Совместные семинарские занятия учителей словесности и учителей начальной школы по теме «Анализ художественного произведения»

 
 

Колмакова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 
 
 

Фищукова Маргарита Федоровна,

учитель литературы высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Совместные семинарские занятия учителей словесности и учителей начальной школы по теме «Анализ художественного произведения»

Настоящий материал адресуется руководителям методических объединений учителей русского языка и литературы и руководителям методических объединений учителей начальных классов, отражает идею интеграции методических объединений и её обоснование, содержит конкретные разработки для проведения научно-практического семинара, может быть применим педагогами на уроках литературы и литературного чтения.

Одно из направлений деятельности МО учителей словесности МАОУ «Лицей №9» – интеграция с МО учителей начальной школы. Основная форма взаимодействия педагогов – совместные учебно-методические семинары на актуальные темы содержания филологических дисциплин и методики их преподавания. Такая работа обеспечивает преемственность в обучении детей при переходе из начальной школы в среднее звено, позволяет выработать общие методические принципы и в изучении отдельных тем и разделов по русскому языку и литературе, способствует совершенствованию предметной, методической, коммуникативной компетенций учителей. Всего за учебный год было проведено 2 занятия семинара по теме «Анализ литературного произведения», который был организован МО учителей словесности для учителей начальной школы по их просьбе. Тема первого занятия «Анализ поэтического текста», второго – «Анализ прозаического текста».

Каждое занятие состоит из двух частей:

1. Анализ художественного произведения, примерный образец «взрослого» анализа произведения, которым должен владеть учитель.

2. Анализ художественного произведения, который может организовать по этому произведению учитель на уроке литературного чтения.

В настоящей статье предлагаются материалы занятия по теме «Анализ поэтического текста».

Занятие №1.

Часть 1. Колмакова Т.В.

Прочтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело»

Стихи живые сами говорят

И не о чём-то говорят, а что-то…

С.Я. Маршак

Чтобы воспитать квалифицированного читателя, учитель должен сам быть таким читателем, уметь проанализировать произведение. Анализ текста учителем на разных уровнях организации художественного произведения позволяет обратить внимание на художественные особенности произведения, выделить их и отобрать для работы на уроке в соответствии с дидактическими принципами научности и доступности те факторы художественной целостности, которые наиболее полно обеспечат эмоциональную и семантическую рефлексию учащихся по поводу прочитанного.

Важной установкой в анализе поэтического текста является осмысление его родовой принадлежности. Лирическое произведение не имеет сюжета в строгом определении этого литературного понятия, оно не говорит о событии, а является запечатлением состояния, переживания, размышления. Поэтому при организации рефлексии по прочитанному тексту уместно спросить, не о чём стихотворение, а какие мысли, чувства, настроение оно вызвало. После определения и формулирования первоначального впечатления, следует обратиться к тексту, отыскивая в нём те факторы художественного целого, которые вызвали именно такое читательское впечатление. Это могут быть отдельные слова, детали, заглавие, построение текста, тропы, фигуры и т.п. Нахождение, выделение таких частностей в тексте порождает новые суждения и чувства, т.е. новые впечатления, которые опять подтверждаются, «проверяются» текстом. В этом и состоит основное назначение аналитического прочтения – в откровении новых смыслов. В процессе такой работы формируется художественное восприятие ученика, развивается его речь, аналитические навыки.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело»

Стихотворение вызывает чувство лёгкого, едва ощутимого беспокойства и в то же время восхищения, любования величественным явлением природы, чувство смятения, присущее человеку во время грозы. Такое наше восприятие порождено поэтическим текстом: неисчезающими образами солнца; образом земли, принахмуренной и потонувшей, но в сиянии; сердитыми раскатами грома и тёплым ветром.

Строфика. Первое визуальное впечатление – строгая строфика стихотворения: пять катренов, окончание каждого совпадает с окончанием предложения, заставляя читателя остановиться. Говорная интонация задаётся многочисленными анжанбеманами (поэтическими переносами): несмело солнце смотрит, нивы зеленее, пламень окаймил и т.д.

Ритм. Главный признак стихотворной речи – её особая ритмическая организация. Ритм в стихах задаётся размером. Размер стихотворения «Неохотно и несмело» – четырехстопный хорей. Семантическая окраска хорея – динамика. Именно такой размер обозначает движение, изменения в природе, наступление грозы. Но хорей этого произведения с пиррихиями, что делает движение постепенным, плавным, расширяя пространства, протягивая «раскатывая» звуки (неохотно и несмело, потонуло, прогремело). Во всём стихотворении только два стиха канонического хорея:

Дальний гром и дождь порой

и

Вихрем пыль летит с полей

Это ритмическая маркировка главного смысла, главного явления.

Рифма. Далее уместно обратить внимание на рифму. Рифма точная, перекрёстная, с чередованием мужской и женской клаузул. Перекрёстный рисунок рифмы тоже создаёт состояние смятения в природе, передаёт противоположные чувства лирического героя.

Часто в стихах имеет большое значение зарифмованность слов не только фонетическая, но и семантическая, она связывает пространство и состояние, определяет действие, расширяет пространство. Например, несмело-прогре-мело, поля-земля, порывы-нивы, взглянуло-потонула.

Рифма выводит на определение кольцевой композиции: поля-земля – в первом и в последнем катренах.

Художественное пространство и время. Движение и ритм передаются не только размером, но и особой организацией художественного пространства. Поэтический взгляд движется от неба (солнце) к земле (поля), опять устремляется к небу (туча), возвращается на землю, опять к небу (туча), вихрем на поля, и дальше опять к солнцу и возвращается к полям на землю. Неотделима от пространства и временная организация. Вначале действие выражается грамматической формой настоящего времени (смотрит), затем сменяется прошедшим (прогремело). В следующей строфе назывные предложения выражают состояние природы как данность существования здесь и сейчас. Затем опять выступают формы прошедшего времени (пробилась). Опять сменяется настоящим (пыль летит) и заканчивается прошедшим. Обратим внимание на то, что в произведении используется приём употребления грамматической категории прошедшего времени в семантике настоящего. Всё вместе: образы открытого пространства (небо – солнце – тучи, земля – поля – нивы) и временные образы создают хронотоп наступающей грозы.

Какая она, гроза? Каково состояние мира и человека в нём? Зримыми, слышимими и осязаемыми делают образы средства художественной выразительности.

Тропы и фигуры. Из синтаксических средств художественной выразительности остановимся на инверсии, функция которой акцентировать значимость слова, поменявшего своё «законное» место. Принахмурилась земля, потонула земля – на первом плане действие. Стоящие после определения определяемые слова уступают место предмету, явлению. Пламень летучий, раскаты громовые, ветра тёплого. Это инверсия означает важность предмета, явления, существования, сущности.

Основа художественного произведения – художественный образ, то, что образованно. Самые распространённые и узнаваемые средства создания художественного образа – тропы, а среди них – метафора и эпитет. Где метафора, там всегда превращение, преобразование. Солнце не просто смотрит, его действия наделены признаками (неохотно и несмело). В конце стихотворения оно взглянуло исподлобья. Земля принахмурилась. Почему именно так? Такими увидел солнце и землю человек. И эти средства художественной выразительности прежде всего передают состояние лирического героя, как и эпитеты: ветра тёплого пламень летучий, сердитые и смелые раскаты. Оживление, наделение человеческими качествами предметов и явлений природы передаёт чувства человека, его ощущение присутствия Духа вечного и живого вокруг. Можно обратить внимание на отсутствие сравнений в произведении. И это тоже фактор художественного впечатления. Гроза как явление в данном поэтическом пространстве несопоставима с чем-то ещё, она несравнима и несравненна.

Гроза у Тютчева – не наказание. Всё стихотворение проникнуто идиллическим мироощущением лирического героя, ощущением духовного родства и гармонии с природой. Ведь земля хоть и смятенная, но потонула в сиянии.

В ходе анализа мы подтвердили наши первоначальные ощущения от восприятия текста, открыли новые смыслы, вышли на определение я-в-мире, наметили вопросы, которые помогут организовать прочтение произведения на уроке.

Вопросы и задания для учеников, родившиеся в ходе «взрослого» анализа:

1. Какие чувства, мысли и настроение вызвало в вас стихотворение?

2. Как вы думаете, почему образы солнца и земли есть и в первом и в последнем катрене?

3. Сколько строф в стихотворении? Везде ли конец строки совпадает с концом предложения? Почему так?

4. Определите размер стихотворения. Найдите строки без пиррихиев.

5. Определите рисунок рифмы. Найдите смысловые связи в зарифмованных словах. Найдите одинаковую рифму в стихотворении.

6. Найдите олицетворения, эпитеты, сравнения, определите их назначение.

При выявлении каждой частности текста следует задавать вопросы, позволяющие определить назначение каждого фактора для художественного целого произведения:

Почему именно так..?

Для чего служит..?

Что вы увидели? Услышали? Почувствовали?

Если бы не было этой детали, то…

И т.п.

Часть 2. Фищукова М. Ф.

Каким мы видим урок литературного чтения в 4 классе по теме: Федор Иванович Тютчев. Стихотворение « Неохотно и несмело …».

Цели урока:

– Актуализировать известные ученикам сведения об авторах, писавших о природе и их произведениях.

– Познакомить со стихотворением Ф. И. Тютчева, провести анализ стихотворного произведения с акцентами на некоторых особенностях творческой манеры Ф. И. Тютчева.

– Тренировать обучающихся в умении читать стихи осмысленно и выразительно.

Формы работы с текстом на уроке: предварительные индивидуальные задания, выразительное чтение текста учителем, рефлексия, словарная работа, работа с заглавием, выделение смысловых частей текста (особенности композиции), сравнение текстов разных авторов, наблюдения над особенностями текста и выполнение заданий учителя, работа над стилем текста (средства художественной выразительности), выявление способов авторского отношения, тренинг по выразительному чтению.

1 этап урока. Повторение.

Подготовленные ученики читают стихотворения Алексея Плещеева «Весна», Аполлона Майкова «Весна» и фрагмент из повести Сергея Аксакова «Детские годы Багрова-внука» на стр.168.

Задание: Назовите авторов произведений и ответьте на вопрос: что объединяет эти произведения?

В тетради обучающиеся делают запись по форме: автор, название.

Вывод записывается. Можно предложить образец начала ответа:  

Эти произведения объединяет …  Эти произведения похожи …

Вопрос: А что отличает эти произведения?

– Для вывода предлагаем ученикам самим еще раз обратиться к данным текстам. (Выводы делаются от уровня подготовленности, в том числе ученики должны увидеть внешние отличия стихотворной речи и прозаической_.

2 этап урока. Восприятие стихотворения Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело …».

Стихотворение читает учитель или подготовленный ученик (учебник закрыт). Беседа:

1. Это стихи или проза?

2. Попробуйте рассказать о своих чувствах, которые возникли у вас во время чтения. ( С помощью таблицы рас, словаря настроений).

3. Попробуйте предположить, как автор назвал это стихотворение. (Версии ученики должны обосновывать).

4. Посмотрим (стр. 174), какое заглавие у автора?

5. Почему нет традиционного заглавия?

3 этап урока. Работа с понятием «заглавие».

Обсуждение вопроса: как автор подбирает заглавие к произведению? (Тема, идея, то и другое, по принципу «эффект обманутых ожиданий»).

4 этап урока. Аналитическая работа.

Повторное чтение стихотворения.

Словарная работа: нива, смятенная. Подбираем однокоренные существительные к слову «смятенная».

Вопросы и задания:

1. Смятение, тревога, волнение – это названия состояний природы или человека?

2. Какая особенность в описании природы здесь есть? (актуализируется понятие «Олицетворение как разновидность метафоры»).

3. Найдите все примеры очеловечивания природы.

4. Если  автор сравнивает природу с человеком, то назовите настроение, в котором находится природа. (Смятение, тревога, волнение)

5.Почему природа в этом состоянии?

Задание: Выпишите в тетрадь все слова, которые создают образ грозы.

(Примерная запись в тетради: прогремело, гром, дождь, молнии струя, пламень белый и летучий, капли дождевые, раскаты грозовые)

Объясняем ученикам значимость такой особенности стихотворения, как смысловые повторы (повторы на одну тему). В данном стихотворении  они
образуют мотив грозы. Движение поэтической мысли (лирический сюжет) и происходит благодаря этим смысловым повторам (мотиву грозы), которые и двигают лирический сюжет стихотворения.

Задание: Прочитайте стихотворение и найдите повторяющиеся слова:

1 вариант – формы слова, 2 вариант – однокоренные слова,

Запись в тетради 1 варианта

1. поля, с полей, на поля

2. солнце, солнце

3. земля, земля

Запись в тетради 2 варианта

1. дождь, дождевые

2. зеленеют, зеленеющие

Почему так много лексических повторов? Какой мотив они поддерживают? Как вы думаете, почему образы солнца и земли есть и в первом и в последнем катрене?

Сделаем вывод с помощью вопросов: Только ли о природе это стихотворение? Почему не озаглавлено?

5 этап урока. Тренинг по выразительному чтению.

Стихотворение – это текст, который строится по своим правилам

1. Сколько частей в стихотворении? Что собой представляет каждая часть?

Строфа – часть стихотворения (записываем).

2. Чем завершается каждая строфа?

(Каждая строфа – завершенная мысль).

3. Как организована каждая строфа? Почему где-то есть знак препинания в конце строки, где-то нет?

Тренинг – чтение стихотворения с учетом анжанбемана. Предварительно учитель демонстрирует в своем чтении интонационные переносы.

Читаем стихотворение выразительно.

Количество просмотров: 10774  

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы