Романтизм: материалы к изучению темы

 
 

Колмакова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Романтизм: материалы к изучению темы

Не подражай: своеобразен гений

И собственным величием велик...

Е. Баратынский

В истории художественной культуры романтическое искусство – необычайно своеобразное и значительное явление. Романтизм – эстетическая система, возникшая на рубеже 18 и 19 вв. и составившая целую эпоху в художественном развитии человечества. Какова специфика этого искусства? Существовало ли оно в последующее время, существует ли в наши дни? Чтобы ответить на эти вопросы и дать определение изучаемому понятию, необходимо раскрыть систему его признаков.

Нет, я не Байрон, я другой.

М.Ю. Лермонтов

Романтизму свойственны индивидуализм, отрешение от реальной действительности, мечта об идеале, стремление к свободе и многое др.

Для того чтобы отдельные признаки сложились в стройную систему, нужно выделить какое-то объединяющее начало. Оно заключается в особом характере отношений человека и мира, который отображается в романтических произведениях, в особой роли личности, которая выступает и в качестве героя произведения, и как его автор.

Известный литературовед А.Н. Веселовский связывал главную идею романтической литературы со свободой «самовыявления человеческой личности», исследователь И.И. Замотин назвал «основным мотивом романтизма… индивидуализм, доведённый… до высокого культа личности». Романтики считали, что только отдельная личность имеет значение, а противостоящий яркой индивидуальности мир находится в её власти.

Что это за личность? Какими качествами она должна обладать? Романтики стремились создать такое искусство, которое способно соединить разум и чувство, показать неповторимое внутреннее содержание отдельного человека, вобрать в себя характерные особенности прежнего искусства, но быть свободным от строгих жанровых канонов. Объединить эти различные начала, переработать их и воплотить в произведении может только творческое, неповторимое, гениальное «Я». Понятие гениальности становится главным в романтизме, потому что гениальность – это «способность создать то, чему нельзя научиться» (Кант).

Невозможно научиться творчеству, оригинальности, индивидуальности, внутренней свободе. По каким канонам «сердцу высказать себя» (Тютчев)? Поэтому «Гений стоит выше правил. Он устанавливает законы» (Кант). Такими теперь видятся автор (стиль которого неповторим) и его герой (с острыми внутренними противоречиями, противоположными стремлениями, контрастными свойствами), воплощающий основное содержание романтического произведения.

Итак, романтизм открыл для искусства личность как таковую – неповторимую своими индивидуальными чертами («я другой» Лермонтов) и своим внутренним содержанием («Есть целый мир в душе твоей» Тютчев).

Этот основной признак объединяет, подчиняет все другие, из него проистекающие.

Век шествует путём своим железным.

В сердцах корысть, и общая мечта

Час от часу насущным и полезным

Отчетливей, бесстыдней занята.

Исчезнули при свете просвещенья

Поэзии ребяческие сны,

И не о ней хлопочут поколенья,

Промышленным заботам преданы.

                                     Баратынский

Как художественная система романтизм сложился на рубеже 18 и 19 вв., в эпоху решительной смены феодализма капитализмом. В процессе разрушения старых общественных отношений и рождения новых порывались, казалось, всякие связи между людьми, и человек представлялся совершенно обособленным от общества. В романтическом сознании это преломлялось в виде полной независимости человека от условий его жизни, в виде абсолютной собственной ценности личности и её неограниченных возможностей. К тому же в общественном сознании царил дух разочарования в новой, зарождающейся капиталистической цивилизации. Неприятие буржуазного образа жизни, протест против пошлости и прозаичности, бездуховности и эгоизма новых отношений обрели у романтиков особую остроту. Реальность нового времени явилась иррациональной, неподвластной разуму, полной тайн и непредвиденностей, а современное мироустройство с обострившимися контрастами и духовной опустошённостью, оказалось противным природе человека и его личной свободе. Неверие в прогресс (промышленный, политический, научный, общественный) постепенно разрасталось до «космического пессимизма», сопровождалось настроениями безнадёжности, отчаяния, «мировой скорби».

Романтики сошлись в том, что реально существующие условия жизни враждебны человеку. Из такого мира нужно бежать или менять его.

Изменение «страшного мира», переход к идеальному обществу, по убеждению романтиков, будет осуществляться «силой примера», личной изобретательной деятельностью человека. Возникает тип нового героя с индивидуальным характером и внутренне независимым ни от кого и ни от чего: ни от Бога, ни от человеческой природы, ни от внешних обстоятельств, он ценен сам по себе. В реальной жизни самым ярким выражением романтического типа сознания и деятельности был культ Наполеона, пред Наполеоном преклонялись как перед великой личностью.

Ему, погибельно войною принуждённый,

Почти весь свет кричал: ура!

         М.Ю. Лермонтов. Наполеон

Не находя в окружающем мире никакого положительного содержания, романтики искали это содержание вне условий своего существования: «Покинул он родной предел». (Пушкин), вне реальной действительности «В уме своём я создал мир иной» (Лермонтов), в истории прошлого, в экзотических странах, в освободительном движении, в мечте, в фантастических представлениях об идеальных условиях человеческой жизни, в грёзах о гармонии личного и общественного бытия.

Свобода радуется бурям,

Смотри: как боги, юноши глядят!

Ломает Сила стены древних тюрем,

Бледнеет коронованный Разврат.

А Гений Правды, вечный возмутитель,

Уже раскинул гневные крыла,

И в молнии, в грома одетый Мститель

Шлёт за победой грозного Орла.

                Фр. Гельдерлин

Герой-романтик не только бежит от мира, как Чайльд-Гарольд Байрона или герой «Кавказского пленника» Пушкина, он может властвовать над средой, как Конрад в «Корсаре» Байрона, или стать освободителем, спасителем людей, как герои «Восстания Ислама» Шелли. Но во всех случаях характер романтического героя обусловлен собственным достоянием его личности. По словам М. Горького, романтизм «возносит личность выше общества, показывает её источником таинственных сил, награждает человека чудесными способностями».

Отметим ещё, что независимость романтического героя от всех и вся, неповторимость и гениальность, делают его сознание уединённым, что, в свою очередь, обрекает героя на одиночество, несчастья в любви, в отношениях с другими. Отсюда характерные для романтизма мотивы опустошённости, обмана, одиночества, бегства, тоски, страданий и смерти, неразделённой любви и дружбы.

Определим теперь в целом основные творческие принципы и методы романтического искусства.

Романтизм – художественное отображение жизни через изображение самоценной личности (независимой от окружающей действительности и устремлённой в идеальный мир) посредством свободной (вне строгих жанровых канонов) и неповторимой художественной манеры (стиля) автора.

Господство романтизма в художественной культуре человечества приходится на первую треть 19 в. Но романтизм продолжает развиваться и в дальнейшем – в течение всего 19 в. и в 20 в. Всякий раз, когда общественные силы так или иначе оказываются в состоянии кризиса, переходности, неопределённости, возникают условия для дальнейшего развития романтического искусства. Примером тому является творчество поэтов-символистов к.19 – н. 20 вв., произведения М. Горького, Е. Шварца, А. Грина и др. писателей.

Романтики явно преувеличивали самоценность отдельной личности, но само по себе утверждение этой самоценности явилось великим художественным открытием романтизма, сблизившим искусство с реальной человеческой жизнью. Ведь и в реальной действительности каждый человек индивидуален и неповторим. Осознание человеком своего внутреннего «Я» – необходимая ступень к открытию и познанию личности другого человека.

Романтики о романтизме

Фридрих Шлегель «Фрагменты»

Чем люди являются среди прочих творений земли, тем являются художники по отношению к людям.

Благодаря художникам человечество возникает как цельная индивидуальность. Художники через современность объединяют мир, прошедший с миром будущим. Они являются высочайшим духовным органом, в котором встречаются друг с другом жизненные силы всего внешнего человечества и где внутреннее человечество проявляется прежде всего…

Философия поэта – это творческая философия, исходящая из идеи свободы и веры в неё…

Романтическая поэзия бесконечна и свободна и основным своим законом признаёт произвол поэта, который не должен подчиняться никакому закону.

Новалис «Фрагменты (о сущности поэзии)»

Поэзия есть абсолютно реальное… Чем поэтичнее, тем истиннее…

Сфера поэта есть мир, собранный в фокус современности… Всё может оказаться поэту на пользу, он должен лишь смешать всё со стихией духа, он должен создать целостный образ,… изображать и общее и частности – всяческий образ, по сути, составлен из противоположностей. Свобода связываний и сочетаний снимает с поэта ограниченность.

Жермена де Сталь «О поэзии классической и романтической»

Для эпических поэм и античной трагедии характерна своеобразная простота, которая происходит оттого, что люди в то время отождествляли себя с природой и думали, что их жизнью управляет судьба. Человек мало размышлял, и его внутренняя жизнь всегда проявлялась внешне; даже совесть изображалась с помощью материальных предметов, и от факелов, несомых фуриями, волосы шевелились на голове у преступников. В древности деяние означало всё; в новые времена бóльшее значение приобретает характер, и тревожное раздумье, которое часто терзает нас, подобно грифу Прометея, показалось бы безумием среди определённых и ясных отношений, существовавших в древнем обществе и государстве.

Поэзия древних как искусство прозрачнее, поэзия нового времени вызывает больше слёз; но дело не в отличиях классической поэзии от романтической, а в том, что одна подражательна, а другая исполнена вдохновения.

Количество просмотров: 10190  

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы