Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников

 
 

Жилина Наталья Александровна,

учитель химии МБОУ СОШ № 63 г. Новосибирска

 

Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников

«Никто не забыт, ничто не забыто»… Именно эти слова поэтессы Ольги Берггольц пришли мне на память, когда я прочитала тему эссе.

Моя малая родина – село Городище Здвинского района Новосибирской области. С малых лет помню, как ежегодно всем селом 9 Мая приходили мы к памятнику, на котором увековечены имена погибших на фронте односельчан, чтобы возложить цветы и минутой молчания почтить память героев. В каждой семье свято чтили память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Помню, как будучи школьницей, по крупицам собирали воспоминания фронтовиков о беспримерном народном подвиге.

Я смотрю на своих одиннадцатиклассников и думаю, а ведь моему деду Жилину Петру Ивановичу (01.06.1923-24.12.1997) было столько же, всего восемнадцать, когда его призвали на фронт. Он окончил пехотное училище в звании «стрелок», после чего пулеметчиком принимал участие в боях на Курской дуге. Там он был тяжело ранен, лечился в госпитале, по состоянию здоровья был комиссован.

Я всегда гордилась своим дедом, особенно когда шла рядом с ним на митинг к памятнику в центре села, а начищенные накануне ордена и медали блестели на праздничном пиджаке и тихонько звенели в такт неторопливому его шагу. Я делаю все, чтобы мой сын-четвероклассник тоже гордился своим прадедом-героем.

Когда сегодня я слышу расхожие суждения о том, что у современной молодежи не сформированы идеалы и правильные ценностные ориентиры, я вспоминаю глаза моих вчерашних выпускников, когда вместе с приглашенным на празднование 23 февраля моряком Черноморского флота они пели песню о Севастополе – городе русских моряков. Оказалось, что мои ученики и слова песни знают. Значит, поют эти песни в семьях. Значит, жива «историческая память» поколений!

«Помни о прошлом» – под этим девизом учителя нашей школы осуществляют работу в рамках патриотического воспитания учащихся. Ежегодно проводится в школе смотр строя и песни «Аты-баты». Подготовка к нему начинается задолго до празднования Дня защитника Отечества. Сколько споров вокруг выбора песни! В любое свободное время отработка строевого шага, неоценимую помощь оказывают отцы, старшие братья, вспоминая все то, чему научились в армии. У каждого класса своя форма: здесь и моряки, и десантники, и даже войска МЧС. Как преображаются девчонки и мальчишки, когда в едином строю, чеканя шаг, они проходят мимо жюри, куда по традиции приглашают вчерашних выпускников, отслуживших в рядах вооруженных сил. А сколько гордости у того, кого пригласили защищать честь школы в районном смотре-конкурсе. И как пригодилось умение выполнять команды и ходить строевым шагом, когда 7 учащихся моего класса несли Вахту Памяти на посту № 1 у Вечного Огня на Мемориальном комплексе «Монумент Славы воинам-сибирякам». Никогда не забуду, как, не стесняясь, слез, руководство поста № 1, не просто смотрело, а буквально проживало литературно-музыкальную композицию по мотивам произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие…», которая по итогам 2018 года была признана лучшей.

Начиная с 9 класса, ежегодно участвовали в этапах районной военно-спортивной игры «Победа». Эстафета патриотизма поколений в действии, так можно назвать подготовку к игре, объединившей не только детей, но и их родителей, которые и помогали ребятам, и болели за них.

А какими серьезными становились лица моих одиннадцатиклассников, когда в прошлом учебном году они принимали участие в добровольческих акциях и мероприятиях, посвященных подготовке празднования 74-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне: посещали митинги памяти на Монументе Славы, возлагали цветы и поздравляли ветеранов, вручая им открытки, с любовью сделанные учениками начальных классов.

Как все радовались, когда их одноклассница Бондаренко Алина победила в районном проекте «Безымянная высота 224,1» и в составе делегации молодежи Кировского района участвовала в торжественном митинге на мемориальном комплексе в поселке Бетлица Калужской области, а потом с интересом слушали ее отчет о незабываемой поездке.

Мы вместе принимали участие в народном движении «Бессмертный полк», я шла с сыном, который нес портрет прадеда, а рядом шли мои ученики с портретами своих прадедов. И не было в этом строю ни учителей, ни учеников, ни их родителей, а были благодарные потомки, граждане великой страны, одержавшей Победу. И все ощущали, как:

Погибших души с нашими сливаясь,

Весной вскипают прямо в облака.

В своих потомках снова возрождаясь,

Течет река бессмертного полка…

Не верьте, что у современной молодежи не сформированы активная жизненная позиция, правильное понимание гражданского долга и осознание сопричастности своей судьбы с судьбой Отечества. В той реке бессмертного полка я поняла, что воспитала настоящих патриотов.

Количество просмотров: 6830  

Добавить комментарий

1. Педагогические проекты и программы воспитательной работы участников конкурса «Классный руководитель Новосибирска»: аналитические наброски
2. Условия реализации регионального проекта «Социально-педагогическая деятельность с детьми-билингвами, инофонами и мигрантами»
3. Завершён IX городской конкурс профессионального мастерства «Классный руководитель Новосибирска»
4. Классный час «Подвиг воинов–сибиряков, ставший песней. Мужеству и доблести сибиряков – защитников Отечества посвящается»
5. Час социального общения «Нам мир завещано беречь»
6. Технологическая карта внеклассного мероприятия «Музыка нашей Победы»
7. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников (Записки классного руководителя или в поисках главного)
8. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
9. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
10. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
11. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
12. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
13. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
14. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
15. Сценарий Митинга Памяти у Вечного огня
16. Ты хочешь мира? Помни о войне!
17. Классный час «Господь нам дарует Победу»
18. Письма с фронта
19. Моя семья в годы Великой Отечественной войны
20. Моя семья в годы Великой Отечественной войны

Страницы

1. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы