности
18. Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка
19. «Безопасный мир детства»: модель организации культурных практик в группах ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей в социуме, быту, природе
20. Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста в период адаптации

Страницы

1. Создание условий для адаптации в новой группе в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Пропедевтическая работа по формированию навыков всех видов моторики у дошкольников с ТНР при дизартрии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Международный сетевой проект «Калейдоскоп культур России» как ресурс развития профессиональных компетенций педагогов ДОО в области патриотического воспитания дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Педагогическое сообщество «Погодная лаборатория» как средство развития профессиональной компетентности педагога в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Выставки совместного творчества детей и родителей в ДОО Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы